Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что правовое регулирование как разновидность государственного регулирования считается механизмом императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов государственного управления, формирования устойчивого правового порядка их функционирования. Сферы, на которые распространяется государственное регулирование, должны быть четко отрегулированы, должны быть четко выделены и упорядочены, а его качественные и количественные показатели определены и оптимизированы согласно существующей стратегии развития.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правовым регулированием.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, практика их применения, а также научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы является изучением механизма правового регулирования.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие и методы правового регулирования;
• исследовать механизм правового регулирования;
• изучить средства механизма правового регулирования;
• проанализировать дефекты механизма правового регулирования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое регулирование и механизм правового регулирования
1.1. Понятие и методы правового регулирования
Правовое регулирование – это часть социального регулирования. Это система элементов, которая является сложной структурой.
В общей теории права обычно выделяются четыре составляющие отраслевого метода правового регулирования: правовое положение участников (субъектов) правоотношений; основания возникновения правоотношений (юридические факты (фактические составы)); содержание правоотношений; санкции. Последовательно рассмотрим каждую из названных составляющих.
С.С. Алексеев утверждал, что «каждой основной отрасли присущ свой особый метод правового регулирования, специфические черты которого концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов, а также в основаниях формирования правоотношений, способа определения их содержания, в юридических санкциях», но трудно найти специфические характеристики гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, так как предложенные признаки либо встречаются во всех остальных отраслях права, либо вырваны из общего контекста правового регулирования.
Как же быть с иными отраслями права? Нужно было каким-то образом на основе этих условностей и допущений выстроить систему права по критериям предмета и метода. Казалось бы, можно полагать, что имеются две отрасли права (либеральное и директивное), которые являются основными, а в иных отраслях встречаются вторичные, производные методы регулирования, которые формируются достаточно легко. А.В. Губарева утверждает, что «1) метод правового регулирования - не просто совокупность приемов воздействия (сумма этих приемов), а сочетание приемов воздействия, т.е. единая система, образованная согласованным объединением приемов воздействия; 2) метод правового регулирования предполагает использование не единичных инструментов, а комплекса юридических средств».
Вот только эти методы в иных отраслях права так никто и не нашел, да и средства оказались едиными для всех отраслей права (например, средства-инструменты, а именно юридические нормы, закрепляемые ими правовые институты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, поощрения, санкции, льготы, принципы и презумпции права, правовые режимы и механизмы и др., и средства правореализации, которые могут выражаться в форме средств-документов и средств-деяний).
Почти каждая публикация начинается с сенсационного заявления об открытии нового метода правового регулирования той или иной отрасли деятельности, но дальнейший ее текст наполнен извечными фразами, повторяющими то, что несколько десятилетий тому назад говорил о методах правового регулирования С.С. Алексеев, т.е. ничего нового не обнаружено. Может быть, нужно честно заявить, что никакого нового метода правового регулирования не было и не будет найдено?
Зачастую исследователи говорят о комбинаторике, сочетании диспозитивно-императивных или императивно-диспозитивных начал, но тем самым еще больше усугубляют ситуацию, так как никто не может ответить на вопросы структурного и инженерного характера: в каком соотношении находятся эти средства в той или иной отрасли права и как соединяются, переплетаются и связываются между собой эти императивно-диспозитивные начала? Предположения о преобладании императивных начал в экологическом праве, диалектическом переплетении властных и имущественных методов звучат как некое потаенное знание, неясное, расплывчатое и бездоказательное, только создающее, но не разрешающее проблемные ситуации в юридической науке.
И.А. Каменко, поддерживая позицию М.А. Хвалевой, предлагал оригинальный способ устранения возникшего затруднения. Авторы утверждали, что императивные и диспозитивные начала позволяют выделить две основные отрасли права: частное и публичное, а все остальные построения являются их подотраслями. Казалось бы, удачно преодолена давняя научная проблема, однако говорить об исключительной императивности или диспозитивности регулирования в публичном и частном праве не приходится. Процентное соотношение этих отраслевых признаков неизвестно, а жесткая демаркация ведет к абсурдным последствиям структурирования правовой системы: свободу волеизъявления избирателя отнесем в частное право, а регистрацию избирателей как административную процедуру - в публичное; приобретение оружия как вещи - в частное право, а его регистрацию и лицензирование - в публичное; занятие предпринимательской деятельностью - в частное, а антимонопольное регулирование предпринимательских структур - в публичное. Иными словами, ничего не разрешилось, а запутанных ситуаций стало в несколько раз больше. Вполне здраво звучат утверждения А.В. Поповой о правовом регулировании инвестиционных отношений, где наличествуют, с одной стороны, договорные связи, с другой - государственное регулирование инвестиционной деятельности и инвестиционной политики. Но это разные виды деятельности, регламентируемые разными отраслями права, т.е. специального сочетания императивно-диспозитивных начал ни в одной отрасли нет.
