Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, чтобы обозначить немецкую культуру, которая выражается в соблюдении тех традиций, которые предполагают наличие национального костюма. Для всех жителей современно Германии важно сохранить традиции предков, поэтому так популярна реконструкция образа национального костюма периода XIX века.
Для сохранения этой традиции создана немецкая ассоциация по костюмам, которая называется «DeutscherTrachtenverband». А впервые эта ассоциация начала свою работу в Мюнхене в 1929 году .
Она сохраняет образ культурного наследия немецкого народа, в том числе и образ национального костюма. В качестве основного исторического источника используются изобразительные источники, включающие в себя иллюстрации в книгах, картины, росписи.
Элементы немецкого национального костюма используются в живописи Германии XIX века, а также возможно использование элементов национального костюма и в других областях.
Степень научной разработанности. При написании курсовой работы использовались работы, посвященные истории искусства в эпоху романтизма и народному костюму. Труды Ботниковой А.Б. и Габитовой Р.М. подробно объясняют философию немецкого романтизма. В центре исследования находятся литературные, изобразительные источники, философские воззрения ведущих мыслителей XIX века.
В работах М.В.Алпатова , Ю.Д.Колпинского и Н.В.Яворской приведен анализ основных этапов развития искусства Европы в рассматриваемый период. Авторами дается оценка и характеристика искусства немецкого искусства XIX века.
В работах Йюста, Й.Капрински и братьев С. и В. Якобайт подробно изложен период формирования народного декоративно-прикладного искусства. По источникам из музея народного искусства в Дрездене и других.
В работах В. Бруна и М. Тильке и М.Н.Мерцаловой приводится подробный анализ костюма Германии, его историческое развитие и выводятся характерные черты с примерами на иллюстрационных зарисовках.
Объектом исследования является изобразительное искусство Германии XIX века.
Предметом исследования являются изобразительные источники Германии XIX века, где присутствует национальный немецкий костюм.
Цель курсовой работы–проанализировать изобразительные источники Германии XIX века и выявить особенности национального немецкого костюма и его интерпретации.
Цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть особенности искусства Германии XIX века;
2) Дать характеристику немецких народных костюмов XIX века, основываясь на этнографический материал;
3) Проанализировать примеры использования элементов немецкого народного костюма в декоративно-прикладном искусстве Германии XIX века;
4) Проанализировать примеры обращения к немецкому народному костюму в изобразительном искусстве Германии рассматриваемого периода.
Методы исследования. При анализе изобразительных источников использовались историко-культурный и искусствоведческий анализ, а так же общенаучные методы сравнения, обобщения.
Теоретическая значимость исследования курсовой работы заключается в том, что данные исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении искусства Германии в направлении романтизма и немецких народных костюмов.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью реставрацией немецких народных костюмов по изображениям, созданных в период развития национальной культуры.
Структура работы: Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка, приложения.
Глава 1. История немецкого национального костюма XIX века
1.1 Формирование национальных немецких традиций в культуре XIX века
В XIX в Германии так популярно было стилистическое направление «рококо», которое представляло собой изысканность. Ему присущи роскошь, поэтому на элементах этой культуры, в том числе и интерьере, так актуально использование национальных костюмов. Повсюду царствует homoludens, повсюду стиль рококо демонстрируется истинные шедевры игры . Это эпоха гедонизма, игривости, нюансов и намеков.
Это направление отражается в таких произведениях искусства, как саксонский и мейсенский фарфор, графика Ходовецкого, дворцы и их внутренние убранства дворцов, такие как Сан-Суси в Потсдаме.
В XIX веке в Германии и других европейский странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм . Романтизм в своей сущности становится реакцией на традиции рационализма и разума, которые являются главными характеристиками направления классицизма.
На появление нового течения повлияло новое чувство мира, которое распространилось в послереволюционном поколении. Начался расцвет литературы, живописи и музыки. Деятелей искусства объединило недовольство окружающим миром. Но в искусстве это недовольство отображалось по-разному.
