Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Роль международных контрольных органов, создаваемых государствами, в современных условиях постоянно возрастает. В международных отношениях нет наднационального органа, который мог бы контролировать реализацию принципов и норм международного права, обеспечивать их соблюдение в случае необходимости или налагать санкции за нарушение взятых на себя обязательств. Поэтому государства предусмотрели создание международного контрольного механизма, который возник в результате расширения международного правотворчества, усложнения межгосударственных отношений, возникновения глобальных проблем, влияющих на судьбу всего человечества. В этом процессе значительную роль играет также тот факт, что некоторые вопросы, традиционно относимые к внутренней компетенции государств, теперь регулируются нормами международного права (отраслями международного гуманитарного права). Поэтому гуманитарная помощь оказывается практически всем странам мира, независимо от их политического устройства и экономического развития, если эти страны ничего не имеют против и также подписали международные договоры о гуманитарной помощи.
Актуальность данной курсовой работы заключается в транспортировке медикаментов в качестве гуманитарной помощи на территорию Российской Федерации, а также законодательных актах, регулирующих этот процесс.
Объектом курсовой работы является гуманитарная помощь странам и международное гуманитарное право.
Предметом - порядок ввоза гуманитарной помощи на территорию РФ.
Целью курсовой работы является исследование процесса контроля и декларирования гуманитарной помощи на таможенной территории РФ.
Задачами курсовой работы являются:
изучить понятие и виды гуманитарной помощи;
раскрыть этапы и процедуры оказания гуманитарной и технической помощи в РФ;
рассмотреть ввоз на территорию РФ лекарственных средств, ввозимых в качестве гуманитарной помощи;
охарактеризовать ввоз на территорию РФ вакцины в условиях COVID-19.
Методы исследования используемые при написании курсовой работы - описание, обобщение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы оказания гуманитарной помощи
1.1. Понятие и виды гуманитарной помощи
В ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» приведено и понятие безвозмездной помощи, которое подразумевает под собой предоставляемые средства, товары, а также оказываемые услуги в качестве гуманитарной помощи и технической помощи. Иным словами в рассматриваемом документе гуманитарная помощь определяется как вид безвозмездной помощи, наряду с технической помощью. На рисунке 1 представлены установлены, два вида безвозмездной помощи.
Рисунок 1 – Виды безвозмездной помощи [5]
Сейчас безвозмездная помощь представляет собой иной вид помощи. Она в соответствии с существующим сейчас классификатором особенностей перемещения товаров обладает своим кодом, который не совпадает с существующим в настоящее время кодом гуманитарной помощи. Это коды 001 и 002.
Гуманитарная помощь, которая оказывается в складывающихся условиях вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, а также нищеты людей, сейчас получает все большее распространение. Необходимость оказания содействия в данной сфере оказывается выраженной в том, что у нуждающихся в помощи нет возможности самим получить помощь. Сейчас представляется вполне логичным то, что государство стремится создать все требуемые условия, чтобы обеспечить приток товаров как оказываемую гуманитарную помощь.
В первую очередь, обратимся к изучению понятия гуманитарной помощи, определение которого можно встретить в ряде нормативно-правовых документов, к примеру, в Федеральном законе от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» [11].
В ст. 1 вышеуказанного Закона гуманитарная помощь (содействие) (далее – гуманитарная помощь) определяется как вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
Международная гуманитарная помощь – помощь, которая оказывается жителям стран или регионов, оказавшихся в нужде из-за природных катастроф, конфликтов или иных обстоятельств. Эта помощь носит срочный характер, поскольку нацелена на решение точечных, конкретных проблем, что отличает ее от иных видов международной помощи, целью которых, как правило, является решение долгосрочных задач.
История международной гуманитарной помощи связана с помощью лицам, пострадавшим от военных действий, с развитием системы многосторонних международных и общественных институтов, с сотрудничеством в устранении последствий крупных катастроф.
Гуманитарная помощь – особенный предмет в сфере таможенных отношений. В законе предусматривается особенный режим перемещения через таможню гуманитарной помощи. Это связан с наличием у нее особого статуса, а также ее социальной значимости.
Гуманитарная помощь – это помощь, оказываемая на безвозмездной основе. Это медпомощь, а также та или иная помощь социальной направленности, предназначенная для тех, кто пострадал от различных возникающих стихийных действий, это также помощь, которая предоставляется малообеспеченным лицам, тем, кто оказался в той или иной ЧС. Она может быть также оказана с целью ликвидировать последствия тех или иных возникших стихийных бедствий и других ЧП [11].
