Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рамках внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности организации могут осуществлять экспорт и/или импорт товаров, услуг и др.
Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собствен¬ностью.
Рассмотрим законодательную базу учета внешнеэкономической деятельности в процессе ее осуществления.
Система осуществления контроля ВЭД на сегодняшний день находится на стадии стремительного развития. На основании Конституции РФ контроль и управление осуществляется государством.
Основными задачами государственного регулирования и осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью являются:
1) регулирование политики ВЭД, в частности создание и реализация нормативных документов;
2) координирование и регулирование процесса ВЭД на основании нормативных законодательных документов;
3) осуществление регулировки деятельности ВЭД связанной с валютными отношениями;
4) составление прогнозов на осуществление внешнеэкономической деятельности;
5) проведение анализа уже осуществленной внешнеэкономической деятельности, составление динамики товарооборота и на основании данного анализа прогнозирование деятельности будущего периода и т.д.
Особое место в осуществлении внешнеэкономической деятельности отводится федеральной таможенной службе. Данный государственный орган является основным в процессе регулирования осуществляемой внешнеэкономической деятельности. Данный федеральный орган основывается на законодательном документе Таможенный Кодекс РФ.
На сегодняшний день в РФ существует несколько действующих законодательных документов, которые осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности:
• Гражданским Кодексом РФ
• Налоговым Кодексом РФ
• Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 21.11.2003 г. № 164-ФЗ;
• Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. (вступил в силу 18.06.2004).
• Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 6.12.2011 г. №402-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
• Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 04.03.2014)
• Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции к его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;
• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
• Положением по бухгалтерскому учету - «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006 от 27 ноября 2006 г.);
• Положением по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03), утвержденного приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н и другие ПБУ;
• Положениями и указаниями Центрального банка России.
На основании законодательных документов все сделки, проходящие как ВЭД должны иметь подписи двух ответственных лиц организации, осуществляющей данную сделку. Первая подпись руководителя, вторая главного бухгалтера .
Основным документом, определяющим валютное регулирование в стране, является Закон от 10 декабря 2003 г. № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Этот закон определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства. Закон состоит из 5 глав и 28 статей.
Несоблюдение требований этого закона при ведении бухгалтерского учета имеет своим последствием серьезные штрафные санкции, что может очень тяжело сказаться на финансовом положении организации (требования этого Закона излагаются в отдельной статье).
Основополагающим законодательным актом, регулирующими ВЭД, является Закон РФ "О таможенном тарифе". Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.
В Законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ) практический интерес для бухгалтеров и финансовых работников представляет информация о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок: их правовая основа; условия, при которых этот вид сделок может использоваться российскими участниками внешнеэкономической деятельности; порядок контроля за их осуществлением. Поскольку гражданское законодательство рассматривает только договор мены, информация, содержащаяся в вышеназванном Законе, позволит учесть правовые моменты при заключении бартерного контракта и правильно выстроить схему бухгалтерского учета таких сделок.
Характеризуя состояние нормативно-правовой базы ВЭД, нельзя не отметить недостаточность предусмотренных существующим законодательством мер по стимулированию экспорта обрабатывающей продукции и ограничению импорта продукции, аналоги которой производятся или могут быть произведены отечественным товаропроизводителем. Среди возможных мер, которые могли бы использоваться в этих целях, можно назвать следующие:
• отмена налога на добавленную стоимость на продукцию, экспортируемую в государства СНГ;
• отмена налога на добавленную стоимость с валютных авансов по экспорту машиностроительной продукции;
• использование таможенных тарифов для защиты перспективных и значимых для государства производств и видов деятельности;
• предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам и использование других форм поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (предоставление субсидий на работы по стандартизации, контролю и повышению качества продукции).
Внешнеэкономическую деятельность регулируют правовые документы и законы, а именно закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164, закон Российской Федерации «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 года № 165, закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июня 2005 года № 116, закон Российской Федерации «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года № 183, закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 11 мая 1993 года № 5003-1. Данные своды законов направленны на формальные и правовые закрепления деятельности внешнеэкономических субъектов и операций. [3]
Государство Российской Федерации в рамках осуществления и поддержания внешнеэкономической деятельности реализует ряд принципов, таких как защита прав участников внешнеэкономической деятельности, равенство и не дискриминация их, единство системы регулирования и обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по внешнеэкономическим договорам. [6]
Внешнеэкономическая деятельность как объект, операции которого направлены на физических и юридических лиц, включает в себя совершение своей деятельности на государственном уровне. [7] Исходя из этого, к внешнеэкономической деятельности применяются схожие меры регулирования, что и у государственных органов и экономических операций, а именно таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Подобные меры также обусловлены совершением экспорта и импорта, а также другими экономическими операциями с другими странами. На внешнеэкономические связи и операции помимо регулирования действует законодательство страны экспортера или импортера и ограничения на сделки интеллектуальной собственности.
