Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы представляется особый интерес у различного вида специалистов и это не случайно , потому что зарубежной и российской практикой реализации местного самоуправления давно доказано, что без наличия собственных финансовых и экономических ресурсов у муниципальных образований для решения вопросов местного значения невозможно существование местного самоуправления как такового. Недаром в ч. 1 ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления сказано, что органы местного самоуправления должны иметь право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
Этот принцип нашел отражение и в национальном законодательстве Российской Федерации. Так, в ч. 1 ст. 132 Конституции РФ говорится о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Цель курсовой работы проанализировать правовую и Финансово-экономическую основу осуществления местного самоуправления в городском округе на примере города Юрга.
Объект исследования - город Юрга.
Предмет исследования законодательное обеспечение финансово-экономическая основа осуществления местного самоуправления в городском округе на примере города Юрга.
Задачи исследования
Порядок формирования и исполнение бюджета городского округа.
Формы регулирования межбюджетных отношений между органами местного самоуправления городского округа и органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Субъекты осуществления экономической основы местного самоуправления в городском округе.
Порядок распоряжения и управления объектами муниципального имущества в городском округе.
Теоретическую основу исследования составили законодательство РФ , интернет – порталы, работы Атаевой А.Г Вагина В. В. , Гузеева М.А. , интернет порталы.
Структура работы. Работа содержит страниц -26 , рисунков -1 , таблиц -1, две главы, параграфов-4, заключение, список использованной литературы, приложений- 2.
Глава 1. Правовое регулирование финансовой основы осуществления местного самоуправления в городском округе.
1.1Порядок формирования и исполнение бюджета городского округа.
Бюджет муниципального образования является основой финансовых ресурсов местного самоуправления. Независимость бюджета муниципального образования гарантируется достаточным уровнем доходов, правом определять направление расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетными полномочиями местных автономных органов, правом использовать по своему усмотрению доход, дополнительно полученный в ходе исполнения бюджета, правом на компенсацию за дополнительные расходы (потери дохода), возникающие в результате решений государственных органов.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местного бюджета и соблюдение установленных федеральным законом требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размеру дефицита местного бюджета, уровню и составу муниципального долга, бюджету муниципального муниципалитет и исполнение долга.
Непременной чертой местного самоуправления является независимое формирование местных бюджетов. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок и решают другие вопросы местного значения. В местном бюджете есть определенные детали, в основном связанные с положением самого муниципалитета .
Суть в том, что муниципалитеты служат определенным звеном управления и вместе с тем не принадлежат к государственной системе управления, а являются независимыми. Местный бюджет, с одной стороны, независим, а с другой - подчинен не только федеральному правительству, но и региональному бюджету. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма формирования и расходования средств на основе финансового года и планового периода, направленная на выполнение расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования средств на выполнение муниципальных расходных обязательств не допускается (статья 15 БК РФ) .
Средства местного бюджета выделяются органом местного самоуправления, что предусмотрено статьей 49 Федерального закона "131-ФЗ от 6 октября 2003 года" об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации . В статье 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет) .
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет муниципального образования является основой финансовых ресурсов местного самоуправления. Независимость бюджета муниципального образования гарантируется достаточным уровнем его собственных доходов, правом определять направление расходования бюджетных средств с бюджетными полномочиями местного автономного органа, правом использовать по своему усмотрению доход, дополнительно полученный в ходе исполнения бюджета, правом право на компенсацию дополнительных расходов (потери дохода), возникающих в результате решения государственных органов.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований .
Бюджет Юргинского городского округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов принят Решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 29.12.2021 №400
Основные характеристики городского бюджета на 2022 год составляют:
- прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме 3797 841,8 тыс. рублей;
- общий объем расходов городского бюджета в сумме 3 818 548,8 тыс. рублей;
- дефицит (профицит) городского бюджета в сумме 20 707,0 тыс. рублей или 5 процентов от объема доходов городского бюджета на 2021 год без учета безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц.
