Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Строительные и строительно-монтажные организации являются первичным производственным звеном в системе функционирования строительной сферы экономики.
От успешности их производственно-хозяйственной деятельности зависит эффективность не только строительства как отрасли экономики, но и национальной экономики страны в целом, поскольку основной функцией и задачей его является создание главного национального богатства страны - ее основных фондов, производственно-экономического потенциала и материальной базы жилищно-бытового и культурного обеспечения населения.
Строительство - относительно самостоятельная отрасль национальной экономики, назначение которой состоит в том, чтобы обеспечивать все ее отрасли и другие сферы в части возведения новых, а также расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта действующих объектов производственного, жилищного, транспортного, социально-бытового и другого назначения.
Для осуществления строительных, монтажных и других работ по возведению зданий и сооружений, а также при осуществлении их в процессах ремонта, перепланировки, развития существующих в стране действует сеть строительных и строительно-монтажных организаций.
На государственном уровне в поддержку строительной деятельности России разрабатывается ряд нормативно-правовых актов, в том числе и стратегия развития отрасли строительства на период до 2030 года.
Плановые показатели строительной деятельности достаточно радужные, остается только приложить максимальные усилия, для того, чтобы строительная компания занимала максимальную долю рынка и являлась конкурентоспособной.
Конкурентоспособность строительной деятельности определяется инновациями, которых уже сегодня в российском строительстве не счесть. Это роботизированные системы, нанотехнологии и другое. При этом, для настоящего прорыва нужно больше инновационных разработок.
Актуальность темы вызвана тем, что в современных условиях хозяйствования знание строительными организациями их конкурентоспособности весьма важно и необходимо как в плане понимания своего положения и определения политики поведения на рынке строительных подрядов и строительных услуг, так и в плане планирования и осуществления соответствующих мероприятий по повышению своей конкурентоспособности.
Для предприятий строительной отрасли конкуренция является движущей силой развития, а проблема повышения конкурентоспособности приобретает первостепенную важность. Именно низкая конкурентоспособность часто является решающим фактором прекращения деятельности предприятий, не отвечающим требованиям рынка, а конкурентоспособные предприятия продолжают функционировать и развиваться.
Предмет исследования – компания по производству строительно-монтажных работ ООО «Трансстроймеханизация».
Объект исследования миссия компании и ее конкурентоспособность.
Цель исследования – определить конкурентоспособность компании ООО «Трансстроймеханизация» и разработать рекомендации по ее повышению.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности,
- разобрать методы оценки конкурентоспособности организации,
- исследовать конкурентоспособность ООО «Трансстроймеханизация»,
- разработать предложения по совершенствованию миссии рассматриваемой организации.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности организации
1.1 Понятие конкурентоспособности и ее свойства, обзор существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность – это способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность также определяют, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
Рассмотрим, как представляют определение конкурентоспособности авторы различных научных изданий и методик.
Рисунок 1. Конкурентоспособность и ее определения
Конкурентоспособность проявляется в способности предприятия или иного субъекта создавать и поддерживать конкурентные преимущества, превосходя другие компании, работающие в этой же отрасли и регионе.
Рисунок 2. Виды конкурентоспособности предприятия
В научных источниках выделяется четыре вида конкурентоспособности предприятия, а именно: товарный; микроуровень; мезоуровень; макроуровень.
Согласно жизненному циклу, все предприятия сначала образуются на рынке, затем развиваются, а далее функционируют в бизнес-среде производя товары либо услуги для целевой аудитории.
Специфика конкурентоспособности строительных предприятий определяется следующими особенностями строительной отрасли:
- строительный продукт или услуга, может быть отложен в потреблении, из-за нежелания потребителя новизны, и способность довольствования уже имеющегося;
- нацеленность на длительное применение, в связи с чем, усиливается интерес потребителя к сохранению уже имеющегося (реконструкции, модернизации, ремонту), нежели к приобретению нового;
- локальное расположение рынка подрядных работ ввиду локального закрепления продукции на конкретной территории и ее зависимости от социально-экономического развития региона;
- особая значимость фактора времени в связи со значительной длительностью производственно-коммерческого цикла;
- вовлечение большого количества участников процесса, в связи с чем, процесс построения деловых отношения связан с дополнительными источниками риска;
- узкий круг потребителей из-за высокой стоимости конечной продукции или услуг строительного производства.
