Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современном обществе происходят глобальные изменения. Система профессионального образования, перед которой стоит множество проблем, претерпевает существенные изменения. Одно из них можно отнести к обновлению форм, технологий и технических средств обучения при реализации образовательного процесса. В системе профессионального образования у учащихся, в качестве образовательного результата формируют общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции связаны с реализацией личностного потенциала обучающегося. Формирование профессиональных компетенций связано с получением профессиональных знаний, умений и навыков по профессии, или специальности, в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
При формировании профессиональных компетенций значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении. Это позволяет ученику развить способности критического мышления и успешно освоить свою будущую профессию. Внедрение в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций ФГОС СПО актуализировало значимость применения ТСО, современныхобразовательныхтехнологий и интерактивных средств обучения. В таких условиях весьма актуальной становится оптимизация средств ТСО в образовательной среде, в том числе, в условиях производственного обучения. Современные образовательные организации стремятся консолидировать все ресурсы ТСО, которые имеются в их распоряжении. Непрерывно растёт и развивается научно-методическая и материально-техническая база профессиональных образовательных организаций.
Сегодня актуальными считаются дифференцированные ииндивидуализированные программы профессионального обучения, поскольку достаточно серьёзно мотивируют учащихся на качественное получение профессии. или специальности. Большую помощь в учебно-воспитательном процессе оказывает использование цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР). Их применение позволяет предоставлять учебный материал в наглядной и интерактивной форме. Цель работы: изучить возможности использования ТСО и современных цифровых ресурсов в образовательном процессе профессиональной образовательной организации.
Объект исследования: современные технические средства обучения.
Предмет исследования: использование ТСО в профессиональной образовательной организации.
Задачи:
1. Изучить современные технические средства обучения и их роль в производственном обучении.
2. Рассмотреть роль мастера производственного обучения при использовании ТСО на практических занятиях.
3. Описать современные ТСО и информационные технологиив современной образовательной среде.
4. Определить роль самоконтроля учащихся в условияхпроизводственного обучения при использовании ТСО.
Методы исследования: теоретические и практические: анализ методической и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение. список используемой литературы.
1.Теоретическая часть
Особенности профессии мастера производственного обучения, основные виды деятельности мастера производственного обучения в ПУ, формы организации учебно-производственного труда, формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения, организация производственной практики учащихся на предприятиях
Современная модернизация образования коснулась всех его аспектов. Прежде всего – это направлено на развитие личности человека. Новые ориентиры в образовании проявляются в самых различных его направлениях. Совершенствуется система непрерывного образования. Реализуется деятельностный подход в профессиональном образовании. Появляются новые формы альтернативного обучения, развивается цифровая образовательная среда. Технические средства обучения (ТСО) также непрерывно обновляются. Они способствуют формированию знаний, умений и познавательной деятельности учеников.
К средствам обучения можно отнести всевозможные модели, схемы, рисунки и др. Все они способствуют более прочному запоминанию каких либо технологических процессов в ходе изучения содержания профессии, или освоения технических и профессиональных дисциплин. Благодаря ТСО в сознании субъекта остаются в памяти образы важных для них объектов и предметов.Это способствует быстрому запоминанию, чтоповышает качество профессионального образования. Благодаря средствам ТСО можно решать самые разнообразные качественные и количественные задачи, наглядно изображать и изучать устройство и механизмы машин, узлов и др. [5]. Все средства обучения позволяют интенсифицировать труд преподавателей и мастеров производственного обучения, поскольку любая наглядность позволяет повысить темпы изучения учебного содержательного материала. В современной образовательной среде виды средств обучения чрезвычайно разнообразны. Здесь сказывается влияние науки и техники, которые достаточно быстро совершенствуются и развиваются.
Сегодня получили широкое распространение такие ТСО, как компьютерная техника, учебное телевидение, тренажёры,автоматизированные системы и др. В целом, можно выделить следующиегруппы средств обучения:
1.Вербальные средства обучения. К ним относят учебную и методическую литературу, дидактические и методические материалы и др. материалы.
2. Учебные наглядные пособия. Они предназначены для формирования у субъекта конкретных образов предметов и явлений действительности. С их помощью иллюстрируют и детализируют учебный материал.
3. Специальное оборудование. К нему относят предметы и технику, которые ориентируют учеников на конкретную практическую деятельность. Это лингафонные кабинеты, средства для проведения лабораторных работ, различные тренажеры и др. Их в основном используют для формирования практических умений и навыков учащихся.
4. ТСО – технические средства обучения. Это все те технические устройства, которые позволяют лучше усвоить основной содержательный материал. С их помощью осваивают много дополнительной информации и контролируют процесс освоения содержания той, или иной образовательной области. Подобного рода информация находится в слайдах, кинофильмах, магнитофонных лентах.
ТСО бывают:
-аудиовизуальные
- информационно контролирующие
-тренажерные.
Использование ТСО в образовательном процессе чрезвычайно широко. Их применяют при усвоении нового материала, при закреплении полученных знаний, при формировании необходимых учебных и специальных умений и навыков, при формировании профессиональных компетенций у обучающихся. Наиболее популярны среди ТСО аудиовизуальные средства технические модели, фотографии и рисунки, чертежи, диаграммы, схемы, таблицы и др. К аудиовизуальным ТСО относят экранные, звуковые, автоматизированные обучающие системы. Магнитофонные записи, учебное кино, диафильмы, кинофильмы и др. Выбор средств обучения для успешного обеспечения образовательного процесса всегда остаётся за педагогом. Эти процессы можно назвать индивидуально творческими, поскольку разные педагоги по-разному к ним подходят. Очень много здесь зависит от содержания той профессии, или специальности, которую реализует, к примеру, мастер производственного обучения. Его главной задачей является закрепить на практике умения и навыки учеников, которые в теории всё достаточно неплохо представляют, но не имеют практического опыта использования полученных знаний.
Очевидно, что у мастера под рукой должен быть достаточно большой арсенал наглядности и ТСО, чтобы каждый из учеников мог на практике закрепить свои теоретические знания [7]. Каждый педагог осуществляет процесс производственного обучения с учетом знания содержания своего предмета. С течением времени у педагога создан свой комплекс средств обучения, который позволяет учитывать цели и задачи производственного обучения, необходимый объём учебной информации и примерный уровень
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике [Текст] / А.С. Агафонова // Учебное пособие / А.С. Агафонова. – СПб.: Питер, 2013. – 416 с.
2. Ажгибкова, Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах [Текст] / Т.Н. Ажгибкова // Инновации в образовании. – 2004. –No 2. – С. 111-123.
3. Беловский, Г.Г. Современные технические средства обучения в профессиональной подготовке педагога [Текст] / Г.Г. Беловский. – Минск: Выш. шк. - 2011. – 223 с.
4. Булавкина, А.А. Об опыте использования в учебном процессе современных педагогических технологий и инновационных методов обучения [Текст] / А.А. Булавкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 376–380.
5. Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. –Челябинск, 2015. – 159 с.
6. Ефимова, Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста [Текст] / Е.А, Ефимова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – No 10. – С. 23-24.
7. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: учебник [Текст] / Ю.Н.Лапыгин. – М.: Юрайт. - 2015. – 248 с.
8. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: [Текст] /учебное пособие / под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.
9. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия». - 2015. – 368 с.
10. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения[Текст]: учеб. пособие для СПО / В.А.Скакун. – М.: Форум: Инфра-М, 2016. – 336с.
11. Сунгурова, Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной среде [Текст] / Н.Л. Сунгурова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – No 1. – С. 79-81.
Электронные источники
12. Емельянова, Н. А. Особенности использования современных информационных технологий и вычислительной техники в учебном процессе / Н. А. Емельянова, Л. А. Емельянова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/7/518/ (дата обращения: 04.11.2022).
13. Маликов, Т. Ф. Особенности применения технических средств при организации процесса обучения / Т. Ф. Маликов. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4452/ (дата обращения: 04.11.2022).
14. Методические рекомендации по использованию тренажёров в производственном обучении https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_ispolzovaniyu_trenazherov_v_proizvodstvennom_obuchenii-567473.htm?ysclid=ladlds1zzj387272889
15. Применение ТСО на уроках производственного обучения https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00218165_0.html?ysclid=ladlch2x6p888848950
16. Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения https://studfile.net/preview/2299022/page:4/