Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Инициатива «Один пояс – один путь» – это стратегическая концепция, выдвинутая новым руководством Китая, генеральным секретарем Си Цзиньпином; содействие культурному сотрудничеству также является важной частью стратегической концепции.
Введение
В 2013 г. Китай выдвинул инициативу «Один пояс – один путь» (Belt and Road Initiative (BRI)), целью которой является «установить более тесные связи между странами Азии, Европы и Африки и на новую историческую высоту поднять взаимовыгодное сотрудничество этих стран в новой форме» . По оценкам китайских географов и экономистов, речь может идти о 40–65 развивающихся странах, расположенных «вдоль пояса и пути» . При этом уже на первом «Форуме пояса и пути» в Пекине в 2017 г. приняли участие более 100 стран. Ясно, что, несмотря на конкретные исторические и географические отсылки в названии, формальных ограничений к участию для стран других частей света нет. Также все более расплывчатыми становятся различия между двумя заявленным составляющими BRI – континентальным Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП) и океаническим Морским Шелковым путем XXI века.
Глава 1 Общая характеристика инициативы «Один пояс, один путь», роль регионов КНР
1.1 Цели и функции инициативы «Один пояс, один путь»
Проект «Один пояс – один путь» (ОПОП) является большой стратегией развития Китая, направленной на консолидацию национального пространства и международную интеграцию в рамках приграничных стран, а также на укрепление межрегионального и трансрегионального сотрудничества. За несколько лет существования проекта его участниками стали более 80 государств и негосударственных организаций .
Концептуальной основой для выдвижения инициативы послужил Великий шелковый путь. Само понятие «Великий шелковый путь» было введено в оборот в 1877 году немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном для обозначения системы торговых путей, которые со II века до н. э. до XVI века н. э. связывали Китай, Среднюю Азию, Индию, Средний и Ближний Восток .
На протяжении веков через это пространство осуществлялась торговля, шел обмен технологиями и идеями. Как отмечали Глянц и Росс, «это не просто дорога с несколькими крупными ответвлениями, а огромное, подвижное во времени историко-культурное пространство, по которому в древности и в Средние века шло сухопутное международное сообщение от крайних пределов Азии до стран Запада» . В XXI веке инициатива Китая вдохнула вторую жизнь в глобализацию, которая всё больше испытывала влияние регионализации.
Начинаясь как инструмент экономической политики, направленной на обеспечение стабильного развития Китая, со временем инициатива ОПОП трансформировалась в глобальную геоэкономическую идею, которая вывела Китай в число лидеров мировой политики. Инициатива стала рассматриваться в качестве инструмента, который способствовал бы превращению Китая в мировую державу. Инициатива ОПОП вначале была рассчитана на то, чтобы быть региональной, межконтинентальной (евразийской) инициативой помощи в области торговли и развития инфраструктуры.
Однако по прошествии времени она стала успешным брендом Китая в создании евразийской модели развития» . Для этой цели Китай использовал фонд инфраструктуры «Один пояс и Один путь», который направлялся для «пропаганды системы ценностей, отличающихся от западной.
Образ Великого шелкового пути, окутанный романтизмом, был усилен благодаря использованию Си Цзиньпином имперского прошлого Китая как источника национальной гордости, продвижения идеи «китайского мирового порядка». Он должен был заполнить вакуум, оставшийся в результате политики протекционизма и изоляционизма администрации Трампа .
Выступление председателя Си Цзиньпина на форуме в Боао в марте 2015 г. и последовавшее за ним обнародование документа «Видение и план действий по совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21 века» (Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st Century Maritime Silk Road), подготовленного совместно Комитетом по делам развития и реформ, МИД и Министерством коммерции КНР, прояснило, что речь идет о долгосрочном проекте глобальных масштабов, в который могут быть вовлечены до 60 государств трех континентов – Азии, Европы и Африки. Проект стал крупнейшей из всех международных инициатив, когда-либо выдвигавшихся китайским руководством. В этом плане он, безусловно, имеет весомый имиджевый компонент. Однако присутствуют и серьезные практические цели. Документ можно рассматривать как концептуальные «контрмеры» Китая на продвигавшиеся администрацией Обамы проекты транстихоокеанского и трансатлантического партнерства. Присутствует и стремление более активно использовать внешнеэкономические связи для стимулирования экономического роста и смягчения ситуации с перепроизводством многих видов инвестиционных товаров в Китае .
Глава 2 Провинции Шэньси, Гуандун и их роль в реализации инициативы «Один пояс, один путь»
2.1 Общая характеристика провинции Шэньси
Провинция Шэньси получила мировую известность благодаря своей исторической роли, которую она играла на протяжении 1100 лет, являясь императорской столицей 11 династий китайской цивилизации. Выгодное географическое положение позволило ей развивать свою экономику на основе торговли и стать начальной точкой древнего Шелкового пути, соединяя Китай со странами Запада .
В настоящее время региональные власти китайских провинций активно выдвигают стратегические планы для участия в строительстве «Одного пояса, одного пути». Среди северо-западных провинций одно из ведущих мест в реализации инициативы принадлежит провинции Шэньси.
