Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день у российских школьников преобладает безответственное отношение к своему здоровью; довольно низкие показатели уровня восприятия проблем здоровья как личностно значимых. В целом, если обобщить, у подрастающего поколения нет потребности вести здоровый образ жизни, не сформирована модель поведения, которая бы обеспечивала здоровье. Многие подростки не имеют полного и точного представление о том, представляет собой «здоровья человека» и каковы его аспекты, какие факторы определяют собственное здоровье, из каких компонентов состоит здоровый образ жизни. В настоящее время здоровье молодого поколения ухудшается с каждым годом. Согласно исследованиям, при поступлении в школу дети имеют различные заболевания, при выпуске из школы каждый десятый не имеет отклонений по здоровью [17, с. 25]. Среди распространенных заболеваний–болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, болезни обмена веществ. Поэтому так важно помочь молодому поколению понимать важность ценности здоровья и формировать ответственность к ведению здорового образа жизни [3, с. 31].
Тема здорового образа жизни очень актуальна в наше время. Путь укрепления здоровья детей – это создание благоприятных социально-педагогических условий для формирования здорового образа жизни, как в школе, так и в кругу семьи.
Затрагивая вопрос здорового образа жизни школьника, задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:
1. создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.д.);
2. составление правильного режима труда и отдыха;
3. воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование стереотипа здорового поведения.
В настоящее время сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни – важная задача политики правительства нашей страны.
Регулярная гигиеническая подготовка является достаточно мощным инструментом усвоения медико-гигиенических знаний, формирования здорового образа жизни, укрепления фундамента санитарной культуры
Школьникам важно принять для себя важность ценности ЗОЖ. Это достигается совместной работой родителей, педагогов и окружающей среды. Гигиеническое просвещение – система медицинских, государственных, общественный мероприятий, которые нацелены на укрепление и охрану здоровья, профилактику болезней, высокую работоспособность.
Гигиеническое просвещение нацелено на постоянное и целенаправленное увеличение уровня гигиенической культуры населения. Оно зависит от комплекса мероприятий, которые сообщают углубленные санитарно-гигиенические знания и дают прививку умений разных группам в обществе, в том числе и детям.
Тематика ежедневного решения вопросов гигиенической работы в области просвещения населения зависит от общегосударственных задач в сфере здравоохранения, которые закреплены законодательными актами нашей страны.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса изучения личной гигиены в школьном курсе ОБЖ.
Задачи:
- рассмотреть цель гигиенического воспитания его взаимосвязь с образом жизни человека, понятие «здорового образа жизни»;
- изучить роль курса ОБЖ в формировании здорового образа жизни школьников; методы формирования ЗОЖ на уроках ОБЖ;
- проанализировать формы и методы изучения личной гигиены в школьном курсе ОБЖ;
- составит пример технологической карты ОБЖ «Правила личной гигиены и здоровье» (11 класс);
- проанализировать перспективы развития технологий изучения личной гигиены в школьном курсе ОБЖ.
Объект исследования – здоровый образ жизни и его изучение в рамках школьного курса ОБЖ.
Предмет исследования – тема личной гигиены в рамках школьного курса ОБЖ.
Данная работа состоит из введения, 2 глав с 2 подглавами, 3тьей главы, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы изучения личной гигиены и здорового образа жизни в школе
1.1 Гигиеническое воспитание: цель, взаимосвязь с образом жизни человека. Понятие «здорового образа жизни»
Базовая цель гигиенического воспитания – создание знаний и умений у населения быть ответственными за сохранение и укрепление здоровья.
В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании.
Гигиеническое обучение и воспитание населения в отличие от санитарного просвещения имеет свои особенности, главная из которых – активный характер проводимых мероприятий [9, с. 357].
Повышение уровня гигиенической грамотности общества – важная задача образования. Актуальная часть такой работы – это формирование установки на ЗОЖ. Последний представляет собой элемент общего термина «образ жизни», который включает в себя благоприятные обстоятельства человеческой жизни, культурного уровня общества, навыков гигиены, поведения. Это дает возможность сохранить и укрепить здоровье, совершать профилактику нарушений здоровья.
На рисунке 1 мы показали категории образа жизни человека.
Рисунок 1 – Категории образа жизни человека
Уровнем жизни является элемент количественных обстоятельств условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей людей, потребительские фонды, уровень доходов, обеспеченность жильем, помощи в медицинской сфере, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и пр. Под уровнем жизни понимается категория, прежде всего, экономики, которая связана с уровнем удовлетворения ценностей материального, культурного и духовного плана.
Качество жизни представляет собой другую категорию, которая сочетает в себе обстоятельства жизнеобеспечения и состояния здоровья, которые помогают достичь физического, психического, социального здоровья и самореализации [2, с. 18].
Стилем жизни являются конкретные поведенческие особенности человека или группы людей. Это то, что отличает человека, говорит о его самостоятельности, ответственности.
Уровень жизни и качество жизни – это категории общественного плана. Здоровье личности зависит от стиля жизни. А стиль жизни уже носит индивидуалистичный характер и зависит от традиций, предпочтений человека.
Человеческое поведение нацелено на удовлетворение потребностей. Если у людей одинаковые потребности, все равно у каждого есть свои способы удовлетворения потребностей. Значит, и поведение людей отличается разнообразием и зависит от воспитания
Понятие «здорового образа жизни»
На рисунке 2 мы показали составляющие термина ЗОЖ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Арнаутова Д., Личная гигиена - это серьезно. Литература в помощь учителю // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020. — № 6. — С. 27-31
2) Баранова Л., Здоровые ростки рождаются в здоровой среде // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2018. — № 8. — С. 18-22 :
3) Гоберман Н. Х., Результаты исследования особенностей здорового образа жизни современных студентов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2018. — № 1. — С. 31-34
4) Заварзина О. О., Здоровый образ жизни: медицинский и образовательный аспекты // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2017. — № 3. — С. 20-25
5) Зуев А. М., Пути достижения высокого уровня здоровья // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2019. — № 1. — С. 13-17.
6) Костецкая Г., Как учить, чтобы научить? Опыт передовых методик // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020. — № 5. — С. 22-24
7) Костецкая Г., Эксперимент воплощен в жизнь. ОБЖ против вредных привычек // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2021. — № 2. — С. 27-29
8) Лебединцев В. Б., Коллективная организационная форма обучения - базисная или производная? // Народное образование. — 2021. — № 1. — С. 127-139
9) Магомедова С. А., Проблемы организации профилактической помощи населению Российской Федерации // Гигиена и санитария. — 2022. — Т. 101, № 3. — С. 357-361
10) Мореловцева М., Здоровые привычки: как их формировать // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020. — № 6. — С. 35-37
11) Прядехо А. А., О сущности педагогических технологий как алгоритма взаимодействия // Образование и общество. — 2018. — № 3/4. — С. 81-83
12) Пухова Я. С., Степанов А. В., Тихомиров П. А. Особенности формирования здорового образа жизни// Материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Южно-Сахалинск, 2019. С. 114-117
13) Сафронов В., Квест-игра "Мы выбираем ЗОЖ". Интегрированное внеклассное занятие по ОБЖ и физической культуре // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2019. — № 1. — С. 30-32
14) Суворов В. В., Здоровый образ жизни как составляющая безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2019. — № 1. — С. 18-20
15) Шаповалова О., Забота о здоровье на уроках ОБЖ // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2021. — № 8. — С. 32-34
16) Шевчик Т., Начальная школа: опыт здоровьесбережения // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2020. — № 11. — С. 26-30
17) Шмелев А., Обучение за счет здоровья? // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2022. — № 6. — С. 25-27