Чтобы принять удовлетворяющий практику метод оценки конкурентоспособности строительных организаций, следует исходить из ее содержания как экономической категории.
Как известно, экономическая категория - это абстракция, выражающая экономические отношения, складывающиеся в процессе производственно-экономических отношений по какому-либо поводу.
Исходя из содержания предмета торгов на рынках строительной продукции и подрядных строительных услуг, которыми являются стоимость и качество строительной продукции, сроки исполнения подрядных контрактов, конкурентоспособность строительной организации - это ее способность удовлетворить требования покупателей и заказчиков строительной продукции и строительных услуг по указанным параметрам и характеристикам.
Поэтому к основным составляющим конкурентоспособности строительно-монтажных организаций необходимо отнести:
- цены их предложений на рынках готовой строительной продукции (цены 1 кв. м продаваемой жилой/полезной площади домов различного класса, квадратных метров офисных, складских помещений соответствующего класса и т.п.);
- цены их предложений на выполнение договоров на строительство объектов, их комплексов, на выполнение комплексов строительно-монтажных работ;
- гарантируемое ими качество возведенных ею строительных объектов и качество выполнения строительно-монтажных работ;
- гарантируемые ими сроки исполнения подрядных контрактов и степень надежности их соблюдения.
К указанным характеристикам в качестве составляющей конкурентоспособности строительных организаций необходимо отнести и их финансовую состоятельность, финансовую надежность как важное условие своевременного материального и другого обеспечения процесса строительства объектов и выполнения строительно-монтажных работ.
При выходе на рынки конечной продукции строительства и строительных подрядов строительные организации должны знать свои цены предложений на них в сопоставлении с ценами других участников рынков.
Оценка конкурентоспособности продукции предприятия осуществляется путем сравнения ее с аналогами, производимыми конкурентами, либо с образцом, который моделирует потребность с целью сравнения его параметров с параметрами оцениваемой продукции.
В условиях кризиса наиболее приемлемыми являются следующие методы оценки конкурентоспособности продукции предприятия:
- дифференциальный метод, который основан на использовании единичных параметров конкурентоспособности. При этом устанавливается, соответствует ли продукция предприятия необходимому уровню параметров в целом; если не соответствует, то по каким параметрам, какие из них наиболее сильно отличаются от базовых.
Данный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности продукции, т.е. наличие у нее недостатков или преимуществ по сравнению с аналогом (образцом). С его помощью трудно разрабатывать варианты модернизации продукции, поскольку для этого необходимо знать весомость каждого параметра конкурентоспособности с точки зрения его влияния на предпочтения потребителей.
- комплексный метод, основанный на применении системы групповых, обобщенных, интегральных параметров. При этом осуществляется подсчет показателей по группам параметров и рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности продукции. Он отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и использованию.
- смешанный метод, основанный на совместном применении единичных и интегральных показателей. При этом часть единичных параметров объединяется в атрибуты и для каждого атрибута определяется соответствующий комплексный групповой показатель. Отдельные, наиболее важные параметры используются при дальнейшем анализе как единичные показатели.
1.2 Сущность миссии организации и подходы к ее формированию
Миссия компании - это перечень текущих и перспективных направлений ее деятельности, выделение приоритетов в стратегии бизнеса, то есть основополагающих принципов, которые формируют образ и положение компании в будущем.
Миссия должна быть достижима и выполнена в течение определенного периода времени, это ее отличает от цели существования предприятия. Как правило, миссия формулируется на стадии роста организации на срок 5-7 лет. При таком подходе поколение сотрудников, которые ее составляют, могут увидеть материальные плоды своей деятельности.
Миссия – это своеобразный лозунг, утверждение, которое определяет, для чего создана и существует компания (организация, учреждение). Он придает действиям сотрудников осмысленность и целенаправленность, помогает им лучше осознавать, для чего они выполняют работу, мотивирует на достижение больших результатов.
Миссия организации - это ее предназначение, основная цель существования, формулируемая в общих чертах и отражающая основное направление действий, придающая организации определенность и индивидуальность.
Рассмотрим пример (рисунок 3) разработки системного подхода к управлению качеством на предприятиях.
