Фрагмент для ознакомления
2
В условиях современного мира, всеобъемлющей глобализации и взаимозависимости, очень важны исследования международных организаций, как новых акторов международной системы. Содружество Наций – добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты. Кроме того, члена Содружества являются Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун. На сегодняшний день членами Содружества наций являются 52 страны.
В исследовании использовались работы таких авторов, как
Крылова Н.С., Остапенко Г.С., Хахалкина Е.В., Сухоруков А.В. Все они рассматривают историю формирования Содружества Наций.
Объект исследования – возникновение, развитие и современное положение Содружества наций.
Предмет – исследования является Содружество наций как международная организация.
Цель исследования – рассмотреть особенности возникновения, развития и современного положения Содружества наций.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю функционирования Содружества нация;
2. Охарактеризовать основные положения Устава Содружества наций и деятельность организации, инструменты и механизмы работы;
3. Проанализировать перспективы Содружества наций.
Глава 1. Исторические предпосылки формирования Содружества Наций
История формирования Содружества Наций представляет собой долгий процесс трансформации английских колоний в самоуправляющиеся независимые доминионы.
Термин «Содружество» (англ. Commonwealth) впервые был применен во время Английской буржуазной революции, когда Оливер Кромвель провозгласил республику. В тексте декларации новое английское государство было названо «commonwealth», что в переводе означает «общее благо». Собственно выражение «Содружество наций» относительно Великобритании впервые было применено в 1884 году. В ходе поездки по британским колониям в Австралии, лорд Розбери отметил, что Австралия уже не колония, а государство, но это не является поводом для расторжения с ней исторически сложившихся связей. Со временем термин «содружество» приобрел очень большую популярность, так как позволил заменить негативное «империя» .
Последствия Второй мировой войны уничтожили все усилия Великобритании сохранить целостность империи. Возросли центробежные тенденции и одновременно ослабли экономические и политические позиции Лондона как метрополии. Во второй половине двадцатого столетия, в результате распада Британской империи и обретения колониями статуса суверенных государств, появляется добровольная ассоциация доминионов и бывшей метрополии – Содружество наций, объединение стран с различными культурами, расами, политическими строями. Чтобы выявить особенности нового Содружества, нужно обратить внимание на основные черты колониальной политики Великобритании в Азии и Африке .
В колониях в Азии и Африке война больше всего повлияла на психологию народа, укрепила национальное сознание, поднялась мощная волна национально-освободительных движений. По окончанию войны быстро росло сотрудничество между странами третьего мира и социалистическим блоком, в основном с СССР. Росла угроза распространения коммунистических идей. Помимо угрозы со стороны СССР для Великобритании, также начали представлять опасность и США, которые стремились занять мировое господство в области торговли, а также распространить свое влияние в английских колониях и доминионах.
Во время второй мировой войны Америка установила тесные двусторонние военно- политические связи с Канадой, Австралией и Новой Зеландией, начали проникновение во французские и английские колонии в Африке 2, вмешивались в политику англичан в Индии, настаивая на предоставлении независимости этой стране3, а по завершению войны приступили к вытеснению англичан из их полуколоний на Арабском Востоке. Все эти факторы заставили правительство Эттли пересмотреть принципы колониального управления. Великобритания ставила перед собой цель – сохранить экономическое и политическое влияние в своих колониях путем присвоения им статусов доминионов и включения в состав Содружества наций. Таким образом, в 1947 году вступили в силу акты о предоставлении независимости Индии и Пакистану. В этом же году был принят акт о предоставлении независимости Цейлону .
Появление трех новых доминионов – Индии, Пакистана и Цейлона привело к существенному изменению в характере Британского Содружества. «Британское содружество превратилось в мультикультурную и мультирасовую организацию, расширилось и вышла за пределы западной цивилизации и христианского мира и включило в себя азиатские государства, численность населения которых значительно превысила население всех западных членов ассоциации вместе взятых» . Одновременно с увеличением числа стран в Содружестве, происходят и конституционные изменения в рамках ассоциации. Во время Лондонской конференции премьер-министров стран Содружества 1949 года, Индия объявила о своем решении стать суверенной республикой, сохраняя при этом статус полноправного члена организации. Правительство Великобритании рассматривало Индию как ключевой фактор военной мощи и сохранения английских позиций в юго-восточной Азии, поэтому оно и пошло на уступки новому государству. В связи с включением в Содружество наций страны с республиканской формой правления в Лондонской декларации был зафиксирован отказ от принципа «общей верности короне» и принято положение об английском монархе как символе свободной ассоциации независимых государств и как главы Содружества .
