Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Функции и обязанности менеджера по персоналу. Навыки, умения и знания менеджера по персоналу 4
2 Составляющие психологического портрета менеджера по персоналу. Проактивность, критическое мышление и знание психологии как важные качества менеджера по персоналу 11
3 Трансформация роли специалиста по управлению персоналом в условиях цифровизации 14
Заключение 20
Библиографический список 22
Фрагмент для ознакомления
2
В последнее время HR-деятельность стала активно осуждаться в интернете, журналах и статьях. Многие люди интересуются кто такой HR-менеджер, что входит в его обязанности и компетенции, какими качествами должен обладать данный специалист и какие грани профессии HR.
Английская аббревиатура HR от Human Resources означает «человеческие ресурсы». HR-менеджер (менеджер по персоналу) – это специалист по персоналу, профессиональной областью которого является рекрутинг, делопроизводство и управление кадровым потенциалом компании [13, с. 304].
Задачей HR-менеджера является организация эффективной и налаженной работы персонала. Однако из-за постоянных экономических кризисов приоритеты компании меняются, вследствие чего одни HR-задачи становятся более актуальные, а другие – менее.
Целью данной работы является рассмотрение необходимых знаний, умений и навыков менеджера по персоналу в современном мире.
Задачи:
- определить функции и обязанности менеджера по персоналу; навыки, умения и знания менеджера по персоналу;
- рассмотреть составляющие психологического портрета менеджера по персоналу; проактивность, критическое мышление и знание психологии как важные качества менеджера по персоналу;
- изучить трансформацию роли специалиста по управлению персоналом в условиях цифровизации.
Объект исследования – деятельность менеджера по персоналу. Предмет исследования – особенности знаний, навыков и умений современного менеджера по персоналу.
1 Функции и обязанности менеджера по персоналу. Навыки, умения и знания менеджера по персоналу
В современной рыночной экономике по всему миру происходит множество изменений, так или иначе затрагивающих практически все сферы деятельности человека. Эти изменения существенно влияют на требования к качественной работе персонала, да и к самой теории и практики менеджмента. Одним из ответов требованиям внешней среды стал компетентностный подход, который пришел в российскую действительность в первую очередь через систему образования. Данный подход может быть применен к различным категориям сотрудников, но наиболее важен для эффективных менеджеров [9, с. 53].
В настоящее время большую роль в сохранении компании и дальнейшем развитии бизнеса играют человеческие ресурсы и стратегическое планирование. В связи с этим планирование и реализация программ, которые будут сохранять продуктивность сотрудников и их полную отдачу компании, становятся ключевыми задачами HR-менеджера.
Также важными функциями HR-специалиста являются:
1) оптимизация структуры, состава и численности персонала;
2) совершенствование системы мотивации и стимулирования труда, которая включает оплату труда, премии, льготы, нематериальную и моральную мотивацию;
3) сохранение продуктивной рабочей атмосферы, эффективности сотрудников и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
4) повышение производительности труда и т.д.
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1) анализ внутреннего и внешнего рынка труда;
2) поиск кандидатов из внешних и внутренних источников информации;
3) организация и проведение собеседований;
4) подбор, отбор и наем персонала;
5) введение кадрового делопроизводства;
6) знание законодательной базы;
7) умение пользоваться персональным компьютером и специализированными программными обеспечениями;
8) планирование потребностей в персонале в перспективе;
9) создание резерва;
10) умение грамотно составлять и оформлять трудовое договоры, контракты;
11) введение и учет личных дел и карточек сотрудников;
12) назначение на должность сотрудников;
13) участие в работе по профессиональной ориентации работников;
14) участие в работе по профессиональной, социальной и психофизиологической адаптации работников;
15) управление и планирование деловой карьерой, перемещение и ротация кадров;
16) организация программ обучения, переподготовки, стажировок, повышения квалификации и аттестации сотрудников;
17) оценка эффективности персонала и его развитие;
18) контроль над соблюдением внутреннего трудового распорядка [12, с. 206].
