Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Кризисные ситуации являются характерной проблемой корпоративной деятельности. Состояние кризиса представляет собой противоречие между функционированием предприятия и логическим началом и разрешением кризиса. Нерациональная эксплуатация препятствует развитию, что, в свою очередь, создает условия для более устойчивого ведения бизнеса.
В условиях кризиса необходимость изменений в бизнесе и маркетинге стала особенно очевидной. В то же время очень важно не только учитывать, какой маркетинг необходим во время кризиса и как он будет интегрирован в стратегию антикризисной политики, но и прогнозировать ситуацию после кризиса.
Анализ текущей экономической ситуации показывает, что глобальный экономический кризис, затронувший Россию, также оказал негативное влияние на многие компании. Согласно данным Федерального национального бюро статистики, спад промышленного производства в июне 2022 года по отношению к июню 2021 года составил 12,1%, по сравнению с 17,1% в мае и 16,9% в апреле. Промышленное производство сократилось в первой половине 2022 года - на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Поведение организации в условиях кризиса будет зависеть от ее будущей ситуации. Поэтому в условиях кризиса важно максимально осторожно подходить к формулированию всеобъемлющей экономической стратегии, особенно потому, что это не требует больших дополнительных затрат.
Реализация комплексной экономической стратегии отражается в изменениях состояния предприятия через его параметры: рост, стабильность основных показателей. Сюда включает следующие параметры: доля рынка, выручки, клиентской базы, капитализации, ликвидности, эффективности. Выбор стратегии определяется путем анализа альтернатив, целей, идей, ресурсной базы, инноваций, сравнения необходимых и доступных инвестиций и применения определенных маркетинговых действий.
Большинство стратегических решений, принимаемых любой компанией, особенно в кризисные периоды, относятся к области маркетинга. Поэтому одной из главных задач развития компании является формулирование разумной маркетинговой стратегии. Детальная проработка маркетинговой стратегии деятельности компании позволяет определить, как она будет развиваться в будущем.
Степень научной и практической разработанности темы исходит из того, что, как раньше, так и в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Азарова С. П. «Маркетинговые исследования: теория и практика», Адизес И. «Управление жизненным циклом корпорации» и т.д.
Объект исследования: ООО «Петроком»
Предмет исследования: провести разработку маркетинговой концепции в условиях экономического кризиса.
Цель исследования: проанализировать способы разработки маркетинговой концепции, а также изучить, какую значимости они несут в себе в условиях экономического кризиса.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. раскрыть основные термины и содержание маркетинговой концепции;
2. изучить функционирование маркетинговой концепции в условиях экономических кризисов;
3. дать общую характеристику организации;
4. провести анализ конкурентов и план маркетинга;
5. разработать производственный план;
6. раскрыть прогноз продаж.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Практическая значимость. Курсовая работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы на различных семинарах в университетах по предметам «Менеджмент» и «Маркетинг».
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты маркетинговой концепции.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ исследуемой темы на примере ООО «Петроком».
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Курсовая работа включает 8 таблиц, 2 рисунка, 20 наименований списка источников.
1. Теоретические основы маркетинговой концепции
1.1 Основные термины и содержание маркетинговой концепции
С самого начала существования рынка производство товаров и предоставление услуг были основаны на принципе производить как можно больше, потому что рынок всегда был неограничен. Деятельность компании основана на увеличении количества продукции и повышении качества при одновременном снижении производственных затрат [1, с. 159-182].
Из-за ограниченных производственных мощностей и неограниченного спроса этот принцип является разумным и обеспечивает достаточную отдачу от инвестиционного капитала. Это мощный стимул для развития масштабного производства на основе использования в результате научно-технического прогресса.
Последнее привело к тому, что производственные мощности превысили существующий спрос, а товарный рынок стал характеризоваться повышенной насыщенностью. Это усиливает конкуренцию между производителями за потребителей, что, в свою очередь, приводит к изменению принципов ведения бизнеса, то есть способствует переходу от ориентации на производство к ориентации на продажи. Поэтому первыми появляются потребители со всеми специфическими потребностями и желаниями [5, с.162-187].