Региональное правительство позиционирует свою провинцию как новый отправной пункт Экономического пояса Шелкового пути, придерживаясь идеи всесторонней открытости континентальной части Китая.
В 2013 г. после известных выступлений лидера КНР Си Цзиньпина в столицах Казахстана и Индонезии термин Шелковый путь наполнился новым экономическим содержанием, а провинция Шэньси вновь получила шанс превратиться в экономический хаб в рамках евразийской торговой сети.
Административный центр провинции Шэньси - город Сиань, наравне с Чунцином и Чэнду является частью так называемого «Западного треугольника», куда стекаются крупные государственные и частные инфраструктурные инвестиции, образуя новую экономическую зону, и выступает драйвером экономического роста Западного Китая, который позволяет сбалансировать развитие прибрежных регионов и провинций внутри страны. Инвестиции в инфраструктуру, строительство и промышленность направлены на создание экономической базы для развития производств с высокой добавленной стоимостью как для обеспечения потребностей растущего класса городских жителей, так и для укрепления внешних контактов с субъектами международной экономической деятельности в целях стимулирования экспорта.
С учетом геополитических факторов, культурно-исторического наследия и наличия природных ресурсов губернатор провинции Шэньси господин Ло Циньцзянь выделил 5 приоритетных отраслей развития региона, которые будут играть важную роль в национальной стратегии «Один пояс, один путь», позволят ускорить экономических рост и найти новые пути для строительства новой инновационно-ориентированной экономики Китая.
По объему добычи нефти и газа провинция Шэньси занимает первое место в стране, а по добыче необогащенного угля - третье.
Несмотря на это, для поддержания 8% - темпов роста регионального ВВП политическое руководство провинции в развитии энергетического и химического секторов экономики сделало ставку на высокотехнологичное производство. Были реализованы несколько новых проектов, которые позволяют провинции Шэньси непрерывно развивать свою промышленную цепочку предприятий. Второй приоритетной отраслью развития стали телеинформационные технологии, которые в настоящее время вошли в стадию стремительного роста. В одном из проектов этой отрасли при первоначальных инвестициях в 7 млрд долл. в 2012—2013 гг., объем выпуска конечной продукции в 2015 году достиг 17 млрд долл. Третей приоритетной отраслью является производство гибридных автомобилей (new energy automobile industry) с использованием новых источников энергии.
В 2015 г. объем продаж в указанном секторе достиг второго показателя в стране. Четвертым направлением является аэрокосмическая индустрия, также переживающая стремительно развитие за счет создания в Яньлиане (Yanliang) крупнейшей авиационно-индустриальной базы Китая. И наконец, развитие культурно-туристического кластера также стало одним из приоритетов провинции. Интеграция исторического наследия и современных технологий позволяет сделать
Сиань привлекательным местом как в национальном, так и в международном масштабе. За последние 5 лет суммарный оборот туристической индустрии в провинции Шэньси превысил 160 млрд долл.
Экономическая политика региональных властей в полной мере отвечает планам и является частью реализации национальной концепции «Один пояс, одни путь», направленной на перестройку китайской экономики от модели экспорта дешевых товаров широкого потребления на более сбалансированную экономическую модель роста, в которой внутренние потребление и высокотехнологичное производство будут играть главную роль. Цели центрального правительства заключаются в поиске новых путей развития, которые позволят избежать таких негативных особенностей индустриализации как загрязнение окружающей среды и создание низкотехнологичных производств, и сразу перейти к развитию передовых секторов экономики - информационных технологий, автомобильной промышленности и аэрокосмической отрасли.
2.3 Роль провинции Гуандун в реализации инициативы «Один пояс, один путь» (гуманитарный обмен)
«Один пояс – один путь» охватывает не только миллиарды людей и основные важные вековые вопросы, касающиеся большинства стран и регионов, но также является грандиозным проектом международного сотрудничества между странами «пояса» и регионами, которые могут принять участие в проекте. Зарубежные китайцы будут играть незаменимую
роль .
Во-первых, для привлечения представителей элиты и освоения внешних рынков. За последние годы в процессе своего экономического развития провинция Гуандун постепенно расширила рамки для приезжающих из-за границы талантливых людей, собираясь в дальнейшем использовать лучших представителей в экономической культурной и политической сферах в создании «Одного пояса – одного пути». Это позволит не только объединить выдающихся зарубежных китайцев, но и лучших иностранных представителей, в особенности зарубежных китайцев родом из провинции Гуандун, а также позволит ещё большему количеству талантов приехать в Гуандун для работы на его развитие и внедрение новых разработок, позволив предприятиям провинции Гуандун выйти на мировые рынки, где они смогут показать свою эффективность. Гуандун обладает многими преимуществами для строительства инициативы «Одного пояса – одного пути». Помимо преимуществ в торгово-экономических связях и транспортных узлах очевидны его преимущества в построении дипломатических отношений. Это преимущество, в первую очередь, для зарубежных китайцев, чьей родиной является провинция Гуандун. Таких зарубежных китайцев, проживающих в сопредельных странах, более чем 20,72 млн чел., что составляет 1/2 от общего числа зарубежных китайцев. Новое поколение зарубежных китайцев, многие из которых имеют огромный талант, капитал и зрелые торговые сети, не только знакомы с культурой принимающей страны, языком, обычаями и законами, но и понимают родные фольклор, язык, обычаи, совмещая китайские и иностранные уникальные преимущества .
