Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности изучения формирования орфографических навыков у младших школьников 6
1.1. Орфографический навык как компонент содержания обучения орфографии 6
1.2. Методы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников 14
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию орфографических навыков у учащихся 3-х классов 20
2.1. Организация эксперимента 20
2.2. Результаты эксперимента 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Долгие годы школа была ориентирована на орфографическую грамотность как на самую главную ценность предмета «Русский язык». Поэтому методика обучения правописанию – один из самых разработанных разделов теории и методики обучения русскому языку.
На современном этапе общего среднего образования вопросы успешного обучения письму, предупреждения и коррекции его нарушений приобретают особую остроту и актуальность. Интерес к указанным проблемам обуславливается повышением требований к начальному обучению на первой ступени общего среднего образования, возрастающей ролью письменной речи в условиях постоянного увеличения потока информации, возможностями письменной речи в процессе выражения мыслей и обмена информацией.
Важными навыками, которыми учащиеся должны овладеть в процессе начального обучения, являются орфографические. Орфографический навык включает в себя навык письма, требующий от учащегося владения анализом звукового состава слова, владения морфологическим анализом слова, достаточным лексическим запасом, способностью на основе грамматических знаний опознавать орфограмму и выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Усвоение орфографического навыка определяет уровень грамотности учащихся, успешное овладение ими программой по русскому языку.
Формирование орфографической грамотности учащихся является одной из основных проблем, стоящих перед школой на протяжении её исторического развития. Данной проблемой занимались психологи Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методолог Н.С. Рождественский, методисты Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др. Однако проблема орфографической грамотности до сих пор не решена.
М.Р. Львов указывал, что формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мысли, взаимопонимание людей в письменном общении. Именно от того, насколько прочно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение учащегося в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык.
В настоящее время в методике обучения орфографии утвердилось положение о том, что формирование орфографических умений — это длительный процесс, который требует систематических упражнений в связи с изучаемыми орфографическими правилами.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования отмечается, что важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, учить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю и что в наше время есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, обучить школьника орфографии очень сложно. Формирование навыков грамотного письма, пожалуй, одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача является важнейшей программной установкой.
Цель исследования – теоретически обосновать современные подходы к формированию орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка и разработать методическое обеспечение процесса обучения русской орфографии.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать процесс формирования орфографических навыков как лингвометодическую проблему;
2) раскрыть сущностные характеристики лингвометодических подходов к обучению русской орфографии младших школьников;
3) определить и охарактеризовать методы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников;
4) выявить уровни сформированности орфографических навыков у учащихся 3-х классов;
5) разработать и апробировать методические рекомендации по формированию орфографических навыков у учащихся младших классов.
Объект исследования – процесс формирования орфографических навыков у учащихся 3 классов на уроках русского языка.
Предмет исследования – современные подходы, обеспечивающие формирование орфографических навыков у младших школьников.
Методы исследования:
• библиографический – изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• теоретический – анализ научно-методического и учебно-методического обеспечения процесса формирования орфографических навыков у младших школьников;
• эмпирический – педагогический эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические особенности изучения формирования орфографических навыков у младших школьников
1.1. Орфографический навык как компонент содержания обучения орфографии
ФГОС второго поколения начального общего образования устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Филология» (Русский язык. Родной язык):
1. Ребёнок должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
2. Обучающийся должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» .
Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеев, Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности : Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб. / Н.Г. Алексеев. – М. : Народное образование, 2001.
2. Антипова, М. Б. Роль звуко-буквенного разбора в речевом развитии и повышении орфографической грамотности учащихся / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. - 2012. - № 4. - С. 42-45
3. Антипова, М. Б. Русский язык: учеб. для 2-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 2 / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. - Минск : Нац. ин-т образования, 2011
4. Бакулина, Г. А. Выполнение текстовых упражнений по русскому языку средствами субъективизации. 1 - 2 классы / Г. А. Бакулина. - М. : Владос, 2005.
5. Баранов, М. Т., Ипполитова, Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
6. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявлен ский // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 39-46
7. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 1966.
8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. – 2011. №1.
9. Гимпель, И. А. Новые диктанты по русскому языку для начальных классов / И. А. Гимпель. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003. – 288 с.
10. Глазкова, Е. В. Русский язык на «отлично» / Е. В. Глазкова. – Изд. 2-е. – Минск : Харвест, 2013. – 320 с.
11. Грушевская, М. С. Нарушения письма младших школьников / М. С. Грушевская // Начальная школа. – 2002. – № 6. – С. 35–36.
12. Зелянко, В. У. Арфаграфiчныя ўменнii навыкi як дзейнасны складнiк навучання беларускаму правапiсу / В. У. Зелянко // Беларуская мова i лiтаратура. – 2016. – № 6. – С. 3–9
13. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. –М., 2011.
14. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.
15. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - 7-е изд. / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская; под.ред. М. Р. Львова. - М., 2012
16. Мурина, Л. А. Методы формирования у учащихся орфографических и пунктуационных навыков / Л. А. Мурина; Л. А. Мурина // Русский язык и литература. – 2011. – № 7. – С. 15–22.
17. Парамонова, Л. Г. Как повысить грамотность учащихся / Л. Г. Парамонова. – Спб.: КАРО: Дельта, 2005. – 304 с.
18. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / П. И. Подласый. – М. : Владос, 2004. – 399 с.
19. Рализаева, Т. Г., Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – //Т.Г.Рализаева, М.Р.Львов// - М., 2009.
20. Репкин, В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии –1960– № 2.
21. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 2010.
22. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993.
23. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – 2¬е изд., испр. и доп. – Самара : Учебная литература, 2006.
24. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. – М., 2001.
25. Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. // Начальная школа – 2006.– №17.
26. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.// Избр. произв. – М., 1996.
27. Сторожева, Н. А. Весёлые уроки: правописание парных согласных / Н. А. Сторожева. – Минск : Пачатковая школа, 2011. – 96 с.
28. Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2– 4 классы / сост. З.В. Короткевич. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2013. – 92 с.
29. Тиринова, О. И. Орфографические упражнения в начальных классах / О. И. Тиринора // Пачатковае навучанне: сям’я, дзщячы сад, школа. - 200
30. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Пед.соч.: Т. 6. – М., 1988.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http:// standart.edu.ru
32. Фролова Л.А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников. // Начальная школа. – 2014. – №3.
33. Щерба Л.В. Основные принципы орфографии и их социальное значение. – М.: Аспект Пресс, 2007.