Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно во всем мире сотни тысяч людей погибают и миллионы получают ранения в результате дорожно-транспортных происшествий, а экономике в целом наносится огромный материальный ущерб. Аварии происходят по разным причинам, по статистике, около 70% всех аварий происходит по вине водителей транспортных средств. Около 30% дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами происходят по вине пешеходов, нарушающих правила дорожного движения.
Количество ДТП с участием пьяных водителей увеличилось до четырех тысяч. Однако смертность упала до 678 человек. Правда, число раненых увеличилось. Доля аварий, произошедших по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, составляет двенадцать процентов.
Однако расследование дорожно-транспортных происшествий является очень сложной задачей для принятия объективного решения, поскольку оно находится на стыке различных наук, особенно в области физики, химии, математики, медицины, психологии и, конечно же, науки о дорожно-транспортных происшествиях.
Кроме того, на сложность расследования дорожно-транспортных происшествий повлияло увеличение технического оснащения автомобильного парка. Общеизвестно, что именно инспекция места; дорожно-транспортное происшествие, в частности дорожно-транспортное происшествие, которое является краеугольным камнем всего расследования.
Следовательно, при проведении качественного осмотра места происшествия может быть выполнена задача всестороннего изучения следственных действий с точки зрения уголовного процесса, криминалистики, медицины, психологии и т. д.
Однако анализ уголовных дел показал, что на этом чрезвычайно важном этапе расследования допускается большинство просчетов, будь то оценка и интерпретация неправильность обнаруженных следов или невозможность обнаружения существенных следов, относящихся к рассматриваемому инциденту. Чаще всего эти недостатки в основном вызваны отсутствием на момент осмотра места происшествия специалиста, обладающего необходимыми навыками и оборудованием для решения проблемы поиска, обнаружения, фиксации и, при необходимости, изъятия необходимых следов.
Предметом исследования является использование специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Объектом исследования являются процессуально-правовые отношения, складывающиеся в процессе применения специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений.
Цель исследования - выявить особенности применения специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Задачи исследования:
-Определение понятия "специальные автомобильные технические знания", используемые при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
-Ознакомиться с видами и формами использования специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
-Рассмотреть участие специалистов при осмотре места происшествия, предварительных исследованиях и консультационных мероприятиях в расследовании аварии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
1.1.Особенности использования специальных знаний при расследовании ДТП
Из всех видов расследования при расследовании несчастного случая именно осмотр места происшествия является основным источником информации о происшествии на начальном этапе расследования данного вида преступлений.
264 УК РФ или ст. 268 УК РФ процессуальные действия на месте ДТП осуществляет следственно-оперативная группа, возглавляемая дежурной частью органа внутренних дел.
По мнению многих авторов учебной и научной литературы, в состав следственно-оперативной группы в обязательном порядке должен входить автомобильный специалист. На основании положений ст.58 УПК РФ специалистом может быть только лицо, обладающее специальными знаниями и участвующее в процессуальных действиях по оказанию помощи в обнаружении, изъятии, изъятии предметов и документов, а также в использовании технических средств.
По прибытии на место происшествия следователь должен:
1. определить границы места происшествия;
2. с помощью сотрудников ГИБДД обеспечить охрану места происшествия;
3. с помощью сотрудников ГИБДД, принять необходимые меры для обеспечения безопасности и защиты себя, участников осмотра и других лиц, находящихся на месте происшествия;
4. принять другие необходимые меры для сохранения следов на месте происшествия
Место осмотра места происшествия можно разделить на три зоны:
1. зона вылета - это место (точка) практического восприятия водителем опасности.
2. промежуточная зона - это место, с которого водитель по истечении времени реакции принимает меры для предотвращения аварии (торможение, изменение направления движения и т. д.). 3. Зона аварии-включает место столкновения (удара), место после столкновения и точки, в которых произошло столкновение. следы аварии (торможение, УЗ, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на проезжей части и т. д.).
Осмотр места происшествия следует начинать с «зоны аварии «и продолжать до контрольной зоны. При осмотре места аварии необходимо установить тип аварии (столкновение, наезд и т. д.).