Ситуация усложняется тем, что генезис методов предполагалось рассматривать в зависимости от способа правового регулирования. Но тогда диспозитивных и императивных начал оказывается недостаточно (первичными могли быть лишь две отрасли права - гражданское и административное), остается еще юридический запрет, положенный в основу метода уголовно-правового регулирования. Однако, как показало дальнейшее изучение уголовно-правовых конструкций, в данной отрасли права встречаются черты диспозитивности, в том числе регулятивные правила, поощрения и т.д. В таком случае не хватает еще четвертой отрасли права, так как любой человек, овладевший правилами построения классификационных групп, может заявить: если есть пассивное и активное обязывание (основа для структурирования уголовного и административного права), то должны быть парные активное и пассивное управомочивание (необходимо выделить такие способы правового регулирования, как дозволения, предполагающие активную свободу действий индивида, и предоставления, предполагающие получение удовлетворения интересов от других лиц, например вследствие социального обеспечения, предоставления государственных и муниципальных услуг, административной опеки и т.д.).
Так что же такое запрет - метод правового регулирования или способ, определяющий качество поступка? А.П. Фильченко в одном случае называет компромисс способом взаимодействия субъектов правоотношения, а в другом - методом уголовно-правового регулирования. Но такой подход достаточно просто опровергнуть, так как метод правового регулирования должен характеризовать отрасль права в целом, а нормы-способы в данном случае характеризуют лишь отдельные направления взаимодействия субъектов в рамках отрасли права. В этом плане куда более правдоподобно звучит заявление И.А. Петина о том, что «предназначение метода уголовно-правового регулирования сводится к изучению и «освоению» реальной преступности, то есть к управлению криминальной реальностью». Честно говоря, такой подход вызывает определенные трудности при разграничении предмета административного права и метода уголовно-правового регулирования; во втором случае корректнее говорить о методах правовой охраны в целях сокращения и искоренения преступности и ее последствий.
Использование единообразной терминологии для обозначения различных юридических феноменов - метода правового регулирования и онтологии правовых норм (метод, способ, средство, прием и т.д.), - к сожалению, влечет известную путаницу относительно функционала правового регулирования. Причем в общеметодологическом плане трактовать норму приходится именно через способы деятельности. В частности, «механизмы овладения и усвоения, применяемые индивидами, будут определять тот «субъективный способ», каким отдельные индивиды будут в дальнейшем осуществлять личную деятельность».
Дальнейшее известие методологам и теоретикам права, как, впрочем, и большинству юристов, покажется неожиданным, хотя суть его в небольшой перестановке. «Способ определяется на четырех уровнях: цели, метода, процедуры и операций. При этом:
(1) способ отличается от акта как задание от того, что задается;
(2) норма-способ есть знаковое образование, в то время как способ есть то, что оно обозначает;
(3) способ задает тип акта, а каждый акт есть единичный «случай» этого типа;
(4) способ есть задание акта в императивной модальности, в то время как акт осуществляется в модальности действительности».
Более корректно говорить о методах создания текстов правовых актов. В частности, об этом достаточно серьезно и аргументированно пишет Г.А. Пакерман, рассматривающая различные приемы унификации в международном праве. И.А. Кулешова определяет коллизионный и материально-правовой методы регулирования, которые также можно считать способами разрешения логических затруднений в толковании текстов правовых норм международного и национального законодательства. Характеризуя метод конституционно-правового регулирования, А.Е. Постников рассуждает об общем нормировании, когда Конституция РФ предполагает свое развитие в других отраслях права; это не характеристика отрасли, а именно способ формирования текстов правовых актов применительно ко всей правовой системе государства. Наконец, крайне важное заявление делает В.В. Попов, утверждая, что основоположением для правового освоения действительности являются методы социально-логической конструкции «как способы логического сочетания в тексте нормативного правового акта прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов, специальных средств и др.». Однако хочется отметить, что названные авторы ведут речь об использовании тех или иных средств, а не о правовых методах; кроме того, опять юридическое познание сводится к изучению текстов юридических актов, а не правовых феноменов в целом.
К проблемам предмета теории права отечественные правоведы обращаются главным образом при различении объекта и предмета науки, обсуждении вопросов категориальной организации и предметных границ юридического исследования. При этом есть достаточные основания полагать, что последовательное различение объекта и предмета науки позволяет интерпретировать ряд аспектов проблематики предметной определенности юридических исследований в контексте формирования понятийного состава теории права.