Производственная деятельность предприятия, непосредственно связанная с производством продукции и предоставлением услуг, должна быть налажена таким образом, чтобы обеспечить рациональное использование имеющихся энергетических ресурсов для производства, постоянное снижение затрат и выпуск продукции, отвечающей потребностям рынка.
Вышеизложенное достигается за счет правильной организации производства, выбора технологии и оборудования, а также оптимального использования производственных площадей.
Финансово-экономическая деятельность - это экономические причины для:
1. прибыльного развития производства определенных товаров или услуг в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;
2. расчета экономической эффективности продуктов и видов применения технологий;
3. рационального распределения сырья и оборудования между производственными подразделениями для обеспечения высокой рентабельности, непрерывности и высокое качество производимой продукции.
Маркетинговая деятельность обеспечивает гибкую адаптацию к производственной, торговой, маркетинговой и кадровой деятельности предприятий с целью адаптации к изменяющейся экономической ситуации (доходы, цены, рыночные условия), а также потребительский спрос на рынке [4, с. 160-170].
В процессе перехода к рыночной экономике маркетинговые услуги являются важной частью управления предприятием. Вместе с другими услугами был создан единый и интегрированный процесс для удовлетворения рыночного спроса и получения прибыли на этой основе.
Отдел маркетинговой службы готовит спецификации, требуемые покупателем для каждого продукта, который, по его мнению, должен быть продан, и отправляет их руководству для предварительного утверждения.
Затем спецификация передается в производственный отдел, который определяет производственную мощность продукта на основе имеющихся мощностей, наличия оборудования, квалификации и опыта сотрудников, а также спроса на сырье и расходные материалы.
Завершение производственных услуг направлено на отделы планирования, финансов и маркетинга предприятия, которые рассчитывают производственные затраты, цены, расходы на рекламу и разрекламирование, транспортные расходы и т.д.
Конечным результатом этой работы является подготовка производственного плана (количество, объем и сроки поставки) и поставка производственных материалов и других ресурсов. Кроме того, при необходимости будут разработаны планы исследований и разработок для создания новых продуктов или модификации существующих продуктов.
Важным аспектом разработки плана является направление на самообеспечение производства (оно покрывает все затраты на реализацию продукции) и развитие самофинансирования (компании, осуществляющие простое и расширенное тиражирование, формируют собственные кредитные фонды за счет прибыли и займов). В противном случае развитие предприятия невозможно, а деятельность становится бесполезной [12, с. 142-164].
Необходимыми условиями для достижения предприятием самодостаточности и самофинансирования в рыночных условиях являются не только эффективные и устойчивые поставки материальных, трудовых и финансовых ресурсов в нужном количестве, достаточного качества и по разумной цене.
По своему содержанию эти задачи довольно сложны по многим причинам, наиболее важной из которых является конкуренция. Лидер среди конкурентов может:
1. установить эффективные контакты;
2. предоставить материалы и другие ресурсы для производства;
3. рационально их использовать;
4. создать благоприятные условия для реализации продукции.
Маркетинговые услуги - это коммерческие решения этих проблем. Обычно в нее входят отделы логистики, маркетинга, маркетинговых исследований, рекламы и другие отделы [7, с. 59-76].
Маркетинговыми службами руководит заместитель директора по корпоративному маркетингу (бизнес-работа) или директор по маркетингу. Он отвечает за организацию опросов, направленных на достижение ожидаемых целей, и надзор за осуществлением маркетинговых мероприятий. Полные обязанности персонала должны в полной мере включать функции данного Отдела.
Маркетинговые услуги должны включать исследование рынка, обучение продукции, экспертов по ценообразованию, специалистов по продажам, рекламе и других экспертов. Эксперты из исследовательских центров, специализирующихся на этих вопросах, также могут принять участие в исследовании. Должностная инструкция должна включать независимость и чувство ответственности каждого из сотрудников.
Организационная структура маркетинговых служб зависит от конкретной ситуации с продуктом, количества рынков сбыта и масштаба маркетинговой деятельности компании, основанной на функциональных, ведомственных или матричных методах.