1.2. Этапы и процедуры оказания гуманитарной и технической помощи в РФ
Оказание технической или гуманитарной помощи в РФ включает осуществление таможенного оформление различных видов товаров. При этом требуется удостоверить принадлежность товаров к гуманитарной помощи.
Таким образом, в РФ сейчас существуют такие процедуры оказания гуманитарной помощи:
работа Комиссии по вопросам оказания гуманитарной помощи и технической помощи при российском Правительстве;
выдача удостоверений, которые способны подтвердить принадлежность тех или иных товаров, средств, автотранспорта, именно к гуманитарной или технической помощи;
осуществление таможенного оформления товаров, которые ввозятся в РФ как гуманитарные грузы;
осуществление учета, хранения, а также распределения товаров, которые предоставляются как гуманитарная помощь;
осуществление тщательного контроля за тем, как на практике происходит целевое распределение гуманитарной помощи.
Этапы оказания гуманитарной помощи, графически представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Этапы оказания гуманитарной помощи [6]
Порядок оказания гуманитарной помощи определяется российским Правительством. В этой сфере было издано соответствующее Постановление № 1335 за 1999 г.
Если тот или иной груз отправлен безвозмездно с гуманитарными целями, то это не значит то, что при осуществлении ввоза этого груза в РФ он сразу сможет получить для себя статус именно гуманитарной помощи.
Решение по поводу принадлежности товаров именно к гуманитарной помощи со своей стороны принимает специализированная Комиссия, связанная с вопросами международной гуманитарной помощи. Эта комиссия сейчас работает при российском Правительстве на основе обращения со стороны получателя груза (в соответствии с пунктом 5 действующего сейчас Положения о Комиссии по вопросам в сфере гуманитарной помощи при российском Правительстве, который был утвержден на основе соответствующего правительственного Постановления № 377 за 2004 г. На основе действующего сейчас Положения, Комиссия реализует на федеральном уровне координацию работы органов, а также организаций и лиц, связанных с получением и последующим распределением гуманитарной помощи, которая поступает в РФ [7].
На основании действующего Порядка определено то, что льготы по налогам могут быть предоставлены по отношению к гуманитарной помощи, отправляемой на территорию РФ, но лишь в случае наличия соответствующего удостоверения Комиссии, это удостоверение должно подтвердить принадлежность товаров, которые ввозятся, именно к категории гуманитарной помощи.
2. Порядок ввоза на территорию РФ лекарственных средств, ввозимых в качестве гуманитарной помощи
2.1. Ввоза на территорию РФ лекарственных средств, ввозимых в качестве гуманитарной помощи
Под медицинскими изделиями понимаются лекарственные средства, медицинское оборудование и медицинские изделия.
Импорт медицинских изделий, полученных в качестве гуманитарной помощи, может осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, если медицинские изделия, полученные в качестве гуманитарной помощи, адресованы им.
Доставка гуманитарной помощи, в том числе коммерческими организациями, осуществляется бесплатно. Коммерческое использование гуманитарной помощи запрещено [10].
Конечными потребителями медицинских изделий должны быть учреждения здравоохранения Российской Федерации и другие учреждения, имеющие в своей структуре медицинские подразделения, или физические лица, которым данное медицинское изделие необходимо по медицинским показаниям.
В качестве гуманитарной помощи на территорию Российской Федерации разрешается ввозить только лекарственные средства, зарегистрированные в Российской Федерации.
Гуманитарная помощь, поступающая в Российскую Федерацию, должна быть безопасной для потребителя и соответствовать требованиям к качеству, установленным на территории Российской Федерации.
Лекарства, медицинское оборудование и изделия медицинского назначения не должны быть отправлены без предварительного согласия получателя.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, полученных в качестве гуманитарной помощи, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2008 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Федерации», осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.01.2008 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Ввоз и вывоз медицинских изделий, полученных в качестве гуманитарной помощи, осуществляется на основании разрешений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Разрешается ввозить лекарства с остаточным сроком годности не менее 10 месяцев в качестве гуманитарной помощи, импорт лекарств с более коротким остаточным сроком годности может быть разрешен в зависимости от конкретного названия препарата и конкретной партии [17].