В послевоенный период Великобритания была экономически ослаблена и не могла самостоятельно поддерживать свое лидирующее положение в Содружестве. Она нуждалась в значительной поддержке Канады, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР. Эти четыре страны с преимущественно британской культурой рассматривались Лондоном как основа ассоциации.
Особое положение этих доминионов подчеркивалось У. Черчиллем, который в своей доктрине «трех кругов» 1948 года включил их как в круг Британского содружества и империи, так и в круг англоговорящих народов.
Несмотря на процессы деколонизации, бывшие страны империи стремились сохранить свои связи с метрополией через Содружество. Так, например, для Канады сохранение связей с Великобританией было жизненно важным по ряду причин. Во-первых, эти связи давали ей возможность защитить в некоей мере свои политические институты от влияния со стороны США и сохранить свой независимый статус. Во-вторых, конституционные связи с бывшей метрополией помогали Канаде сохранять некий политический приоритет англо-канадского большинства над франко-канадским. Что касается непосредственно Содружества наций, для Канады оно являлось инструментом реализации ее внешнеполитических интересов. Являясь полноправным членом организации, Канада имела внешнеполитическую альтернативу отношениям с США. Канадцы получали выход в страны Африки, Азии, в Карибский бассейн, в Европу, у них появляется возможность расширения рынков сбыта. Также Канада теперь могла играть роль посредника между США и Содружеством. Такие государства, как Австралия и Новая Зеландия, всегда считались наиболее «пробританскими» в составе Содружества из-за своего этнического состава, удаленного географического положения и значительной интегрированности в британскую экономику .
Эти страны достаточно часто шли на компромиссы с Лондоном и стремились поддерживать его интересы на международной арене. Для Австралии Содружество играло роль дипломатического ресурса для достижения и сохранения лидирующего положения в Океании и расширения своего влияния в Юго-Восточной Азии. Новая Зеландия ценила свою принадлежность к престижной международной организации, так как сама она – новое, достаточно слабое государство с отсутствием опыта в ведении международных дел .
Таким образом, можно сделать вывод, что функционирование Содружества наций в послевоенный период и сохранение Британией статуса мировой державы соответствовало национальным интересам старых доминионов. Все эти страны оказали значительную поддержку Великобритании и развитию Содружества.
С 1945 года в британском парламенте начинается разработка новых концепций внешней политики, которые помогли бы Британии сохранить статус мировой державы. Лейбористы предлагали превратить Британию в посредника между СССР и США, в то же время дистанцируясь от Штатов. Черчилль полностью раскритиковал эту идею и выступил за тесное сотрудничество с Соединенными Штатами против СССР. Его консервативная концепция одержала верх. В этой концепции он как раз отразил идею «трех кругов», где первый круг – это Британское Содружество и Империя, второй круг – англоговорящий мир, а третий – Европа. Согласно этой концепции, Британия получала возможность влиять на международные отношения и на равных взаимодействовать с США и СССР. Предполагалось, что у Великобритании есть достаточно ресурсов, чтобы действовать равноценно на всех трех направлениях одновременно. Однако доктрина «трех кругов» не могла быть в полной мере реализована, так как в этот период Лондон сильно зависел от Вашингтона в финансовом и военном планах. Доктрина Трумена, план Маршалла, договор о займе, Атлантический пакт 1949 – все эти факторы ставили Британию в зависимое положение от США и лишали возможности действовать самостоятельно в «трех кругах». Несмотря на серьезное влияние со стороны США в послевоенный период, когда Штаты могли стать альтернативой для стран Содружества, организация не распалась, Британии удалось остаться центром в рамках ассоциации.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Акчурина О.С., Демидов С.В. От британской империи к Содружеству наций Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2017. – № 4 (57). – С. 81-85.
