Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных задач современной системы образования является воспитание разносторонне развитых людей. Разносторонне развитая личность находится в гармонии с собой и миром, имеет четко отстроенную систему мотивов и целей. Разностороннее развитый человек может достигнуть успеха в любой сфере деятельности, способен развивать различные навыки.
Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание, так как развивает художественный вкус, чувство прекрасного, восприимчивость к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, способности к творчеству.
Одной из актуальных проблем воспитания и образования детей является развитие творческих способностей в области ИЗО и ДПИ. Необходимость актуализации развития креативной личности, владеющей навыками принятия нестандартных решений, ситуацией новизны, расширяющей границы известного до неизвестного, определяется актуальными современными тенденциями развития, формирования и совершенствования системы отечественного образования в аспекте подготовки личности, непременно соответствующей новым требованиям современного общества в условиях активного взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Анализ литературных источников показал, что проблема формирования творческих способностей детей интересовала отечественных и зарубежных исследователей. Процесс становления творческой личности занимал выдающихся педагогов 20-х и 30-х годов XX века: Б.В Асафьева, П.П. Блонского, А.В Луначарского, С.Т. Шацкого, Б.Л. Яворского и др. Проблему детского творчества и формирования творческих способностей детей в нашей стране также исследовали ученые В.А. Левин, А.Н Лука, А.А Мелик-Пашаев, Р.С. Немов, Б.М. Теплова. Однако многие вопросы исследования творческих способностей школьников остаются весьма значимыми и в настоящее время.
Важным приемом, направленным на создание и развитие условий с целью творческого самовыражения ребенка, является грамотно выстроенная организация взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ.
Актуальность темы нашего исследования обусловлена фактом того, что современной России необходимы люди, способные нестандартно мыслить, принимать эффективные решения, владеющие навыком креативности и критического мышления. Будущее принадлежит тем, кто умеет креативно мыслить, эффективно и быстро адаптироваться к новым требованиям, быть генератором новых идей. Очевидно, что развитие человека не только интеллектуального, но и творческого, требует активного взаимодействия семьи и школы, в том числе в процессе внеурочной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, и обозначены задачи работы.
Объект исследования: формирование творческих способностей детей в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и школы в процессе внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить проблемы художественно-эстетического воспитания младших школьников в семье и школе, вопросы взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ, разработать методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности и ДПИ
Для выполнения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи;
изучить проблемы художественно-эстетического воспитания младших школьников в семье и школе;
изучить возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников;
выяснить содержание работы по эстетическому воспитанию школьников в семье средствами ИЗО и ДПИ;
разработать методические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности и ДПИ.
Для решения исследовательских задач мы использовали следующие методы: анализ литературных источников по проблеме.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в области ИЗО начальных классов
1.1. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в современной начальной школе и семье
Эстетическое воспитание в школе начинается в младших классах с изучения родного языка, литературных произведений, музыки, изобразительного искусства, природоведения. Учащиеся знакомятся с различными видами искусства. Привыкают к эстетическому восприятию.
Целью эстетического воспитания является всестороннее развитие школьников, объединяющее элементы искусства, науки и практическую деятельность.
На уроках литературы ребенок совершенствует навыки чтения, учится анализу литературных произведений. Происходит развитие воображения, речи, мышления, чувств, расширяется кругозор.
У детей формируются знания об истории литературы, искусстве художественного слова, стилях и жанрах произведений.
]Восприятие учениками художественных литературных произведений помогает им сформировать свою идейно-нравственною позицию.
На уроках музыки формируются знания об истории музыки, музыкальных жанрах, структуре произведений, средствах музыкальной выразительности. Дети узнают о многообразии музыкальных инструментов. Получают элементарные знания в нотной грамоте и музыковедении, развивают музыкальные способности.
Музыка помогает воспитанию нравственной, эстетической и умственную сферы личности.
В изобразительной деятельности у детей формируются знания: о произведениях живописи и скульптуры, их жанрах, теории изобразительной деятельности, элементах искусствознания.
На уроках изобразительного искусства ребенок приобретает навыки наблюдения и практического изображения явлений и предметов, навыки творческого самовыражения, учится анализировать содержание и выразительные средства произведения.
В эстетическом воспитании большое значение имеют уроки природоведения..