При работе с консолидированными понятиями есть определенные ограничения, прежде всего касающиеся допустимости их использования с учетом сформировавшегося содержания и объема понятия. К сожалению, все большее распространение в нашей литературе получает редуцированное отношение к понятиям других наук, а иногда вместо теоретически корректной работы встречается простое заимствование, причем часто не понятия и даже не термина, а слова как лексической единицы. В таких случаях рассуждения строятся исходя из лексического значения термина и разного рода контекстуальных смыслов, а не в рамках научного понятия. Примером может служить использование в некоторых публикациях последних лет понятия «синкретизм». Оно, как известно, формировалось в философских дискурсах, активно разрабатывалось в культурологии, применяется в теоретической психологии, в этнографии, при характеристике ранних этапов развития искусства. В культурологической традиции под синкретизмом понимается свойство культуры прежде всего первобытных обществ и некоторых примитивных культур современного мира, состоящее в понятийной неразделенности и слитности восприятия различных явлений культуры.
Активное привлечение в юриспруденцию понятий иных наук можно интерпретировать как стремление юристов осмыслить в рамках своего предмета действительности разного рода, как их попытки выйти из плоскости абстракций, задать дополнительные «измерения» права и тем самым приблизиться к реальности, формируя не только собственно научный предмет, но и идеальную (философски ориентированную) «версию» реальности во всем многообразии ее сторон и взаимосвязей. Здесь, в свою очередь, возникает потребность не только в стандартном научном абстрагировании от частностей и обращении к сущностным характеристикам правовых явлений, но и в особом соединении их разноплановых представленностей (аспектов) в рамках некоторой практической задачи, философской идеи или методологической конструкции. В связи с этим предмет юридической науки приобретает сложные модельные качества, и особое значение получает такая его характеристика, как конструктивность. Другими словами, «конфигурируя» систему разноплановых представлений о праве (формально-юридические, социологические, психологические и т.п.), юридическая наука путем обращения к соответствующим понятиям не просто расширяет свой предмет в плоскости избранной абстракции, но и, разворачивая ту или иную концепцию права, «конструирует» его в нескольких «измерениях».
Таким образом, «схватывая» применяемыми понятиями различные «стороны» права как объекта исследования, юридическая наука тем самым формирует свой предмет как систему модельных представлений права.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 16.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
7. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 364.
8. Аникеева Т.М. Теоретические проблемы страхового права в условиях рыночных отношений: Монография. М.: РПА Минюста России, 2011. С. 103.
9. Васильева М.И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2009. N 2/3.
10. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность // Избр. тр. по гражд. праву: В 2 т. М.: Статут, 2004. Т. 2. С. 31.
11. Винокуров В.Н. Об увеличении объема и роли защищающих (публично-правовых) отношений как объекта уголовно-правовой охраны // Рос. юрид. журн. 2015. N 4. С. 50 - 56
12. Губарева А.В. К вопросу о дискуссии о методе правового регулирования // Юрид. мир. 2014. N 1. С. 70.
13. Иеринг Р. Юридическая техника. О существе юридического формализма. М., 2015. 165 с.
14. Кулешова И.А. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования юридических лиц в международном частном праве // Междунар. публичное и частное право. 2008. N 4.
15. Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой: Монография. М.: Изд-во МЮИ при Минюсте России, 2005. С. 16.
16. Мартынов В.Ф., Чернышов С.В. К вопросу о месте метода правового регулирования в системе критериев отраслевой структуризации права // История государства и права. 2007. N 1.
17. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009. С. 371.
18. Нормы права: теоретико-правовое исследование: монография / Ю.Р. Барышникова, Р.Г. Валиев, Т.В. Губаева и др.; отв. ред. Т.В. Губаева, А.В. Краснов; Рос. акад. правосудия. М.: РАП, 2014. С. 76.
19. Пакерман Г.А. Методы унификации права на примере правового регулирования иностранных инвестиций // Журн. рос. права. 2008. N 9. С. 96.
20. Петин И.А. Метод уголовно-правового регулирования: онтологические аспекты // Общество и право. 2011. N 1. С. 101.
21. Попов В.В. Метод социально-логической конструкции в оценке регулирующего свойства нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 4. С. 13 - 16.
22. Попова А.В. Понятие, предмет и метод правового регулирования инвестиционных отношений // Современный юрист. 2014. N 2. С. 93 - 105.
23. Постников А.Е. О конституционно-правовом методе регулирования // Журн. рос. права. 2012. N 12. С. 35
24. Прудентов Р.В. Метод в праве: исторический обзор отечественных подходов к проблеме // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 3 - 9; Шулаков А.А. Консеквенциальный метод в международном частном праве // Актуальные проблемы рос. права. 2014. N 1. С. 100 – 108.
25. Рыбаков В.А. О системе собственности (цивилистический очерк). М.: Юрист, 2008. С. 3.
26. Фильченко А.П. Компромисс как метод уголовно-правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 251.
27. Шафиров В. М. Содержательность и формальность в праве // Вопросы правоведе-ния. 2015. № 1.