Затем вы можете идентифицировать типичные объекты осмотра места дорожно-транспортного происшествия: участок улицы (дороги) и прилегающая территория; труп; транспортное средство; следы действий по сокрытию происшествия.[1]
Исходя из вышеизложенного, перед началом осмотра дознаватель должен определить границы осмотра места происшествия - участка проезжей части (дороги), на котором сохранились следы дорожно-транспортного происшествия. При определении пределов осмотра места происшествия активное участие должен принимать специализированный автомобильный техник, который, основываясь на специальных знаниях в этой области, может высказать свое мнение по вышеуказанному вопросу.
Во-первых, необходимо осмотреть участки, где могут быть наименее устойчивые следы (следы шин, ног, кровь и т. д.), а во-вторых-предметы с более устойчивыми следами - следы повреждений при транспортировке, на неподвижных предметах.
Как правило, сами следы транспортных средств делятся на следы шасси (колеса, гусеницы, колодки и т. д.) и следы других частей (бамперы, радиаторы, кузова и т. д.).
Объемные следы образуются на песке, рыхлом грунте, влажном грунте, проезжей части, снегу и представляют собой углубления, свидетельствующие о внешнем строении контактных поверхностей транспортных рам. Например, четкие объемные следы колес на полу. Поверхностные следы остаются на асфальтированных дорогах, а также на различных предметах, по которым проезжает транспортное средство. На них могут быть как следы расслоения, так и следы отслоения.[2]
При торможении колес автотранспортного средства остаются следы проскальзывания (торможения). Эти следы обычно встречаются на относительно твердых дорожных покрытиях и имеют вид полос, равных ширине полос беговой дорожки (это поверхностные следы).
Следы других частей транспортного средства можно разделить на следы удара и следы скольжения. Таким образом, "" следами удара можно считать вмятины, образованные частями транспортного средства на различных встречных препятствиях и предметах, а также на самом транспортном средстве.
А следы скольжения - это царапины и следы, возникшие в результате соприкосновения и трения поверхностей объектов исследования (ограждения, столба, другого транспортного средства) с деталями транспортного средства” участие техников-криминалистов в следственных действиях.
Чтобы работать непосредственно со следами, мы должны сначала их обнаружить. Есть места и предметы, на которых могут быть обнаружены следы транспортных средств.
Чтобы обнаружить следы колес, следователь должен осмотреть: полотно дороги, обочины, насыпи, кюветы; внутренние дворы и тротуары; подъезды к местам происшествия и возможные места стоянки транспорта.
Следы ударов и скольжения могут быть обнаружены при осмотре различных предметов, которые могли столкнуться с транспортным средством. Этими объектами могут быть другие транспортные средства, тело и одежда трупа, столбы, деревья, кусты и другие предметы. Кроме того, при осмотре места происшествия обнаруженные следы должны быть защищены от возможного уничтожения.
Затем вышеуказанные следы транспортных средств фиксируются описанием, фотографией, схематическими зарисовками и изготовлением слепков (описание заносится в протокол осмотра места происшествия).
1.2.Виды использования специальных знаний при расследовании ДТП
Под формами использования специальных знаний можно понимать такие формы, порядок применения которых регламентирован УПК РФ, либо такие формы, результаты, применения которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовному делу.
Таким образом, более правильно говорить о формах использования специальных знаний, регламентированных УПК РФ и не регламентированных им, а также о формах, результаты которых используются в качестве доказательств и формах, результаты применения которых, рассматриваются в качестве ориентирующей информации.[3]
Специалист дает следователю консультацию по определенным вопросам, исполняет действия по обнаружению, закреплению и изъятию доказательств. Его деятельность имеет вспомогательное значение и осуществляется под руководством следователя и только в рамках проводимого следственного действия. Вопрос о привлечении специалиста решает следователь, за исключением случаев обязательного участия специалиста в следственных действиях. Действующий УПК РФ предусматривает несколько таких случаев:
участие педагога в допросе потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет (ст. 191 УПК РФ);
участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ст. 425 УПК РФ);
участие судебного медика, а при невозможности его участия — врача в осмотре трупа, а также в его эксгумации (ст. 178 УПК РФ):
участие врача в освидетельствовании в предусмотренных законом случаях (ч. 4 ст. 179 УПК РФ). Этот случай является единственным, когда специалист (врач) действует самостоятельно в отсутствии следователя.