В процессе наблюдения за красотой природы, у младшего школьника развиваются эстетические чувства, воображение. Он учится понимать и чувствовать природу.
«А воля, а простор, природа... а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, – писал он, – разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...» К.Д. Ушинский.
Младшие школьники знакомятся с красотой природы на экскурсиях, которые организуются учителем. Они наблюдают за сезонными изменениями в природе, собирают гербарии, рисуют пейзажи. Такие занятия очень важны, так как воспитывают любовь и бережное отношение к природе.
Важным условием эстетического воспитания является окружение младших школьников, которое составляет предметно-пространственную среду школы. В предметно-пространственную среду входит все, что встречает ребенок в школе – от самого здания школы до картин, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства, художественной литературы, музыкальных произведений. Суда могут входить и результаты работ самих учащихся: выставки поделок, рисунков, школьная газета, классный уголок.
В процессе эстетического воспитания важна совместная деятельность учителя и ученика, которая способствует развитию творческих способностей, восприятию художественных ценностей. Необходимо помнить, что эстетическое восприятие явлений в жизни очень индивидуально. Большое значение имеет личный опыт, стремления, переживания, побуждения.
Методы эстетического воспитания разнообразны.
В современной начальной школе широко используется создание игровых ситуаций в учебном процессе.
Ученики в этом случае успешнее усваивают знания овладевают умениями. При этом между учениками возникает направляемое учителем соперничество, а учебный материал представлен в интересной для ученика форме. Игровая форма проведения занятия доставляет много радости детям и одновременно развивает их восприятие прекрасного, воображение, наблюдательность, фантазию. Кроме того в результате занятий, построенных в игровой форме, между учениками складываются определенные взаимоотношения, развивается умение работы в коллективе.
Одной из задач художественно-эстетического воспитания младших школьников является привитие им эстетического вкуса.
Художественный вкус начинает формироваться у ребенка с начала познания окружающего мира. Младшие классы в школе - наиболее эффективный период становления эстетического вкуса. В это время ребенок знакомится с искусством, происходит развитие его творческих способностей. В младшей школе ему в этом может помочь учитель, скорректировав и направив процесс развития в нужную сторону.
Система эстетического воспитания, помимо школьной формы обучения, предполагает различные формы внеклассной творческой деятельности ребенка.
Во время внеклассных мероприятий дети могут проявлять свои способности. При этом происходит углубление и развитие эстетического воспитания на основе личных предпочтений детей и занятий по интересам.
В эстетическом развитии школьника важную роль играет художественная самодеятельность, как способ самовыражения личности. Ученик получает возможность обогатить свой опыт и выразить себя через творчество. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет удовольствие от участия в творческом процессе. Учителя, контролируя и направляя этот процесс, способствуют развитию эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М.: Просвещение, 1979. – 143 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 236 с.
4. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
5. Венгер А.Л. Восприятие и обучение (школьный возраст). - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
6. Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс] / М. В. Водинская, М. С. Шапиро. - 2-е из. (эл.). - Москва : Теревинф, 2012. - 46 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: Питер, 2007. - 92с., 39. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. – 216с.
8. Гавриш Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства / Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 62-67.
9. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе. – М.: «Академия», 2005.– 320 с.
10. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37.
11. Гут Р. О творчестве в науке и технике / Р. Гут // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 130–139.
12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч 1. - М.: Издательство Скрипторий 2003, - 88 с.
13. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / [Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.]; Под ред. С. Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.- 368 с.
15. Дубровская Е. А., Козлова С. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Юрайт», 2016. – 185 с.
16. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании: автореф. дис. канд. философ. наук / Т.Г. Евсеева. – Алматы, 1993. – 9 с.
17. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
18. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст] / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд -во НПО «МОДЭК», 2008. – 372с
19. Ермолаева Н.А. Развитие художественных способностей./ Н.А. Ермолаева//Дошкольное воспитание.- 1963.- №1.-с.21-23.
20. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
21. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» [Текст] / Т.Г. Казакова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
22. Казакова, Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками : [пособие] / Р. Г. Казакова. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2008. – 126 с.
23. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 73-80
24. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: «Знание», 1977. – 64 с.
25. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.; Воронеж, 1997. - 448 с.