Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В правоведенье последние годы особенно интенсивно изучается такое понятие как теневое право. Вклад отечественных ученых в этой области довольно значителен. Не всегда, однако, советующие работы выдержаны в строго научном стиле, а также ведутся активные дискуссии по понятийному аппарату.
Так, ряд авторов в качестве разновидностей теневого права выделяют «преступное право», «правовую демагогию» и «правовой нигилизм». Другие же авторы относят данные явления к юридической патологии.
Объектом исследования выступает правовая категория теневое право.
Предметом исследования являются правовые нормы российского права.
Целью курсовой работы является изучение понятия теневое право и правовое пространство.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие теневого права;
Охарактеризовать понятие правового пространства
Раскрыть структуру правого пространства и определить место теневого права в правовом пространстве
Выявить источники образования теневого права
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило определить понятие правотворчества, раскрыть его содержание, метод технико-юридического анализа – применение которого позволило исследовать основные виды правотворчества.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования; основной части, состоящей из четырех разделов. В конце работы дается заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию.
1. Понятие теневого права
Понятие "теневое право". Для понимания права и его подлинной роли в обществе важно проводить различие между правовыми и фактическими общественными отношениями, ибо "жизнь" права в социальном континууме опосредуется целями и интересами социальных групп, организаций, индивидов. Наряду с полем юридических прав функционирует их фактическое поле.
В частности, лица, выполняющие функции руководства и иные административные функции, имеют возможности неофициально присваивать многие неписаные правомочия. Последние становятся их фактическими привилегиями:
фактическое право-привилегия "влиять и решать" судьбу индивида или социальной группы (право замораживать частные банковские сбережения, устанавливать цены на предметы, продукты и услуги и пр.);
фактические привилегии, направленные на обеспечение покорности, послушания, безропотности исполнителей (право игнорировать общественное мнение или решение трудового коллектива, использовать институт секретности для "расправы" с неугодными, использовать сокращение штата как меру мести и пр.);
фактические права-привилегии, которые позволяют ограничивать осведомленность исполнителей по тем или иным вопросам, дозировать меру их информированности.
Сущность права претерпевает различные метаморфозы в разнообразных ситуациях, встречающихся в социуме, в различных отношениях, складывающихся между людьми и их ассоциациями. Наряду с подлинными нормой, законом, договором и т.д. может существовать псевдонорма, псевдозакон, недействительный договор, который в определенных случаях может быть даже преступным сговором и т.д.
Как правило, сам факт принятия официальной юридической нормы не рассматривается единственным и достаточным условием действия права в обществе. Параллельно с "официальным правом" существует "неправо". Право и неправо нередко разделены настолько, что могут существовать и развиваться относительно самостоятельно, но они постоянно образуют известное единство: в официальном праве как некой данности всегда присутствует в скрытом виде неправо, и наоборот.
Для обозначения различных проявлений "неправа" используются такие понятия, как "теневое право", "негативное право", "фактическое право", "неофициальное право", "антиправо", "предправо", "псевдоправо", "параправо", "переходное право", "бесправие" и др.
Теневое право (англ. shadow law) можно определить в качестве понятия, обобщающего различные специфические виды "неправовой" действительности. В связи с этим сам термин "теневое право" заключается в кавычки, так как он означает особую разновидность социальных норм, регулирующих специфическую область общественных отношений, которые не исходят от государства, не защищаются силой государственного принуждения и не обладают формальной определенностью. Оно представляет собой опасную разновидность негативного неофициального права, находящегося в состоянии борьбы с официальным правом.
К негативным, теневым составляющим правовой жизни нередко относят только противоправные явления: преступления и иные правонарушения; криминальные структуры; коррупцию; деформации правосознания, выражающиеся, в частности, в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные препятствующие положительной юридической деятельности факторы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4826.
4.Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356.
5.Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 21 мая 2009 г. N 146 и Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденное Приказом Минюста России от 21 мая 2009 г. N 147 // Российская газета. 2009. N 94.
6.Баранов В.М. Теневое право. Нижний Новгород, 2002.
7.Бочков Б.В. Вопросы обеспечения единства правового пространства на примере деятельности территориальных органов Минюста России, действующих в пределах Дальневосточного федерального округа // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 7. С. 42 - 44.
8.Магомедов Ш.Б. Конституционно-правовые проблемы обеспечения единого правового пространства в РФ: мониторинг регионального законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 39 - 43.
9.Скоробогатов В.Ю. Саморегулирование как свойство правовой системы. М., 2015.
10.Трофимов Я.В., Краснов С.Ю. Понятие «обычное право»: современные тенденции, перспективы развития в цивилистической и других юридических науках // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2011. № 2 (15)
11.Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы и риски: монография. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. — 240 с.
12.«Теневое право» или тайная власть криминалитета //http://primrep.ru/2018/02/tenevoe-pravo-ili-tajnaya-vlast-kriminaliteta/
13.Филиппов А.Н. Понятие и структурные элементы правового пространства Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. N 5. С. 60 - 62.