Одни надеялись на лучшее будущее, другие предавались сожалению о прошлом, третьи искали выход в поэтической мечте . В мировоззрении творческих людей и мыслителей повседневная жизнь была глубокой и многосторонней, имела два мира. «С одной стороны, мы имеем здесь духовное царство, завершенное в себе, душу, внутри себя примиренную... С другой стороны, перед нами царство внешнего как такового, освобожденное от прочно скрепляющего его соединения с духом» , писал об этом явлении Георг Гегель - немецкий философ, создатель учения, построенного на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма .
Целью своей жизни романтики считали нескончаемый поиск идеала. Это дало толчок к стремительному изучению прошлого и его идеализации. Поиск идеала заставлял людей творчества обращаться к народной жизни, которая являлась противоположностью жизни образованных слоев общества. Появляется интерес к фольклору, легендам, песням, быту. Обращение к народности можно наблюдать в литературе, живописи, музыке, этнологии.
Романтизм в литературе возник в кругу Йенских романтиков в 1796 году, основателями которого являются братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегель. Их поиски справедливого внебуржуазного идеала становились ретроспективными и нередко выражались в идеализации далекого прошлого, как правило, средневековья . Обращение к средневековью можно найти в сказках Новалиса, Людвига Тика, братьев Шлегелей. Через жанр сказки авторы выражают национальные особенности восприятия мира, мысли немецких народов, их надежды и разочарования.
Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» («HeinrichvonOfterdingen»). Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера . Миннезингеры–поэты музыканты в Германии, воспевавшие придворную (куртуазную) любовь . Роман представляет собой эстетическую утопию, в которой создаётся благоприятная атмосфера, «вдумчивая романтическая эпоха, таящая величие под скромным одеянием» . Использование элементов народности средневековья помогает автору показать прохождение пути к неопределённому романтическому идеалу, постижению истины и красоты.
Дальнейшее развитие литературы романтизма проходила благодаря представителям кружка Гейдельбергских романтиков, появившихся в городе Гейдельберг в 1805 году. В него входили Ахим фон Арним, КлеменсБрентано, братья Якоб и Вильгельм Гримм. Свое влияние гейдельбергские романтики распространяют на все сферы искусства: живопись, музыку и литературу.
Центром внимания становится историческое бытие, постоянная сфера его забот – Германия, ее прошлое, настоящее и будущее . Возникает интерес к проблемам национального быта, характера, душевного состояния своего народа. Романтики все чаще проявляют интерес к германской истории и культуре. Это проявляется в сборе немецкого фольклора, куда входят немецкие народные песни, сказки, танцы, и одежда.
Искусство романтиков приобретает глубокий смысл, используя в своих работах собранный фольклорный материал. Изображение людей «третьего сословия» использовалось для исправления пороков дворянского общества, борьбе с классицизмом.
Пробуждение национального самосознания происходит благодаря поэзии Арнима и Брентано. Сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика.Сборник старинные немецкие песни» («DesKnabenWunderhorn.AltedeutscheLieder») включает в себя разнообразие жанров: солдатские, бытовые, любовные, разбойничьи песни.
Возникает деятельность Якоба и Вильгельма Гримм в литературной и научной сфере. Они занимаются сбором преданий, мифов, становлением фольклористики как науки в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Книги, учебная и научная литература
1. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. Том 2. М., 1949.С.308
2. Балашова Н. И., Жимуринский В. М., Пуришева Б. И и др. История немецкой литературы в пяти томах. Том 3. М., 1966. С.173-174.
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., 2007
4. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003. С.13.
5. Брентано К., Арним А. Ф. Волшебный рог мальчика. Переводы Гинзбург Л.М., 1971. С.
6. Брун В.,Тильке М. История костюма от древности до нового времени. Перевод с немецкого Г.А. Светличной. М.,
7. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966. С. 242.