2. Брендон П. Упадок и разрушение Британской империи 1781–1997. – М.: 2011. – 957 c.
3. Британские доминионы история и современность : сборник научных статей / Федеральное агентство по образованию, Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева ; [редкол.: Э. А. Бабаев (отв. ред.), А. В. Буденкова, М. А. Максимова]. – Красноярск, 2009. – С. 96-107.
4. Емалетдинова Г.Э. Британское содружество наций В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. – С. 48-50.
5. Зимулина Л.А. Эволюция национальной государственности британских доминионов// Британская империя в XX веке; под ред. А.М. Пегушева, Е.Ю. Сергеева. – М.: Институт всеобщей истории РАН, 2010. – 72–80 c.
6. Рейнольдс Д. Внешняя политика Британии и «упадок» Британии в двадцатом веке// Россия и Британия. В мире английской истории; под ред. В. Г. Трухановского. – М.:Институт всеобщей истории РАН, 1997. – 54-60 c.
7. Заболотный В.М. Лорд Маунтбеттен – последний вице-король Британской Индии (опыт реконструкции переходного периода от Британской империи к Содружеству наций) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: всеобщая история. – 2010. – № 2. – С. 32.
8. Корнеева Е.В. Ключевые аспекты гендерной политики Содружества наций в конце хх - начале ХХІ веков// Парадигма пізнання: гуманітарні питання. – 2015. – № 8. – С. 29-39.
9. Красильников А.Н. Внешняя политика Англии и лейбористская партия (1951-1964). М., 1968. – 436 c.
10. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова - М.-2001. - 704 с.
11. Крылова Н.С. Содружество наций: политико-правовые проблемы / Отв. ред.: Верещетин В.С. – М.: Наука, 1991. – 272 c.Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация. – М: Академия, 1995. – 143 с.
12. Крушинский В.Ю. Взаимоотношения Великобритании с освободившимися странами в рамках Содружества наций в 60-е – 80-е годы: Дисс. канд. ист. наук. Киев, 1987. – 25 с.
13. Мамбеталиева Г.С.Парламентская ассоциация содружества наций: миссия, членство, структура, деятельность//Мир Евразии. – 2008. – № 3 (3). – С. 33-35.
14. Матвеева Е.А. Содружество наций в XXI веке/ В сборнике: Россия на пути в постиндустриальное общество: прогнозы и реальность Материалы студенческой научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 2012. – С. 272.
15. От миропорядка империй к имперскому миропорядку / Отв. ред. Ф.Г. Войтоловский, П.А. Гудев, Э.Г. Соловьев. М.: 2005. – 204 c.
16. Степанова Н.А. Великобритания в Содружестве наций: прошлое, настоящее, будущее Вестник МГИМО Университета. – 2014. – № 4 (37). – С. 214-221.
17. Сухоруков А.В. Британское Содружество наций: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. – 2016. – № 5. – С. 23-29.
18. Толстухина А.Ю. Внешняя политика Великобритании: роль и перспективы Содружества// Современная Европа. – 2013. – № 1 (53). – С. 76-86.
19. Толстухина А.Ю.Содружество наций: переоценка возможностей Азия и Африка сегодня. –2012. –№ 7 (660). – С. 64-66.
20. Хахалкина Е. В. Политика британских консерваторов в отношении европейской интеграции и деколонизации (1945-1964 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук : 07.00.03 / Хахалкина -Елена Владимировна. - Томск : [б. и.], 2016. – 41 с.
21. Singapore Declaration of Commonwealth Principles 1971 [Электронный ресурс] //Официальный сайт Содружества наций. URL: http://thecommonwealth.org (дата обращения: 29.03.2018).
22. Single Department Plan: 2015 to 2020 [Электронный ресурс]// Официальный сайт правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/ government/ publications/ fcosingle-departmental-plan-2015-to-2020/single-departmental-plan-2015-to-2020 (дата обращения: 29.03.2018).