Профессиональную компетентность специалиста в области управления
персоналом определяют наличием следующий профессиональных компетенций и личностных особенностей:
1. Высокие моральные качества. HR-специалист обеспечивает связь между руководством и сотрудниками. Его обязанность — помочь двум сторонам вместе идти к одной цели. Чтобы делать это грамотно, HR-специалист должен:
пользоваться доверием сотрудников и руководителей;
быть честным и справедливым;
уметь выстроить в коллективе взаимоотношения, основанные не на конкуренции, а на взаимовыручке и сплоченности [5, с. 170].
2. Экспертные знания по трудовому законодательству и кадровым вопросам. Это нужно для взаимодействия с персоналом и разработки сценариев разрешения рабочих ситуаций. HR-менеджеру необходимо:
1) знать законодательную базу и основы экономики;
2) вести кадровый документооборот в соответствии с требованиями ГОСТов и ТК РФ;
3) принимать участие в нормировании труда, разработке системы оплаты труда и премирования.
3. Умение сотрудничать с людьми. Специфика профессии предполагает участие в бизнесе компании и совместную работу с людьми, занимающими разные должности и работающими в разных областях. Сюда относится открытость для общения, в том числе, в режиме онлайн, включая социальные сети, электронную почту и личные контакты. От HR-менеджера требуется:
1) быть общительным и доброжелательным независимо от должностей и личных симпатий;
2) быть стрессоустойчивым и беспристрастным;
3) уметь урегулировать конфликт и найти решение, удовлетворяющие все стороны.
4. Знание и понимание специфики деятельности компании. Понимание этого делает HR-специалиста действительно деловым партнером, поэтому ему не стоит отказываться от участия в бизнес-классах и получения MBA. HR-менеджер должен:
1) разрабатывать системы материального и нематериального поощрения с целью повышения мотивации и вовлеченности сотрудников с учетом финансовых возможностей компании;
2) учитывать специфику производственной деятельности компании при поиске и подборе персонала;
Фрагмент для ознакомления
3
1) Антонова Н. В. Трансформация роли специалиста по управлению персоналом в XXI веке//ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ НАУКИ. Материалы международной научной конференции. Красноярск, 2021. С. 223-228
2) Архипова Н.И., Седова О.Л. Применение digital-инструментов в подборе и отборе персонала в организации // Вестник РГГУ. Сер. «Экономика. Управление. Право». – 2018. – No2 (12). – С. 9–22.
3) Григорьева, Н. Н., Организационное консультирование/Н.Н. Григорьева. -М: МГГУ, 2018.
4) Данильянц Г.Г. Профессиональная компетентность сотрудника в условиях цифровизации бизнеса// ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Сборник материалов Международного конкурса курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ. 2019. С. 109-113
5) Дюгай Е.Е., Нагибина Н.И. Новые и устаревшие HR-технологии в повышении эффективности управления человеческими ресурсами в компании //Управление человеческими ресурсами: теория, практика, перспективы: сб.науч. тр. нац. науч-практ. конф.; Новосиб. гос. ун-т экон. и управл. – Новосибирск, 2019. – С. 170–177
6) Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / под ред. М.: Гардарики, 2020.
7) Мамонов Е. А., Как отказать неподходящему кандидату? // Кадры предприятия. — 2020. — № 2. — С. 34-38.
8) Мамонов Е. А., Обратная связь в работе HR-специалиста // Кадры предприятия. — 2020. — № 5. — С. 41-45.
9) Папанова Н. Е., Операционное управление персоналом и подразделением компании // Кадры предприятия. — 2020. — № 4. — С. 53-65
10) Папанова Н. Е., Технологии построения и развития профессиональной карьеры персонала // Кадры предприятия. — 2020. — № 1. — С. 38-54
11) Социология управления: учебник для академического бакалавриата / В. И. Башмаков [и др.] ; под ред. В. И. Башмакова, Р. В. Ленькова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
12) Управление персоналом: учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева и др.; под ред. К.В. Воденко. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2019. – 374 с
13) Шелковая В.В. HR-менеджер: обязанности, требования и компетенции//СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 304-306