Рисунок 3. Пример миссии организации
Имеются еще определенные факторы, которыми обусловлено формирование миссии фирмы:
1. Миссию разрабатывают не только для тех людей, кто работает внутри компании, она также дает субъектам внешней среды (контрагентам, покупателям, инвесторам и т.д.) представление о философии и направлениях деятельности бизнеса.
2. Формирует имидж и деловую репутацию компании на рынке.
3. Способствует созданию корпоративной культуры, единению команды, мотивирует на совместное достижение успехов.
4. Обеспечивает общий подход в распределении ресурсов, создает базу для оценки их рационального использования.
5. Раскрывает смысл существования организации, который отличает ее от конкурентов.
В зависимости от вида деятельности, места на рынке и других факторов, содержание миссии, ее объем и структура могут отличаться. Обычно при определении миссии фирма учитывает: историю создания бизнеса; стиль поведения, способ взаимодействия собственников компании и топ-менеджмента с персоналом; состояние внешней среды организации; ресурсы, которые фирма может использовать для достижения своих целей и реализации миссии (денежные средства, имущество, сырье, оборудование, кадры); отличительные особенности бизнеса, то, что выгодно отличает компанию от конкурентов.
Принимая во внимание все перечисленные факторы, можно сформулировать одно общее утверждение, которое будет отражать философию существования и направление развития бизнеса. Важно понимать, что миссия – не план ведения коммерческой деятельности. Она задает только основные направления движения компании, отношение к процессам и явлениям внутри и вовне, но без строгого указания, какие шаги предпринимать в установленные сроки.
Рассмотрим, каким образом рассматривается формулирование миссии и целей организации на рисунке 4.
Рисунок 4. Миссия и цели организации
Объем текста миссии может быть различным. Как правило, чем крупнее предприятие, тем более детально и подробно разрабатывают ее миссию. Какие-то фирмы ограничиваются только одним емким предложением (отдельным слоганом).
В других случаях она представляет собой многостраничный программный документ, который принимает собрание акционеров или совет директоров на общем собрании.
Рассмотрим подробнее этапы формирования миссии.
Этап 1. Создание костяка. Основу для будущей миссии можно сформировать, расписав ответы на следующие главные вопросы:
- Чем занимается фирма? Какие товары продает / какие услуги оказывает?
- Кто является клиентом компании?
- Какие потребности клиентов стремится удовлетворить компания?
- Что определяет успех проекта и выгодно отличает компанию от конкурентов?
- Каким образом компания достигает успеха и за счет чего?
Этап 2. Сокращение и обобщение текста. На втором этапе необходимо выделить из созданного костяка главную мысль, сформулировать ее четко и емко, так чтобы она точно выражала философию бизнеса.
Этап 3. Проверка и согласование. В завершение стоит вернуться к факторам, которые нужно учитывать при формировании миссии компании, и проверить все ли из них нашли отражение в тексте. Обычно составлением миссии занимается руководитель фирмы, ее создатель, либо специально нанятый для этих целей маркетолог, бренд-менеджер.
На примере таблицы 1 проведем сопоставимость ориентиров миссии и целей организации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. .Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года [Электронная версия] [Ресурс: https://garant.ru],
2. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники: Утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-577.
3. http://tsm.ru/about/
4. Данилова В. Ю. Факторы, влияющие на конкурентоспособность строительной организации // Молодой ученый. 2018. №47.
5. Лысенко Е.Н. Особенности выявления конкурентных преимуществ строительных предприятий в современных условиях .2015. №10.
6. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов н/Д, Феникс, 2016.
7. https://www.list-org.com/company/767317
8. https://www.audit-it.ru/contragent/1057747413767_ooo-transstroymekhanizatsiya
9. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. Альфа-Пресс, 2016.
10. Терентьева Т.В., Ворожбит О.Ю., Шумик Е.Г. Особенности разработки стратегии развития строительной отрасли, ПСЭ. 2016. №3 (59).
11. .Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. ИНФРА-М, 2018.
12. Асаул А. Н. Формирование конкурентного преимущества субъектов предпринимательства в строительстве, АНО «ИПЭВ», 2018.
13. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.
14. Белоусова, Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность, Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15.
15. Вашко, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность, Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2018.