Фрагмент для ознакомления
2
С каждым годом поток обрушивающейся на нас информации возрастает. С одной стороны, мы понимаем важность и необходимость в ее получении для решения самых насущных жизненных потребностей (личностных и профессиональных), с другой стороны, проблема и сложность в ее восприятии, переработке, осмыслении усложняется. Данная ситуация прямо проецируется на область образования, где школьник, студент также находится под прессом огромного потока информации, связанного, в том числе, с его учебной деятельностью. И уже далеко не каждый из них способен справиться с ним.
Одной из важных причин является сформированное СМИ в школьной и студенческой среде «клиповоe мышление», для которого характерно предпочтение разного рода изображений и/или мультимедиа-объектов тексту. В результате чего достаточно большая часть обучающихся испытывает затруднения в восприятии и переработке большой по объему текстовой информации, что в свою очередь усложняет процесс усвоения обучающимися предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов. В связи с этим возрастает образовательная роль визуальных инструментов подачи учебного материала, что позволит преодолеть затруднения при обучении.
Получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели, одновременно происходит формирование информационно-коммуникативных умений и навыков, и происходит это в процессе практической деятельности. Проблема современного образовательного процесса состоит в том, что интерес к обучению снижается в связи с несоответствием объема информации, предлагаемого программой, учебному времени в рамках урока.
Актуальной задачей школы является предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развития навыков самостоятельного подбора и оценки полученной информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные навыки, является визуализация учебного материала, в частности, на уроке истории.
Проблемами визуализации учебной информации, методологией наглядности занимались представители мировой и отечественной научной школы дидактики Я. Коменский, Дж. Дьюи, К. Ушинский, И. Лернер.
Вопросами проектирования визуально-информационных моделей – С. В. Аранова, М. К. Мамардашвили, А. А. Вербицкий, и др. Все они подчеркивают необходимость использования визуализации учебного материала как одного из наиболее эффективных методов усвоения полученной обучающимися информации.
Цель работы: изучение возможностей использования техник визуализации на уроках истории.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить проблему визуализации учебного материала на уроках истории;
• Выявить возможности эффективного использования использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов с целью визуализации информации на уроках;
• Проанализировать опыт методики использования инфографики на уроках истории;
• Представить приемы использования техник визуализации для изучения военных конфликтов на уроках истории.
Объект исследования: процесс обучения истории.
Предмет исследования: техники визуализации на уроках истории.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Приемы и техники визуализации в образовательном процессе
1.1. Проблема визуализации учебного материала на уроках истории
Реализация ФГОС на уроках гуманитарного и общественного цикла возлагает на педагогов ответственность в осуществлении непрерывной и разнообразной деятельности, которая способствует формированию и развитию коммуникативной личности. В связи с этим одной из важных задач является активное применение инновационных технологий в деятельности педагога при обучении современных школьников, что продиктовано самим временем. Инновационные технологии важны для получения необходимого материала школьниками в упрощенном виде, для сдачи основного государственного и единого государственного экзаменов.
Визуализация как элемент интерактивного обучения – непременное условие современного образовательного процесса. Она позволяет сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным.
Интерактивные методы, в целом, и визуализация, в частности, позволяют изучать новый материал ярко и наглядно, предполагают импровизацию, при этом учащиеся работают творчески, становятся уверенными в себе. Именно поэтому визуализация является современным ресурсом повышения эффективности урока, средством развития познавательной активности учащихся, способствует формированию информационных и коммуникативных умений и навыков. Благодаря визуализации учащиеся овладевают оптимальным уровнем качества знаний по предмету, достаточным уровнем сформированности интеллектуальных и предметных умений и навыков, высоким уровнем мотивации, стремлением к осознанному усвоению учебного материала. Она позволяет создать психологический комфорт на уроке, включить всех учащихся класса в учебную деятельность. Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на «основе анализа обстоятельств и соответствующей информации», взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с одноклассниками [17].
На сегодняшний день существует достаточно большое количество определений понятия «визуализация». Под «визуализацией» в широком смысле будем понимать процесс создания образов, а также процесс представления информации в виде фигур, схем, картинок, таблиц.
