Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время усилился интерес лингвистов к проблемам языка художественных текстов. Актуальность данного исследования объясняется данным обстоятельством. Изучаются многозначные слова и их стилистическая роль, синонимы, антонимы.
Лексическая система – самая сложная, подвижная, динамичная, охватывающая названиями все многообразие предметов и явлений окружающего мира, – все, что касается природы и человека, вещей и идей. В последние годы многое в лексике стало изменчивым, разрозненным, несинтезированным, смешанным и еще не вполне определенным. Специфический характер лексики как системы проявляется в наличии целого ряда весьма своеобразных связей между словами как ее элементами. Важный элемент этой системы – антонимия, выступающая в качестве одной из способностей человеческого ума, заключающейся в осмыслении поступающей к человеку информации.
Антонимия – одна из категорий лексико-семантической системы языка, которая свойственна всем языкам. В ее семантической основе заключается противоположность, которая входит в лексическое значение соотносительных слов.
Сущность антонимии заключается в лексических единицах, имеющих соотносительные с друг другом противоположные значения. Антонимия наряду с синонимией и полисемией входит в парадигматические отношения и находится с ними во взаимосвязи, что свидетельствует о системном характере русской лексики.
Вопросам посвящённым антонимической парадигме уделяется много внимания, но несмотря на это антонимия по сравнению с синонимией, омонимией и полисемией считается в настоящее время менее изученной областью языка.
Проблемы антонимии изучается в отечественной лингвистике с 50-х годов XX века.
Традиционно антонимами называются слова с противоположным значением: друг-враг, чёрное-белое, холодное-горячее.
На данный момент в лингвистике еще не сформировано единого, общепринятого определения антонимов.
Цель данного исследования: изучение стилистических ресурсов антонимов на материале текстов художественных произведений.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и функции антонимов;
• Рассмотреть классификации антонимов;
• Проанализировать антонимы в текстах художественных произведений.
Объект исследования: языковые и стилистические ресурсы антонимов.
Предмет исследования: антонимы в малых фольклорных жанрах, а также в текстах М. Ю. Лермонтова и М. Цветаевой.
Работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. АНТОНИМЫ В ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Понятие и функции антонимов
Сам термин «антоним», впервые отмеченный в 1826 году в книге «Краткое изложение правил для составления ручного словаря нынешнего языка русского с приложением пробных листов словаря» И.Ф. Калайдовича, в то время так и не закрепился в русской лингвистической науке. Появился он вновь только лишь в XX веке уже как заимствование из французского языка благодаря А.М. Пешковскому, который подчеркивал, что “ничто так не помогает выявить разницу между синонимами, как подбирание к ним антонимов, слов с противоположным значением” [10, с. 175].
Надо сказать, что русские филологи приступили к тщательному изучению теоретических и практических вопросов проблемы антонимии достаточно поздно – только в 50-е гг. XX века. В центре внимания лингвистов (Л.А. Новиков, Д.Н. Шмелев, Н.М. Шанский, Л.А. Введенская, Ю.Д. Апресян, Е.Н. Миллер, В.А. Иванова, М.Р. Львов и др.) стояла проблема определения самого термина «антоним», а также границ и критериев антонимичности. Несмотря на то, что вопрос об антонимии издавна привлекал к себе внимание, до сих пор ученые не могут найти однозначного решения этой проблемы, ибо она и в настоящее время “представляет собой собрание разрозненных сведений об антонимичных единицах разных уровней..., где скрупулезно собранный теоретический и фактический (языковой) материал остается несинтезированным, что препятствует возникновению учения, адекватно отражающего природу антонимии современного языка” [20, с. 23].
Явление антонимии мы можем наблюдать не только на лексическом уровне, но и на синтаксическом. Синтаксическая антонимия – это объединение конструкций с противоположными значениями [19, с. 73].
«Специфической особенностью синтаксических антонимов (как и лексических антонимов) является их парность, то есть наличие “позитивного” и “негативного” членов (за исключением контрарных синтаксических антонимов, допускающих наличие промежуточного члена парадигмы с нейтральным значением).
При этом среди синтаксических антонимов часто можно встретить такие единицы, которым противостоят сразу две (или несколько) семантически равнозначные конструкции, например:
Клево! – Кошмар!, Ужас!; Позор! – Супер!, Класс!, Вау!, Ух ты! и т.д. В этом случае речь идет о синтаксических антонимических рядах, или вариантах» [19, с. 73].