8. Колпинский Ю.Д., Яворская Н.В. Всеобщая история искусств. Том пятый. Искусство 19 века. М., 1964.
9. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер.1989.
10. Гегель Г. Сочинения. – М., 1938. - Т. XIII. - С. 6.
11. Даниэль С. М., Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПБ., 2010. С.15.
12. Дмитриев А. С. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А.Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991.С. 47.
13. Захаржевская Р. В. История костюма. М., 2005.С. 280.
14. Колпинский Ю. Д., Яворская Н.В. Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века. М., 1964. С.263.
15. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Том II. СПБ. 2001.
16. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Том 2. М., 2001. С.274.
17. Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Изд. подг. Микушевич В. Б. — М.: Ладомир; Наука, 2003. С.15.
18. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма. Структура и семантика. М., 2004. С. 70.
19. Проценко О. Ю. Статья: Братья Гримм: от фольклорной сказки к литературной.
Электронные источники
20. Art-каталог: живопись и графика - Адольф Менцель (1815 — 1905) URL: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=632 (Дата обращения: 23.10.2022).
21. Ателье по пошиву народных костюмов - Немецкий национальный костюм URL: http://costumer.narod.ru/text/europa/germany-costume.htm (Дата обращения: 23.10.2022).
22. Войлок и фетр - что за материалы? - Виды тканей URL: http://vidy-tkanej.ru/material/28-voilok-fetr.html (Дата обращения: 23.10.2022).
23. Красная Шапочка в картинках: о какой шапочке идет речь? URL: http://www.krylovka.ru/gallery.php?gallery=275&cat=2 (Дата обращения: 23.10.2022).
24. Мифологическая школа URL: http://www.hrono.ru/organ/idea/mif_scola.php (Дата обращения: 21.10.2022).
25. Немцы URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_n/nemcy.php (Дата обращения: 28.10.2022).
26. Рихтер, Адриан Людвиг URL: http://www.art-drawing.ru/gallery/category/726-richter-adrian-ludwig (Дата обращения: 23.10.2022).
27. §2. Романтизм - Культурология URL: http://scibook.net/page/kulturologis/ist/ist-11--idz-ax249--nf-72.html (Дата обращения: 21.10.2022).
28. ТУЛЬЯ Словарь Ушакова URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=78488 (Дата обращения: 23.10.2022).
29. Хомбург / Энциклопедия моды URL: https://wiki.wildberries.ru/things/hats/%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3 (Дата обращения 23.10.2022).
30. Швальмский Традиционный костюм — привет от Красной Шапочки URL: https://s2.germany.travel/ru/towns-cities-culture/traditions-and-customs/arts-and-crafts/traditional-schwalm-costume.html (Дата обращения: 23.10.2022).
31. Шлезвиг-Гольштейн / Энциклопедия KM.RU URL: http://www.km.ru/turizm/encyclopedia/shlezvig-golshtein (Дата обращения: 23.10.2022).
32. Энциклопедия URL:http://iphras.ru/elib/0726.html (Дата обращения: 21.10.2022).
33. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MINNEZINGERI.html (Дата обращения: 21.10.2022).
Иностранные источники
34. Deutscher trachtenverband URL: http://www.deutscher-trachtenverband.de/
35. Just. J. Sächsische Volkskunst auf der Sammlung des Museums für Volkskunst Dresden. Leipzig, 1982.S.15-16.
36. J. Johannes, J.Kaprinski Sächsische Volkskunst auf der Sammlung des Museums für Volkskunst. Dresden. Leipzig. 1982
37. Sigrid und Wolfgang Jacobeit. Illustrierte All tagsgeschichte des deutschen Volkes. Leipzig. 1985.
38. Schwälmer Tracht – Hessische Vereinigung für Tanz- und Trachtenpflege URL: https://trachtenland-hessen.de/trachten/schwalmer-tracht#Maennertracht (Дата обращения: 23.10.2022).