К таможенно-тарифному регулирования относятся определенные виды ставок пошлин, а именно адвалорные, специфические и комбинированные. На таможенной территории России правительство устанавливает особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Они устанавливаются при ввозе товаров и при возникновениях определённых условий, которые включает меры необходимые в регулировании. [14]
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности делятся на меры прямого ограничения, специальные защитные меры и административно-таможенные формальности. К нетарифному регулированию относят лицензирование и квотирование. Квотирование распространяется на импорт и экспорт продукции и выражается в стоимостном или физическом ограничении ее ввоза и вывоза. Лицензирование – это процедура утверждения и выдачи участнику права на совершение внешнеэкономических операций и оно устанавливается в трех случаях: введении временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров, реализации разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, предоставлении исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров, например, вооружения или военной техники, и выполнении Российской Федерацией международных обязательств. [24]
Одним из методов также является валютное регулирование. Валютно- финансовое регулирование подразумевает под собой порядок совершения валютных операций, валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью и подобные финансовые операции. [10]
Государство также оказывает поддержку развития и сохранения внешнеэкономической деятельности. Оно осуществляет нормы экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Примером может послужить временные ограничения или запреты экспорта товаров в целях предотвращения или снижения их недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации и ограничения импорта сельскохозяйственных товаров в целях стабилизации внутреннего производства. [1] Также¸ государство поддерживает уровень платежного баланса Российской Федерации, так как это оказывает влияние на экономические показатели и следственно на внешнеэкономическую деятельность. Поэтому в ее целях государство при необходимости может остановить резкое сокращение валютных резервов Российской Федерации и достигнуть адекватного темпа увеличения валютных резервов путем реализации определенных экономических инструментов.
Подводя итог, можно выявить уровень значимости правового закрепления и регулирования внешнеэкономической деятельности, так как они не только устанавливают рамки для успешного взаимодействия участников внутри нее, но и способствуют ее росту и сохранению уровня оказания услуг и операций. По мимо этого, государство реализует создание честного ведения бизнеса и внешнеэкономических операций, тем самым устанавливая для участников рынка равные условия на осуществление своей деятельности, тем самым контролируя и исключая монополию и стимулируя конкуренцию на рынке
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей бухгалтерского учета компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение особенностей учета расчетов компании, занимающейся внешнеэкономической деятельностью;
- на примере компании ООО «Близнецы» рассмотреть расчеты ВЭД и их бухгалтерский учет;
- изучить особенности учета НДС
Объектом исследования данной работы является бухгалтерский учет ВЭД. Предметом исследования является ООО «Близнецы».
1 глава Особенности учёта расчётов компании, занимающейся ВЭД
Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности осуществляется на основании законодательства РФ и страны – партнера по внешнеэкономической операции. Поэтому в силу единства бухгалтерского пространства, объединенного Международными стандартами бухгалтерского учета, можно сделать вывод, что в основном российские организации, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность формируют свою финансовую отчетность и организовывают, и ведут бухгалтерский учет на основании Международных стандартов бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности делится на два направления: аналитический учет и синтетический учет.
Аналитический бухгалтерский учет ведется при помощи формирования первичной бухгалтерской документации и отражения всех хозяйственных операций в журналах и аналитических карточках учета.
Синтетический бухгалтерский учет ведется с помощью плана счетов.
Рассмотрим синтетический бухгалтерский учет со стороны предприятия – производителя, которое осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Для того, чтобы вести учет производства товаров, продукции для реализации на внутреннем и внешнем рынках предприятие –производитель открывает 20 счет «Основное производство» с субсчетом «Производство экспортной продукции».
На основании первичной бухгалтерской документации на Дт 20 счета с субсчетом «Производство экспортной продукции» собирают все расходы, которые связаны с производством – это счета, данные по которым отражаются по Кт 10 «Материалы», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 69 «Расчеты по социальному обеспечению и страхованию», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017 № 16П)
2. Налоговый кодекс РФ часть первая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2017 года)
3. Налоговый кодекс РФ вторая часть от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 года)
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приложение № 1 к договору О таможенном кодексе ЕЭС от 11.04.2017 года;
5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017 года) «О бухгалтерском учете»
6. Федеральный закон № 164-ФЗ от 21.11.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ( в ред. от 13.07.2015 года);
7. Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ» (в ред. от 28.12.2017 года).
8. Богатая, И. Н. Бухгалтерский учет / И. Н. Богатая, Н. Н. Ха-хонова. — 4-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2014.
9. Бреславцева, Н.А. Налоговый учет[Текст]: Учебное пособие / Н.А. Бреславцева, Н.В. Михайлова, О.Н. Гончаренко. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 318 c.
10. Бурмистрова, Л.М. Налоговый учет[Текст]: Учебное пособие / Л.М. Бурмистрова. - М.: Форум, 2014. - 304 c.
11. Бусуек, Н.А. Налоговый учет (в проводках) [Текст]: Пособие для учебных заведений / Г.Н. Белоглазова, Н.А. Бусуек, Н.А. Ковалева. - М.: Юрайт, 2014. - 284 c.
12. Гарифуллина А.Ф. Information as the factor of development of economy // Экономико-правовые основы функционирования региона: Матер.VI Международной науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов 3 октября 2015 г. - Уфа, БГУ, 2015 г. - С. 209-210.
13. Гвелесиани, Т.В. Налоговый учет и отчетность [Текст]: Учебное пособие / Т.В. Гвелесиани. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2015. - 392 c.
14. Голикова, Е.И. Налоговый учет и бухгалтерская отчетность: реформирование[Текст] : Учебное пособие / Е.И. Голикова. - М.: ДиС, 2014. - 224 c.
15. Дмитриева, И.М. Налоговый учет и аудит[Текст]: Учебное пособие / И.М. Дмитриева. - М.: Юрайт, 2015. - 287 c.
16. Зонова, А.В. Налоговый учет и аудит[Текст]: Учебник / А.В. Зонова, С.В. Банк, И.Н. Бачуринская. - М.: Рид Групп, 2015. - 480 c.