В процессе расследования дорожно-транспортных преступлений возможно возникновение всех указанных случаев обязательного участия специалиста. Наиболее распространено участие судебного медика в осмотре трупа. Эта необходимость возникает во всех случаях, когда дорожно-транспортное происшествие повлекло человеческие жертвы. Во всех других ситуациях (за исключением перечисленных) необходимость участия того или иного специалиста определяется следователем. Чаще всего привлекается специалист-автотехник.
Его участие, как правило, требуется в процессе осмотра места происшествия, автотранспортных средств, при проведении следственного эксперимента, а также в предварительных исследованиях и консультационной деятельности. В настоящее время в качестве таких специалистов, как правило, привлекаются сотрудники экспертных учреждений МВД РФ. Министерства юстиции РФ, реже сотрудники неэкспертных организаций, а также сотрудники органов, контролирующих содержание улично- дорожной сети.
Как показали наши исследования, в последние пять лет в качестве специалистов по содержанию улично-дорожной сети приглашаются сотрудники ГИБДД (государственные инспектора дорожного надзора). Данные лица, привлекаются для участия в следственных действиях (в первую очередь в осмотре места происшествия).
По факту происшествия (при наличии на проезжей части неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующей причиной которых явилось ДТП) оповещается соответствующее подразделение Дорожного Департамента, а также собственник автодороги (с последующим уведомлением обслуживающей данный участок автодороги организации и исправления имеющихся недостатков). Большинство следователей пытаются компенсировать такой недостаток путём привлечения специалиста-криминалиста, производящего сплошное фотографирование объектов, расположенных на месте происшествия.
Если в результате ДТП произошло возгорание автомобиля, то к производству указанных следственных действий целесообразно привлекать специалиста с пожарно-техническим образованием.
Именно при производстве осмотра места происшествия специалисту отводится наиболее активная роль. Он помогает следователю изучить обстановку места происшествия, обнаружить и изъять следы и предметы, могущие служить вещественными доказательствами.
Специальные знания могут использоваться в формах, предусмотренных не только уголовно-процессуальным законом, но и ведомственными нормативными актами, либо вообще не регламентироваться никакими нормативными актами.[4]
Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие формы использования специальных знаний при расследовании правонарушений, связанных с дорожным движением:
Формы использования специальных знаний, результаты которых непосредственно используются в качестве доказательств:
-использование следователем (дознавателем) собственных специальных знаний при производстве и закреплении результатов следственных действий;
- участие специалиста (в том числе педагога, психолога, переводчика) в производстве и закреплении результатов следственных действий;
- свидетельство специалиста;
- мнение специалиста;
- назначение и производство судебно-медицинской экспертизы;
- показания эксперта.
Формы использования специальных знаний, результаты которых не могут быть непосредственно использованы в качестве доказательств без специальной процедуры введения в уголовное судопроизводство, но используются в качестве ориентировочной информации:
- консультация компетентного лица (вне процедуры расследования);
-проведение предварительных исследований на стадии возбуждения уголовного дела;
- участие специалиста в оперативно-розыскной деятельности;
-использование следователем (дознавателем) собственных специальных знаний при изучении и оценке доказательств.
Виды специальных знаний, используемых при выявлении и расследовании преступлений, связанных с дорожным движением, различаются в зависимости от научно-технической области, в которой они были получены.
При выявлении и расследовании рассматриваемой преступной группы чаще всего необходимо использовать знания в области технических наук: автомобилестроение, строительство дорог и дорожных сооружений, криминалистические технологии, техника пожаротушения; в области естественных наук: Медицина, физика, химия; в области социальных наук: психиатрия, психология.