Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что сегодня россияне строят новое государство, пытаясь совместить историческое наследие с современностью. Изменения экономической и социальной систем нашего общества, сопряженные с ростом безработицы, падением уровня жизни населения и нивелированием культурных и духовных ценностей, привели к росту посягательств на свободу личности. За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. Реалистический взгляд на государство как особый аппарат управления делами общества выделяет особые, исторически присущие этой форме социальной организации свойства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с взаимодействием государства и гражданского общества.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие взаимоотношения гражданского общества и государства.
Целью настоящей работы являются изучение взаимоотношений государства и гражданского общества.
Задачами работы ставится:
• сделать историко-правовой анализ гражданского общества;
• рассмотреть современное понимание гражданского общества;
• исследовать значение развитого гражданского общества;
• изучить структуру механизма взаимодействия гражданского общества с государством.
Нормативно-правовой основой данной работы является Конституция Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. История развития и понятие гражданского общества
1.1. Историко-правовой анализ гражданского общества
История появления термина «гражданское общество» начинается еще с воззрений древнегреческого философа Аристотеля, который, как известно, отождествлял гражданское общество («политическое общение граждан») с государством. Позднее, в эпоху Средневековья данную точку зрения разделяли в своих учениях о государственном и общественном устройстве Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др. Лишь Гегель обратил внимание на дилемму частного и публичного во взаимоотношениях между людьми, выразив следующим образом свой взгляд на гражданское общество: «В гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальные для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме». Значительно обогатил содержание понятия «гражданское общество», но уже с классовых, материалистических позиций в своих учениях К. Маркс, который, в частности, писал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».
Применительно к политической истории России в ее советский период развития термин «гражданское общество» не использовался, а прилагательное «гражданский» употреблялось в таких семантических значениях, как: «1) правовое положение граждан (гражданский иск, процесс, и др.); 2) такой, который относится к гражданину как сознательному члену общества (гражданский долг, гражданское мужество); 3) невоенный (гражданские лица, гражданский летчик)». Следует отметить, что инкорпорация понятия гражданского общества из лексикона западных демократий в политическую и правовую среду новой России произошла, можно сказать, спонтанно без осознания и четкого понимания институциональных основ этого явления. К тому же и на Западе, по мнению американских исследователей, «...никогда не было четких фиксированных граней между тем, что называется государством, и тем, что именуется гражданским обществом. Эти грани постоянно изменялись, поскольку изменялись социально обусловленные и исторически, а не естественным путем, устанавливаемые сферы публичных и частных отношений, лежащих соответственно в основе государства и гражданского общества».
В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества критерием устойчивости его правовой системы и показателем уровня его правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина, при этом главным условием реализации прав и свобод личности является сильная государственная власть, в связи с чем государство нуждается в расширении властных полномочий, что не должно усиливать авторитарность в ущерб демократии. Важным условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является следование требованиям, предъявляемым к допустимым законом ограничениям прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав и свобод человека базируется на признании необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов, исходя из того, что в иерархии конституционных ценностей «личность, общество, государство» введение ограничений прав и свобод является допустимым, оправданным и необходимым, поскольку ни одна из указанных ценностей не может существовать изолированно, вне или в ущерб приведенной триаде. При этом специфика ограничения прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства состоит в том, что приведение в исполнение такого ограничения не только приводит к усилению стабильности конституционного строя, укреплению обороны страны, обеспечению безопасности государства, но и способствует общественной безопасности, защите личности, ее прав и свобод, законных интересов. Государство тем самым выступает не только целью, но и средством обеспечения безопасности всех элементов триады «личность, общество, государство». В то же время в Российской Федерации в условиях современной правовой системы, политического режима и политической реальности неприменимы в полном объеме подходы к ограничению прав и свобод личности и организаций, применяемые на разных этапах развития российской государственности, основанные на недемократических принципах, использовании влияния церкви и т.д. При этом исторически сформировалась система ценностей российского общества, которая должна определять смысл законодательных норм об ограничении прав и свобод граждан и организаций. Приемлемым является сочетание прямых (явных) и косвенных (скрытых) ограничений прав и свобод граждан и организаций в зависимости от степени угрозы какой-либо деятельности или ее субъекта основам конституционного строя, обеспечению обороны страны и
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Указ Президента РФ от 04.03.2013 N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» // Собрание законодательства РФ, 11.03.2013, N 10, ст. 1019.
3. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. М.: Юристъ., 2007. Т. 1. С. 441.
4. Авдеев М.Ю., Грудцына Л.Ю. Демократия, народ и гражданское общество в России // Евразийская адвокатура. 2013. N 5 (6). С. 89.
5. Бакаева О.Ю., Погодина Н.А. О соотношении частных и публичных интересов // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 36.
6. Бердникова Е.В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. 2016. N 3. С. 29.
7. Богданова Н.А. Общество как объект конституционно-правового регулирования. // Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционная юстиция: Материалы IV Всероссийской научной конференции по конституционному праву. 31 марта - 1 апреля 2006 г. СПб., 2006. С. 42.
8. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008. С. 58.
9. Егорова Н.Е., Помазанский А.Е., Потапенко В.С. Интересы в праве: мнение молодых ученых // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 48.
10. Жовтун Д.Т. Проблемы взаимодействия государства и гражданского общества. // Социология власти: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. N 2. С. 75.
11. Кашанина Т.В. Гражданское общество: всесторонний взгляд // Lex russica. 2014. N 5. С. 625.
12. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий и семантический словарь. М., 2003. С. 496.
13. Лысенко В.В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания // История государства и права. 2009. N 23. С. 18.
14. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 265 – 266.
15. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. N 6. С. 94.
16. Околеснова О.А. Значение общественных интересов при осуществлении общественного контроля // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 19.
17. Сергеева А.А. Об отдельных проблемах реализации общественных инициатив граждан // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 72 - 73.
18. Туманов Д.А. Проблемы защиты общественного интереса в российском гражданском процессе // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 9. С. 3 - 4.
19. Уваров А.А. Принципы функционирования гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 23. С. 19 - 22.
20. Цыбулевская О.И. Функции гражданского общества // Становление гражданского общества в России (правовой аспект) / Под ред. канд. юрид. наук, доц. О.И. Цыбулевской. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2000. С. 24.
21. Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. N 3. С. 21.