Как можно привлечь к участию и способствованию созданию Великого Шёлкового пути те несколько тысяч зарубежных китайцев, которые играют особую роль связующего звена между принимающей страной и страной происхождения? Провинции Гуандун необходимо полностью раскрыть своё экономическое преимущество, потому как Гундун – это провинция с самой большой степенью торгово-экономического сотрудничества и самым тесным культурным сотрудничеством между Китаем и странами «пояса». В 2014 году общий объём импорта и экспорта провинции Гуандун вместе с сопредельными государствами составил 130,99 млрд долл. США, что составляет 22,4 % импорта и экспорта Китая с сопредельными странами в стоимостном выражении.
Таким образом, привлечение большей части силы китайских бизнесменов, особенно прибывающих для инвестирования в провинцию Гуандун, необходимо для привлечения иностранного капитала, что привело бы к его ведущей роли. Например, городской округ Шаньтоу, Гуандун, подал заявление на создание экспериментального района по культурному и экономическому сотрудничеству с зарубежными китайцами, был создан важный проход Морского Шёлкового пути XXI века через Шаньтоу, поэтому так важна роль зарубежных китайцев, прибывающих в Гонконг и Макао. В качестве важных интеллектуальных ресурсов для современного социально-экономического развития Китая, большинство зарубежных китайцев играют огромную роль в открытии международного экономического и технологического сотрудничества, содействии в благотворительности другим странам и т. д.
Заключение
Инициатива «Один пояс и Один путь» (ОПОП) была представлена председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году в ходе визита в страны Центральной Азии. Инициатива Китая направлена на расширение торговли, получение доступа к новым рынкам сбыта. Проект был положительно воспринят во многих странах мира, которые увидели для себя экономические выгоды. Число стран, заявивших о готовности участвовать в ОПОП, быстро возросло. Многие государства увидели в китайской инициативе возможность привлечения китайских средств. Тем более, что Китай объявил о планах вложить до 4 трлн долларов в проект ОПОП.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Виноградов А. В., "Однополярная Азия": китайский региональный порядок // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 3. — С. 23-32.
2) Глянц М.Г., Росс Р. Дж. Один пояс и Один путь. Долгий марш Китая в 2049 год. – М.: Международные отношения. 2021. – 264 с.
3) Грачиков Е. Н., Дипломатия КНР: контекст академического дискурса // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 3. — С. 33-41 :
4) Григорьева К. В.,Кучинская Т. Н. Региональное измерение экономического коридора «Китай-Монголия-Россия» в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь»//РОССИЯ И КИТАЙ: ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СБОРНИК ВОСТОЧНОГО ЦЕНТРА. 2018. № 21. С. 8-12
5) Жильцов С. С. Китай на пути к лидерству: роль инициативы «Один пояс – один путь»// ВЕСТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ МИД РОССИИ. РОССИЯ И МИР, 2021. № 4. С. 207-215
6) Кулинцев Ю. В. Международные особенности реализации инициативы «Один пояс, один путь» на примере провинции Шэньси//АРХИТЕКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. Доклады, представленные на IV международной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН. Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Совет молодых ученых ИДВ РАН. 2017. С. 147-154
7) Мануйлова Ю. В., Геополитические интересы Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 2. — С. 313-318.
8) Портяков В. Я. Проект «Один пояс, один путь» и интересы России//Российская академия наук; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. Москва, 2017. С. 22-33
9) Синчэнь У. Чжан Ин. «Один пояс – один путь» – китайско-российское экономическое сотрудничество и гуманитарный обмен в стратегическом контексте//ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ПАРТНЁРСТВО И СОТРУДНИЧЕСТВО. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Революции 1917 года, 80-летию со дня образования Читинской области, 50-летию атомной промышленности в Забайкалье: в 3 частях. Том Часть 3. 2017. С. 91-102
10) Социально-экономическое развитие России и Китая в рамках инициативы «Один пояс - один путь» : материалы российско-китайской научно-практической конференции: Материалы конференций. — Вологда: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ«ВОЛОГОДСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК», 2020. — 110 с.
11) Хейфец Б. А., Роль Китая в глобализации мировой экономики // Россия и современный мир. — 2021. — № 2. — С. 100-120
12) Чубаров И., Калашников Д. «Один пояс – один путь»: глобализация по китайски//МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2018, том 62, No 1, с. 25–33
13) Чэнь Сяодин, Путь Китая к оптимизации предложения региональных общественных благ ШОС после расширения // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2021. — № 2. — С. 36-71.