Известно, что предметы и явления нашей жизни находятся между собой в различных отношениях. В процессе своей жизнедеятельности человек осуществляет классификацию вещей и объединяет многообразие форм движения материи, в том числе своих впечатлений и ощущений, в определенные категории и классы. Члены той или иной категории формируются не столько потому, что это распределение является для них необходимым, сколько потому, что они в большей или меньшей степени демонстрируют определенные типы подобия с тем членом, который избирается за лучшего представителя своего класса [13, с. 89]. Однако нужно сказать, что вся деятельность человека по классификации по особым разрядам, группировкам, классам и др., то есть по категориям, носит языковой характер. Не будучи реализованной в языковые формы, эта деятельность просто не могла бы существовать.
В нашем случае интерес, конечно, представляет вопрос наличия в объективной действительности противоположностей, на которые обратил внимание человек уже с глубокой древности. Модель противоположности в естественном языке выражается посредством антонимии слов, обозначающих объекты окружающего нас мира. Именно при таком рассмотрении антонимические оппозиции предстают не просто как реальность, но и как процесс.
Наиболее распространенным вариантом определения антонимии является следующий: антонимы – это слова, которые выражают в том или ином отношении противоположные понятия.
Центральным понятием в определении антонимии, как видим, является понятие противоположности.
Антонимы как языковые единицы выполняют в языке определенные семантические и стилистические функции. «Стилистическая функция определяется как выразительный потенциал взаимодействия языковых средств в тексте, обеспечивающий передачу наряду с предметно-логическим содержанием текста также заложенной в нем экспрессивной, эмоциональной, оценочной и эстетической информации» [2, с. 82].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор : пособие для учителя. – М. : Учпедгиз, 1957. – 240 с.
2. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 190 с.
3. Бокатина Ю. И. Историко-лингвистический компонент при реализации личностно-ориентированного подхода к обучению русскому языку : монография. – Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. – 118 с.
4. Бокатина Ю. И., Бойнова Т. М. Архаические формы кратких прилагательных в современном русском языке // Филологический вестник : межвуз. сб. науч. работ / под ред. Т. М. Бойновой. – Саранск : Мордов. гос. пед. ин-т, 2001. – С. 21–24.
5. Елизарова Г.С. Слово в системе синонимо-антонимических отношений // Теория поля в современном языкознании. – Уфа, 1992. – С. 23-25
6. Ильясова Р.С. О семантической классификации антонимов в чеченском и русском языках // «Давид Кугультинов – поэт, философ и гражданин». Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию Д.Н. Кугультинова (Элиста, 10–14 апреля 2012 г.). – Элиста, 2012
7. Ильясова Р.С. Функциональные особенности употребления антонимов в чеченском и русском языках // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Выпуск №2. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012. – С. 169–172
8. Матвеев Б. И. Антонимы и их стилистические функции [Электронный ресурс]. URL: rus.1september.ru/article.php?ID=20013805
9. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. 432с.
10. Пешковский А.М. Избранные труды. – М., 1959. – 259 с.
11. Пословицы русского народа: сборник В. Даля. В 2-х т. Т. 1 / авт.-сост. В. И. Даль. – М. : Худож. лит., 1989. – 431 с.
12. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – Москва: Айрис-Пресс, 2002. – 446 с.
13. Семенова В.Г. Тождество и время: философско-лингвистический анализ: дис. …д-ра филос. наук. – М., 2009. – 255 с.
14. Современный русский язык. Анализ языковых единиц : уч. пособие. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Словообразование / под ред. Е. И. Дибровой. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 208 с.
15. Соколова H.Л. К проблеме определения и классификации антонимов и их стилистического использования // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. – № 6. – С. 60-69
16. Тихонов А.С. Лексикографическая разработка русской антонимии // Теория поля в современном языкознании: Материалы научно-теоретического семинара. – Уфа, 1997. – С. 72-75
17. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 415 с.
18. Хованская О.Н. Антонимия в области коммуникем (на материале речи младших и старших школьников и речи взрослых носителей языка) // Вестник ТГПИ. Спецвыпуск. – Таганрог, 2011. – С. 72–76
19. Хованская О.Н. Антонимия в области коммуникем (на материале речи младших и старших школьников и речи взрослых носителей языка) // Вестник ТГПИ. Спецвыпуск. – Таганрог, 2011. – С. 72–76
20. Чернега Е.Н. Антонимы в лингвистическом и лингвогогнитивном аспектах (на материале речи младших школьников): дис. … канд. филол. наук. – Таганрог, 2005
21. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка : учеб. пособие. – М. : Либроком, 2009. – 305 с.
22. Шехтман Н.А. Сочетаемость слов-антонимов // Ученые записки ЛГПИ. –1965. -Т. 261.- С. 130-137
23. Шолохов М. А. Сокровищница народной мудрости // Пословицы русского народа: сборник В. Даля. В 2-х т. Т. 1. – М. : Худож. лит., 1989. – С. 3–4.