Так, для того, чтобы быть освобожденным от уплаты налогов, а также пошлин при оформлении поступающей международной помощи, требуется сначала получить решение Комиссии о принадлежности определенных товаров к гуманитарной помощи. Следует сказать, что по ряду товаров Комиссии должно быть выдано соответствующее разрешение на их ввоз в Российскую Федерацию. В частности, ввоз лекарственных средств может осуществляться при наличии соответствующего разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации
№ 675 за 2010 год «Об утверждении правил ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (ассистанса) или содействия в чрезвычайных ситуациях).
Поставки зарегистрированных лекарственных средств, специализированных для оказания экстренной помощи и (или) гуманитарной помощи (содействия), и импорт определенной серии лекарственных средств, предназначенных для клинических испытаний и (или) исследований, а также незарегистрированных лекарственных средств осуществляются при предоставлении заключения (разрешительного документа), если это определено законодательством государства-члена [15].
Ввоз в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств и фармацевтических препаратов для разработки экспериментальных партий лекарственных средств предприятиями из Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи также осуществляется на основании соответствующего разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации (на основании действующего «Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию образцов лекарственных средств и фармацевтических препаратов, не зарегистрированных в Российской Федерации, а также лекарственных средств, ввозимых в Российскую Федерацию в качестве гуманитарной помощи» (утверждено Министерством министерства здравоохранения Российской Федерации № 01/31-11).
Фармацевтические товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи (ассистанса) или содействия в чрезвычайных ситуациях, доставляются в страну в соответствии с процедурой, регулируемой Правительством Российской Федерации. Поставки незарегистрированной фармацевтической продукции в качестве гуманитарной помощи (assistance) или содействия в чрезвычайных ситуациях запрещены.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. – 428 c.
2. Бакаева, О.Ю. Порядок оказания гуманитарной помощи в странах ЕАЭС / О.Ю. Бакаева // Евразийский экономический журнал. – 2022. - № 2. – С. 34 – 39.
3. Бекяшев, К. А. Таможенное право. Учебное пособие / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, ТК Велби, 2020. – 184 c.
4. Борисов, А.В. Гуманитарная помощь: к вопросу о принципах / А.В. Борисов // Власть. – 2021. – № 6. – С. 68–74.
5. Воловик, Н.П. Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России / Н.П. Воловик. - М.: Дело, 2020. – 431 c.
6. Грешных, А.А. Особенности правового регулирования гуманитарной помощи нормами международного и российского законодательства / А.А. Грешных // European Science. – 2019. – № 5(47). – С. 42–47.
7. Дегтерев, Д.А. Российская и китайская системы оказания международной помощи: сравнительный анализ / Д.А. Дегтярев // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2021. – Т. 17. – № 4. – С. 824–838.
8. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : учеб. пособие / Ю. Г. Кириллов, Э. К. Енза, И. А. Коновалов, В. В. Кузнецов; Минобрнауки России, ОмГТУ. - 2-е изд., испр. и доп. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 252 с.
9. Карпов, О.Э. Актуальные вопросы правового регулирования медицинской гуманитарной помощи в условиях пандемии // Управление. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 91–102.
10. Корнийчук, Г. А. Экспортные контракты / Г.А. Корнийчук, А.А. Пелишенко. - М.: Дашков и Ко, 2020. – 108 c.
11. Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: МПСИ, Флинта, 2021. – 216 c.
12. Куроптев Н.Б. Направления совершенствования нормативно – правовой базы таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу евразийского экономического союза в качестве гуманитарной помощи / Н.Б. Куроптев // MODERN SCIENCE. – 2019. - № 11. – С. 89- 93.
13. Миляков, Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 256 c.
14. Тимошенко, И. В. Таможенное право. Конспект лекций / И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2019. - 320 c.
15. Ткачев П. А. Правовые основы оказания гуманитарной помощи силами и средствами МЧС России / П.А. Ткачев // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - №. 3. - С. 51-58.
16. Ширшов, А.А. Технология доставки груза гуманитарной помощи / А.А. Ширшов // Ежегодная международная научно-техническая конференция системы безопасности. - 2021. - № 26. - С. 62-63.
17. Щербакова, М.А. Особенности реализации таможенного контроля в современных условиях / М.А. Щербакова // Вектор экономики. – 2022. - № 5. – С. 36.