Функции данного отдела сосредоточены в постоянной структуре маркетинговых служб, координирующих с другими отделами выполнение своих основных функций, где эти отделы определяют различные сферы деятельности.
Вышеизложенное означает формирование гибкой организационной структуры и формирование определенного периода времени для разработки конкретных проектов, программ и задач [5, с. 162-187].
Традиционная функциональная структура фокусируется на различных функциях маркетинговой деятельности. Взаимоотношения между этими подразделениями основаны на прямой вертикальной взаимосвязи – «контроль-аффилированность». Эта структура является наиболее распространенной и простой. Директор по маркетингу отвечает за следующие функции:
1. исследование рынка
2. планирование производства новых продуктов
3. разработка рекламы и продажи новых продуктов;
4. обслуживание товаров и услуг и т.д.
Когда производственный процесс состоит из большого количества различных продуктов, а также осуществляется независимо различными подразделениями предприятия, используется структура подразделения. По сути, создается набор продуктовых или рыночных направлений. Его преимуществами являются:
1. охват всех продуктов;
2. всестороннее реагирование на изменения рынка;
3. способность к координации и т.д.
Недостатками являются:
1. высокая стоимость;
2. разрозненный персонал;
3. сложное управление.
Эксперты по матричной структуре считают, что она является наиболее гибкой и может быть реорганизована внутренне для решения новых задач, поскольку состоит из следующей структуры – матрично-функциональная. Благодаря взаимодействию временных менеджеров проектного отдела была создана новая горизонтальная и диагональная коммуникационная сеть, которая перекрывается с традиционной отношения «контроль-подчиненный». Отсюда и его название - матричная [3, с. 44-67].
Для того чтобы изучить рынок и определить объективные факторы, определяющие его развитие, маркетинговые службы создают важнейшие предпосылки для краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования.
Положительное влияние на производство начинается с влияния на выбор тем исследований при подготовке новых продуктов, связанных с исследованиями и разработками и совершенствованием технических процессов. Это влияние продолжает существовать на новом этапе разработки продукта, проявляясь в участии обслуживающего персонала в определении стадии и времени начала их производства [2, с. 114-156].
Эта услуга помогает исследовательским, опытно-конструкторским и другим отделам своевременно начинать разработку и подготовку к производству новых продуктов, чтобы выйти на рынок без потери новизны. Сроки появления новых продуктов на рынке во многом определяют экономический успех предприятия, что дает ему возможность получать монопольную прибыль.
Ориентируя производство на выпуск продукции, требуемой рынком, маркетинговые службы помогают избежать перебоев в удовлетворении спроса и избежать потерь, связанных с производством непроданных товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015).
4. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002.
Библиографический список
5. Азарова, С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 314 с.
6. Абаев, А.Л. Международный маркетинг. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 362 c.
7. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / И. Адизес. - СПб.: Питер, 2017. - 384 с.
8. Баталов, А. Разработка концепции стратегии развития среднего и малого предприятия инструментарий для практика // Стратегический менеджмент. - 2018. - № 2. – С. 52-66.
9. Бутко, И.И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / И.И. Бутко. - М.: ИТК Дашков и К, 2014. - 416 c.
10. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. теория и практика 2-е изд., пер. и доп. учебник для вузов / Е.Б. Галицкий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 c.
11. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – М., 2019. – 474 с.
12. Диденко, Н.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / Н.И. Диденко. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 556 c.
13. Данченок, Л. А. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Данченок. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
14. Кирьянова, Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций: учебное пособие для магистратуры / Л. Г. Кирьянова. – М., 2019. – 264 с.
15. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.
16. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 415 с.
17. Реброва, Н.П. Основы маркетинга / Н. П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 277 c.
18. Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге / И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2014. - 196 с.
19. Савчук, Г.А. Управление маркетингом на предприятии: учебное пособие / Савчук Г.А. – М.: Наука, 2018. – 216 с.
20. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие для бакалавров / Н.Б. Сафронова. - М.: Дашков и К, 2015. - 296 c.