Основные характеристики городского бюджета на 2023 год и на 2024 год:
- общий объем доходов городского бюджета на 2023 год в сумме 3 776 970,0 тыс. рублей, и на 2024 год в сумме 3 020 526,5 тыс. рублей;
- общий объем расходов городского бюджета на 2023 год в сумме 3 797 560,2 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 3 041 179,1 тыс. рублей;
- дефицит (профицит) городского бюджета на 2023 год в сумме 20 590,2 тыс. рублей и на 2024 год в сумме 20 652,6 тыс. рублей.
1.2.Формы регулирования межбюджетных отношений между органами местного самоуправления городского округа и органами государственной власти РФ и ее субъектов.
Местные бюджеты представляют собой часть консолидированного бюджета РФ и сосредотачивают около 50 % бюджетных средств субъектов Федерации. Они аккумулируют финансовые средства, поступающие по различным каналам, на соответствующей территории для использования их органами местного самоуправления в соответствии со своими функциями и задачами .
Статья 6 Закона о бюджете Российской Федерации гласит, что данное понятие применимо к государственным учреждениям федерального правительства, государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, а также к осуществлению бюджетного процесса. .
Субъекту Российской Федерации, в процессе формирования межбюджетных отношений с органами местного самоуправления, необходимо учитывать необходимость обеспечения сбалансированности бюджетной системы на федеральном уровне. Система межбюджетных отношений заключается в вертикальном балансе местного бюджета (то есть сокращении разрыва между доходами и расходами местного бюджета) и горизонтальном балансе (то есть уровне бюджетной обеспеченности). .
Согласно критериям вертикальной сбалансированности, доля расходных обязательств местного бюджета в общей сумме расходных обязательств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации должна соответствовать доле доходов местного бюджета после распределения трансферта в общей сумме доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. бюджет субъекта Российской Федерации .
В случае вертикального баланса объем средств, поступающих в местный бюджет в процессе формирования межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации, может быть выражен субсидиями. При этом субсидия, переданная на исполнение делегированных полномочий, исключается из этой схемы, поскольку предполагается, что размер субсидии соответствует объему финансирования переданных государственных полномочий.
В то же время исключение субсидий и других межбюджетных трансфертов из оценки общего объема перечисляемых средств при определении вертикального баланса может привести к дисбалансу в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации.
Лучшим выбором стимулирования экономического развития органов местного самоуправления является установление критериев отчислений из налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет. Преимуществами фиксации стандарта отчислений на длительный срок являются :
- Возможность для местных органов власти самостоятельно прогнозировать собственные налоговые и неналоговые доходы на длительный период времени и, как следствие, реализовывать долгосрочные программы развития;
- Увеличить сбор налоговых и неналоговых доходов и усилить стимулы для развития доходной базы, имеющейся на территории муниципалитета;
В то же время налоги и неналоговые доходы, перечисляемые в местный бюджет, как правило, не могут гарантировать равномерное распределение финансовых ресурсов между муниципальными образованиями и определенный доход муниципальным образованиям с низким уровнем социально-экономического развития. Эта задача должна быть решена с помощью субсидий для выравнивания бюджетной обеспеченности местных органов власти и закрепления дополнительных критериев отчислений от НДФЛ.
Можно добиться более равномерного распределения средств между местными бюджетами при предоставлении собственных доходов муниципалитетам, не имеющим права на финансовую помощь (гранты), но существует необходимость в налоговой и неналоговой помощи .
Использование "отрицательных" трансфертов (субсидий, передаваемых из муниципального бюджета в региональный бюджет) позволяет частично компенсировать увеличение бюджетной обеспеченности муниципальных образований с наиболее развитой доходной базой, что обусловлено установлением единого стандарта отчислений от налогов и неналоговых доходов, за счет перераспределения средств в местный бюджет с меньшим бюджетом. В то же время изымается не более 1,3% от суммы, превышающей в 50 раз средний уровень предполагаемых налоговых поступлений, поэтому захватывающая роль единых критериев вычета сохраняется как для муниципалитетов, которые не перечисляют "отрицательные" трансферты, так и для тех, которые подпадают под критерии сбора "отрицательных" налоговых поступлений.