Фрагмент для ознакомления
2
Здоровье, несомненно, является ценностью, но традиционно чем моложе человек, тем проще он к нему относится. В непростое время пандемии Коронавируса (COVID–19), осознание важности не только наличия здоровья, но и реализации мер по его сохранению, выдвигает на первый план проблему воспитания подрастающего поколения в духе формирования ценностного отношения к здоровью уже в младшем школьном возрасте. Становится значимой проблема формирования у школьников осознанной потребности в укреплении и сохранении здоровья, их мотивации к здоровому образу жизни, а для решения этих проблем важно изучить, понять их отношение к этим аспектам жизнедеятельности, выявить факторы, определяющих у детей ценностное отношение к здоровью.
В настоящее время под здоровым организмом подразумевают не только актуальное состояние человека, но и способность его к сопротивляемости внешним угрозам (вирусам, инфекциям, экологическим проблемам и т.п.). Пандемия COVID–19 обозначила еще и такой аспект, как сбережение не только собственного здоровья, но и заботу об окружающих, так как происходящие в обществе процессы так или иначе затрагивают каждого его члена. Условия, когда ситуация в плане сохранения здоровья опасна не только для самого человека именно сейчас, но может затронуть его близких, что несомненно скажется на качестве жизни в целом, и, как следствие, на его здоровье, должны (и во многом стали) понятны каждому человеку независимо от его возраста.
Часто исследователи, рассматривая педагогические аспекты решения проблем в отношении здоровья, сохранению здоровья придают данной работе различные направленность (различные акценты) и определяют локальную, общественную, политическую значимость отношения к здоровью.
Обеспечить здоровье общества в целом возможно лишь при осознании каждой личностью здоровья как ценности человечества, осознании потребности в сохранении здоровья как для себя, так и общества.
Педагогическая наука накопила богатый опыт в решении проблемы укрепления здоровья школьников. Так, проблемы гигиены детей и подростков как одного из структурных компонентов здоровьесберегающей компетентности отражены в работах И.. Арнольди, М.В. Антроповой, А.О. Василенко, Н.Ф. Петровой, П. Семенченко, С.П. Шишкунова и др.
Общие вопросы формирования психического, социального, духовного здоровья освещены в исследованиях О.Ф. Алексеева, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, Б.С. Херсонской, Е. В. Гуровой, И.А. Зимней, Л.П. Ильченко, Н.В. Кузьминой, О.А. Кухтарева. Проблема формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся общеобразовательной школы, а также проблемы физического здоровья школьников рассмотрены в работах В.Х. Аюбова, М.Е. Карамурзина, О.А. Ногаец, И.Р. Тарасенко и др.
Цель настоящего исследования: изучение вопросов формирования у обучающихся общеобразовательной организации ценностного отношения к здоровьесбережению.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие здоровья и его состояние у современных школьников;
• Проанализировать понятие и структуру ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению;
• Исследовать методы и средства формирования ценностного отношения к здоровьесбережениею;
• Определить направления формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью и здоровьесбережению.
Объект исследования: воспитание учащихся в образовательной организации.
Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения учащихся к здоровью и здоровьесбережению в общеобразовательной организации.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы формирования у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровьесбережению
1.1 Понятие здоровья и его состояние у современных школьников
Исторически термин «здоровье», сформированный еще в глубокой древности, относится в основном к физическому состоянию человека. Человек «не больной» буквально означает «здоровый», когда состояние его организма обеспечивает беспроблемное функционирование тела и органов человека.
В настоящее время численность детей и подростков в России составляет около 30 млн.человек, из них почти 20 млн. — дети, посещающие образовательные учреждения. В последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников, особенно наблюдаются проблемы у обучающихся в начальной школе [5].
В период 2011–2021 годов общая распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний у учащихся начальных классов увеличилась на 54,5 %. Кроме того, среди мальчиков более выражена тенденция роста заболеваемости. Так, если в 2011 году 4,8 % учащихся начальных классов относились к первой группе здоровья, то есть это ребята, обладающие абсолютным здоровьем, то в 2021 году — 1,8 %. Среди современных школьников доля абсолютно здоровых детей вдвое меньше, чем у их сверстников в 2011 году (4,3 % против 8,7 %). Сейчас школьники имеют худшие показатели готовности к обучению (а именно, более низкие общие показатели психологической работоспособности— 1,13 условных единиц против 1,48), а количество детей с недостаточным уровнем функционального развития в условиях школы на момент поступления увеличилось в 2 раза (с 21,2 % до 41,4 %).
У учащихся 2–3 классов выявлен быстрый рост распространенности дисфункций сердечно - сосудистой системы, нервно-психических расстройств и нарушений опорно-двигательного аппарата. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что дети, особенно мальчики, имеют высокий уровень ожирения — 97,3 на 1000 обследованных по сравнению с 30,6 на 1000 обследованных девочек.
Установлено, что состояние здоровья учащихся начальных классов зависит от возраста, с которого начинается обучение в системе школьного образования. Младшие дети учатся так же хорошо, как и их ребята постарше, иногда даже лучше. У детей в возрасте 6,5 лет и младше на момент поступления в школу начало систематического обучения приводит к снижению адаптационных возможностей. У этих детей даже при изначально высоком функциональном состояния здоровья на втором году обучения функциональный резерв значительно снижается. Частота нарушений различных физических систем значительно выше, чем у детей 7 лет и старше, поступающих в первый класс [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т.1. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980
2. Асипова, Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как основная задача школьного и семейного воспитания / Н.А. Асипова, Г.Т. Карабалаева // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 2(30). – С. 18-21
3. Батчаева, К.Х.Д. Формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях образовательной школы / К.Х.Д. Батчаева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2(51). – С. 123-125
4. Бачинин, И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания / И.В. Бачинин, Е.Н. Бородина, С. Т. Погорелов // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 105-114
5. Всемирная организация здравоохранения.// Физическая активность (от 23 сентября 2020г.) - [Электронный ресурс]/ URL: https://www.euro.who.int/ru/health- topics/disease-prevention/physical-activity
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2017
7. Даниленко, О.И. Душевное здоровье и культура. Психология здоровья: учебник для вузов / О.И. Даниленко; под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПБГУ, 2016
8. Каган, М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997
9. Колесов, Д.В. Педагогика как фактор здоровья / Д.В. Колесов // Известия Российской академии образования. – 2001. – № 1
10. Котова, И.Б. Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников / И.Б. Котова, Е.Н. Сухомлинова // Гуманизация образования. – 2012. – № 2. – С. 36-42
11. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008
12. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1995
13. Парсонс Т. Человек в современном мире / Т. Парсонс / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985
14. Попова, Н. М. Отношение школьников к собственному здоровью / Н. М. Попова, К. И. Шакирова, Ю. И. Паранина // Modern Science. – 2021. – № 4-2. – С. 76-81.
15. Равен, Дж. Валеологическая компетентность в современном обществе / Дж. Равен. – М.: Когито-центр, 2018
16. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. – Л.: Наука, 1979
17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/102075
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010
19. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. -М.: ИНФРА-М, 1997
20. Цветаева, Н. В. Формирование бережного отношения к своему здоровью младших школьников в процессе внеурочной деятельности / Н. В. Цветаева, О. Э. Бейбутова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 1-8(69). – С. 115-118.