Большой современный словарь русского языка дает определение визуализации «как представление чего-либо физического – процесса, явления и т. п. – в форме, удобной для наблюдения; методика направленного вызова образа».
По мнению Т. Т. Сидельникова визуализация – это педагогический метод, основанный на принципе наглядности, в рамках которого через схематизацию и ассоциативно-иллюстративный ряд осуществляется знаковое (символьное) представление содержания, функций, структуры, этапов (стадий) какого-либо процесса, явления [18].
Наиболее полное определение визуализации как метода, позволяющее отразить ее суть, дает А. А. Вербицкий, который рассматривает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [6].
На современном этапе визуализация учебной информации рассматривается как стратегия обучения. Использование визуализации важно и ценно для облегчения процесса обучения, для проявления и развития когнитивной деятельности обучающихся. Визуализация позволяет развить способность у обучающихся не только образного, но и абстрактного и логического мышления.
В педагогической практике сегодня используются различные средства визуализации информации и знания, такие, как таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика и т. д.
Визуализация как элемент интерактивного обучения помогает формировать и развивать на уроке следующие компетенции:
• познавательную;
• коммуникативную;
• социальную (воспитывает гражданские качества, необходимые для социализации личности).
Для этого на уроках организуется парная, групповая и коллективная работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, ведется работа с документами и различными источниками информации, используются творческие задания. К интерактивному обучению относят взаимодействие пользователя с компьютером через обучающие и игровые программы, интернет-ресурсы.
Такой урок предполагает широкое разнообразие приемов: составление схем, таблиц, интеллектуальные разминки, игры, логические задания, пресс-конференции, работу с документами, написание эссе, составление синквейнов, составление рассказа по иллюстрациям параграфа учебника, составление кроссвордов, персонификацию, театрализацию, моделирование исторической ситуации, дискуссии, дебаты, презентации, работу с интерактивной доской, создание исторических проектов и др. [21]
Одной из самых эффективных технологий является кейс-технология, или, как ее еще называют, кейс-метод, метод кейс-study.
Кейс-технология в образовании берёт своё начало в 20-х годах прошлого века в Англии. Название произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик [15].
Смысл технологии в том, что учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [15]. Иначе эта технология может быть названа технологией анализа конкретных ситуаций [15]. Данная технология обучения дает возможность учащимся проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретического материала и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бершадский, М. Е. Метод интеллект-карт / М. Е. Бершадский. Текст: электронный. URL: URL: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
2. Боев, И. Е. Интеллект-карты на уроках истории и обществознания (ФГОС) / И. Е. Боев. Текст: непосредственный // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей (Чебоксары, 19 нояб. 2018 г.). Чебоксары: ИД "Среда", 2018. С. 16-19.
3. Бьюзен Т. Полное руководство по мощному инструменту мышления. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 208 с.
4. Бьюзен Т. Супермышление. – Минск.: Попурри, 2007. – 320 с.
5. Бьюзен Т. Суперпамять. – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.
6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М. : Высшая. школа, 1991. – 207 с.
7. Диков А.В. Интернет-сервисы мобильного обучения // Школьные технологии. – 2018. – № 3. – С. 39–44
8. Дирксен Д. Искусство обучать, или Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 276 с.
9. Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 627 - 629
10. Ермолин А. Основы инфографики. 8–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с.
11. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: ИНФРА, 2011. - 160 с.
12. Игнатенко, Я. А. Применение кейс – технологий на уроках истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn-- p1ai/other/articles/file/70117-primenenie-kejs-tekhnologij-na-urokakh-istorii.
13. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес и образование в экономике знаний. – 2019. – № . – С. 66–70
14. Маслова Н.Н. Калабухова Г.В. Теория и практика формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 4. – С. 155–160.
15. Метод кейсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
16. Пазин Р.В., Морозов А.Ю. Заявление о ситуации с ЕГЭ по истории // Преподавание истории в школе. – 2020. – № 9. – С. 3–5
17. Семенова, М. В. Кейс-технологии на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/682595
18. Сидельникова, Т. Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин / Т. Т. Сидельникова // Integration of education. – 2016. – Vol. 20, № 2. – С. 281-292
19. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Прометей, 2013. - 178 с.
20. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2. – 208 с.
21. Шутова, Г. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya