Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Американский миф – это сложная социально-психологическая и философская конструкция, повествующая о мире свободы и равенства всех перед всеми. Однако при этом есть более равные и менее равные. Более равными для жителя Юга были белые – хозяева всего, а менее равными – черные – их рабы и прислуга.
Сам У. Фолкнер боролся с этим мифом. Он никогда не видел величия белого Юга. Для него и на Севере и на Юге жили обычные люди.
У. Фолкнер поэт и писатель, создававший свои произведения на рубеже двух войн – Первой мировой и Второй мировой. Более того следует сказать, что творчество писателя первоначально было встречено критиками и читателями довольно враждебно и настороженно.
Второй парадокс творчества Фолкнера стал то факт, что в дальнейшем именно критики изменили свое отношение к его работам в благожелательную сторону. Более тог можно сказать, что именно критики первыми разглядели сильные стороны необычной стилистической манеры написания произведений Фолкнера.
Кроме этого по признанию современников писателя Уильяма Фолкнера можно назвать самым американским писателем из всех американских писателей. Дело в том, что писатель в своем стиле написания произведений активно использует простой сленговый язык. Второй момент его творчества – это постоянное использование от народных примет, то упоминается фольклорное название месяцев, дней недели и т.д.
Можно утверждать, что У.Фолкнеру первому принадлежит слава именно народного американского писателя. Кстати, именно эта черта – народность, крайне, раздражала и мешала критикам увидеть в Фолкнере новую звезду американской и европейской литературы.
С другой стороны нужно отметить, что У. Фолкнер никогда не обращал внимания на чужое мнение. Однако будучи достаточно простым и открытым человеком писатель дольно легко находил и заводил себе, как новых друзей, так и новых врагов. Можно довольно уверено говорить о том, что простая солдатская или народная грубость и в какой-то степени примитивизм персонажей Фолкнера пришелся по сердцу читателям. Они видели в них самих себя. С другой стороны нужно признать, что Фолкнер не понравился читателям своей манере повествования.
1. Анализ литратурных источников по творчеству У. Фолкнера
1.1. Биография и творческий путь У. Фолкнера
Американский писатель и писатель Уильям Катберт Фолкнер родился в Нью-Олбани, штат Миссисипи. Он был старшим из четырех детей, рожденных Чарльзом Фолкнером, менеджером Университета Мюррея, и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, служил в южной армии во время войны между Севером и Югом и был автором известного тогда романа «Белая роза Мемфиса». Когда Уильям был еще ребенком, семья переехала в город Оксфорд на севере штата, где писатель прожил всю жизнь. До школы Уильяма, застенчивого и замкнутого мальчика, научила читать мать, и к 13 годам он уже писал стихи, посвященные Эстель Олдхэм, девушке, в которую был влюблен. Фолкнер не закончил школу, и какое-то время работал в банке у дедушки.
Уильям не смог жениться на Эстель из-за плохих финансовых перспектив, а когда в апреле 1918 года девушка вышла замуж за другого, «жизнь для него», как выразился его брат Джон, «кончена». Фолкнер хотел пойти добровольцем в армию, но ему отказали из-за маленького роста. Навещая друга в Йельском университете, он решает поступить на службу в ВВС Канады и в июле поступает в военную школу в Торонто. Когда через несколько месяцев закончилась Первая мировая война, Уильям вернулся в Оксфорд и начал посещать занятия в Университете Миссисипи. Его литературный дебют состоялся в 1919 году, когда L'Apres midi dun faun был опубликован в Новой Республике в 1919 году.
В 1920 году Фолкнер бросил колледж без диплома и по приглашению писателя и драматурга Старка Янга переехал в Нью-Йорк, где работал продавцом в книжном магазине Элизабет Пролл. Через некоторое время будущий писатель снова возвращается в Оксфорд и устраивается почтмейстером в университет, пока его не увольняют за чтение на работе. Приехав в Новый Орлеан в 1925 году, Уильям познакомился с писателем Шервудом Андерсоном, который, заинтересовавшись творчеством Фолкнера, посоветовал ему больше внимания уделять прозе, чем поэзии. Провал «Мраморного фавна» доказал правоту Андерсона, и Фолкнер написал роман «Солдатская зарплата», который Андерсон передал своему издателю.
Пока рукопись романа находилась в издательстве, Уильям Фолкнер несколько месяцев путешествовал по Европе. За Солдатской премией последовал роман «Москиты» (1927), сатирическое изображение богемы Нового Орлеана. Хотя ни первый, ни второй роман не привлекли внимания читателей, Фолкнер не отчаялся и написал «Сарторис» («Sartoris», 1929), первый из пятнадцати романов, действие которых происходит в вымышленном районе Йокнапатофа, своего рода микрокосма юга США, населенного несколькими поколениями колоритных персонажей. Первоначальная версия этого романа, сокращенная издательством, появилась в 1973 году под названием «Флаги в пыли».
Хотя «Сарторис» был отмечен критиками, широкое признание Фолкнер получил только после публикации романа «Шум и ярость» («The Sound and the Fury», 1929), где впервые началось «двоение в глазах». ". реализуется главный творческий принцип прозы Фолкнера, с помощью которого одни и те же события и персонажи раскрываются с разных точек зрения. Критики единодушно провозгласили роман «великой книгой», где тема трагическая «напоминает Еврипида. На простого читателя роман не произвел большого впечатления: новаторская повествовательная техника Фолкнера была трудна для понимания.
На протяжении всего этого времени Уильям Фолкнер продолжал встречаться с Эстель Олдхэм. После развала ее семьи и сразу после ее официального развода в 1927 году молодые люди поженились. У них было две дочери, Алабама, умершая в 1931 году, и Джилл.
Свой следующий роман «Когда я умирал» (1930) Фолкнер написал за шесть недель, работая в ночную смену на электростанции. Эта книга, состоящая из пятидесяти девяти внутренних монологов, рассказывает о путешествии бедной семьи Саут-Бандрен, которая приносит тело миссис Бандрен на кладбище Джефферсона.
Хотя американский писатель Конрад Эйкен назвал этот роман «высшим пилотажем», «На смертном одре» продавалась так же плохо, как и предыдущие книги писателя. Столкнувшись с необходимостью содержать семью, Фолкнер решает написать, по его собственным словам, «худшую историю, какую только можно представить» — и через три недели появляется «Святилище» («Sanctuary», 1931), историю молодой женщины со сложной судьбой. Дело в том, что она стала жертвой сексуального нападения организатором и исполни телем котроо стал местный гангстер.
гангстер, после чего она по иронии судьбы укрылась в борделе в Мемфисе. Роман стал бестселлером; несмотря на свой сенсационный характер, он произвел впечатление на многих критиков, в том числе на Андре Мальро, который заявил, что «Святилище» - это «греческая трагедия с детективным сюжетом».
Успех романа лишь временно решил финансовые проблемы писателя, поскольку спрос на книги резко упал во время Великой депрессии; более того, романы Фолкнера не давали читателю возможности уйти от жизненных проблем. В поисках более прибыльной работы писатель совершил свою первую поездку в Голливуд в 1932 году — в том же году, когда вышел «Лус де Агосто» с экранизацией одного из своих рассказов. На протяжении многих лет Фолкнер писал сценарии к популярным фильмам, таким как «Дорога к славе» (1936), «Гунга Дин» (1939), «Иметь и не иметь» (1945) и «Большой сон» (1946).
В то же время Фолкнер создает такие произведения, как "Пилон" ("Pylon", 1934), "Авессалом, Авессалом!" («Авессалом, Авессалом!», 1936), «Дикие пальмы» («Дикие пальмы», 1939), «Деревня» («Гамлет», 1940), а также «Сойди, Моисей» и другие рассказы. («Спускайся, Моисей, и другие рассказы», 1942), в который вошла повесть «Медведь» («The Bear»), одна из лучших в мировой литературе. Многие книги Фолкнера были переведены на французский язык и вызвали восторженные отзывы различных европейских писателей и критиков. Фолкнер - Бог! Жан-Поль Сартр писал американскому критику Малкольму Коули. В то же время, как позже заметил Коули, «Фолкнера мало читали на родине и явно недооценивали».
С целью представить Уильяма Фолкнера как можно более широкому кругу читателей, Коули опубликовал «Портативный Фолкнер» в 1946 году; сборник имел большой успех и вызвал заметное оживление интереса к творчеству писателя. В предисловии к этому сборнику Коули исследовал сагу о Йокнапатофе с точки зрения американской мифологии, назвав романы Фолкнера «недосягаемым художественным подвигом».
В 1950 году Уильям Фолкнер получил Нобелевскую премию 1949 года «за значительный и уникальный в художественном отношении вклад в развитие современного американского романа». Присуждение ему Нобелевской премии вызвало противоречивые отклики. «Они называют его реакционером», — сказал член Шведской академии Густав Хеллстрем в своей речи, имея в виду чрезмерное снисхождение Фолкнера к вопросам ненависти и насилия на американском Юге. — Но даже если так, его ненависть уравновешивается виной. Для такого писателя, с его чувством справедливости и человечности, ненависть невозможна. Вот почему его Йокнапатофа универсальна».
В своем коротком выступлении Фолкнер сосредоточился на проблеме выживания человечества и ответственности писателя. «Столкнувшись с угрозой ядерного уничтожения, — говорил он, — юноша или девушка, которые пишут сегодня, забыли о проблемах сердца, о беспокойных душах… И все же я верю, что человек не только устоит, но и это победит Человек бессмертен… потому что у него есть душа, потому что он способен на сострадание, жертвенность и стойкость».
Фолкнер получил Нобелевскую премию во время творческого кризиса. После очередной поездки в Голливуд он вернулся в Оксфорд и завершил «Реквием по монахине» (1951), а затем попытался написать свой великий опус «Басня» (1954), роман о Первой мировой войне, главный герой которого, капрал, должен многое понять. делать с ним вместе с Христом. Однако роман не был принят критиками.
Хотя здоровье Фолкнера было серьезно подорвано регулярным и чрезмерным употреблением алкоголя, он принял приглашение Государственного департамента представлять Соединенные Штаты Америки на Международной конференции писателей в Бразилии в 1954 году. В следующем году Уильям Фолкнер путешествует по миру в качестве официального представитель правительства США.
Романами «Городок» (1957) и «Особняк» (1959) писатель подвел черту в истории семьи Сноупс, начавшейся в 1940 году в «Деревне». С 1957 года и почти до самой смерти писатель руководит семинарами в Виргинском университете; положение писателя-резидента (т. е. писателя, получающего стипендию от университета) еще больше повысило его репутацию и материальную обеспеченность. Признанный самым популярным американским писателем в Венесуэле, Фолкнер в 1961 году участвовал в праздновании 150-летия этой страны.
В следующем году Фолкнер начал писать свою последнюю книгу «Похитители» (1962).
17 июня 1962 года он упал с лошади, а через несколько недель, 6 июля, прибыл в санаторий в Байхелии, штат Миссисипи, и умер от тромбоза.
Литературная слава Фолкнера продолжает неуклонно расти после его смерти. По словам Майкла Миллгейта, «критики, анализируя странные композиционно-образные закономерности его книг, приходят к выводу, что рассмотрение стиля органично связано с материалом романов, с его нравственно-эмоциональными мотивами».
«Работая в одиночестве в бескрайней культурной пустыне Миссисипи, — писал американский романист и критик Джон Олдридж, — Фолкнер сумел создать оазис для своего ума и сад для своего творчества, сад, который писатель возделывал с такой любовью, что продолжается и сегодня, питая воображение образованных людей во всем цивилизованном мире».
Таким образом, можно сделать вывод, что У. Фолкнер поэт и писатель, создававший свои произведения на рубеже двух войн – Первой мировой и Второй мировой. Более того следует сказать, что творчество писателя первоначально было встречено критиками и читателями довольно враждебно и настороженно.
Второй парадокс творчества Фолкнера стал то факт, что в дальнейшем именно критики изменили свое отношение к его работам в благожелательную сторону. Более тог можно сказать, что именно критики первыми разглядели сильные стороны необычной стилистической манеры написания произведений Фолкнера.
Кроме этого по признанию современников писателя Уильяма Фолкнера можно назвать самым американским писателем из всех американских писателей. Дело в том, что писатель в своем стиле написания произведений активно использует простой сленговый язык. Второй момент его творчества – это постоянное использование от народных примет, то упоминается фольклорное название месяцев, дней недели и т.д.
Можно утверждать, что У.Фолкнеру первому принадлежит слава именно народного американского писателя. Кстати, именно эта черта – народность, крайне, раздражала и мешала критикам увидеть в Фолкнере новую звезду американской и европейской литературы.
С другой стороны нужно отметить, что У. Фолкнер никогда не обращал внимания на чужое мнение. Однако будучи достаточно простым и открытым человеком писатель дольно легко находил и заводил себе, как новых друзей, так и новых врагов. Можно довольно уверено говорить о том, что простая солдатская или народная грубость и в какой-то степени примитивизм персонажей Фолкнера пришелся по сердцу читателям. Они видели в них самих себя. С другой стороны нужно признать, что Фолкнер не понравился читателям своей манере повествования.
1.2. Литературное творчество У. Фолкнера и его награды
Чтобы полностью понять жизнь и творчество Уильяма Фолкнера, достаточно знать его генеалогическое древо, в котором отразилась судьба Америки, страны, «сделавшей себя» чуть более чем за двести лет.
Предки Фолкнера были выходцами из Шотландии. В середине 18 века они перебрались в Северную Америку, где, как и другие первооткрыватели, начали осваивать новые земли. Это были молодые, смелые и сильные люди, одержимые мечтой: разбогатеть. Прадед будущего писателя добился успеха благодаря авантюризму и предприимчивости. Он успел многое: принять участие в войне между Севером и Югом, дослужить до полковника, построить железную дорогу и даже написать два романа.
Уильям Фолкнер унаследовал многие черты своих энергичных предков, но не страсть к предпринимательству. Он выбрал свой путь – литературное творчество.
Уильям Фолкнер родился 25 сентября 1897 года в небольшом провинциальном городке Оксфорд, штат Миссисипи. Здесь он, вероятно, провел свои лучшие юношеские годы, читая английскую романтическую поэзию, классическую прозу, произведения французских и русских писателей.
И все же это были еще романтические развлечения. Сама жизнь не очень вдохновляла Уильяма. Он бросил школу, его попытка стать профессиональным летчиком провалилась, его банковская и почтовая служба оказались в изгнании, а его литературные эксперименты в виде стихов и поэм были отвергнуты критиками как подражание французскому символизму.
Первые прозаические произведения, романы «Солдат, какая награда» и «Комары», были написаны, по
Фолкнер, «ради развлечения». Однако уже в них писатель пытается найти свой путь в литературе, свой особый стиль, который впоследствии станет известен как «фолкнеровский», и свою тему.
В творческом развитии Фолкнеру помогал другой выдающийся американский писатель Шервуд Андерсон, разглядевший в молодом авторе незаурядный талант. Фраза, которую Андерсон сказал ему, стала запоминающейся: «Ты, Фолкнер, деревенский парень, все, что ты знаешь, это тот маленький клочок земли в Миссисипи, откуда ты начинал. Однако и этого достаточно. Это тоже Америка. Все, что нужно Соединенным Штатам, это чтобы вы посмотрели на них, послушали и поняли, если сможете».
Писатель расположил свою Америку на своей малой родине и дал ей имя: район Йокнапатоф. — сказал Фолкнер, — что стоило написать о моей маленькой почтовой марке с родины, что всей моей жизни не хватит, чтобы исчерпать ее тему. Да, и название местности, и имена персонажей были вымышленными. Но те люди, которых хорошо знал Фолкнер и которые вошли в его книги, не были выдумкой.
Традиции трех поколений южан, заселивших эту часть Америки, тоже не выдуманы, их чувства, страсти, мечты и человеческие отношения реальны. Фолкнер стремился как можно точнее описать представляемую им местность, он даже нарисовал подробную карту с указанием холмов, ферм, балок, дорог и зданий, где происходили события его романов. подписано: «Джефферсон, округ Йокнапатофа, штат Миссисипи, площадь 2400 квадратных миль. Население: белых — 6298, черных — 9313. Уильям Фолкнер — единственный учитель и учитель. Позже, объясняя свой выбор, он сказал: «Я воспользовался тем, что знал лучше всего, то есть районом, где я родился и прожил большую часть своей жизни. Это как плотник, когда строит забор, он использует молоток, который находится рядом.
Романы Фолкнера — это драма для подрастающего поколения, столкнувшегося с суровой, а порой и жестокой реальностью. Красивые легенды о героическом прошлом бабушек и дедушек и родителей - это одно, а начало 20 века с обострением противоречий и девальвацией нравственных ценностей - совсем другое.
Впервые город Джефферсон и его жители, многие из которых перешли в другие произведения, появились в романе Сарторис. Это история о Баярде Сарторисе, внуке некогда знаменитого Джона Сарториса, цельной и героической личности. Баярд тоже прошел войну, потеряв на ней брата-близнеца. Он вернулся в родные места, терзаемый чувством вины, что не смог спасти жизнь близкого ему человека. Драма Баярда заключалась в том, что он не смог стать таким же храбрым, как его прадед и брат.
Еще более сложной оказалась психология персонажей «Шума и ярости», а сама книга написана в непривычном для Фолкнера стиле — в импрессионистической манере с набором аллегорий, символов и ассоциаций. Мысли юных героев иногда передаются в виде «потока сознания». Поэтому роман трудно читать.
1929 год стал поворотным для 32-летнего Фолкнера. Он женился на Эстель Олдхэм Франклин, в которую был влюблен с детства. Супруги сняли небольшую квартиру в Оксфорде. Но денег в семье катастрофически не хватало (у Эстель было двое детей от первого брака) и ей приходилось искать работу. Уильям устроился кочегаром на электростанцию, а по ночам в угольном бункере, за письменным столом, сделанным из перевернутой тачки, писал.
За «Шумом и яростью» последовали романы «Когда я умер», «Святилище» и «Августовский свет». Рецензии встретили их на удивление благосклонно, хотя сам Фолкнер чувствовал, что только приближается к своему писательскому прорыву. Этот период был едва ли не самым счастливым, именно в это время созрела идея самого объемного произведения писателя – трилогии «Деревня», «Город» и «Особняк», которые, в сумме, Фолкнер написал 34 года. .
Если говорить об уникальном стиле Фолкнера, то его можно выразить двумя словами: скрытая сила. Кажется, что герои рассказывают о самых простых вещах повседневной жизни, кажется, что описываются обычные бытовые ситуации. Но за всем этим кроется такая сила, такой внутренний драматизм, который читатель иногда способен ощутить в предложении, в комментарии и даже в молчании персонажей.
Как и они, сам Фолкнер был человеком большого внутреннего напряжения, с полным внешним спокойствием и явным равнодушием к происходящему вокруг. Да и вел он почти одинокую жизнь, если не считать юных лет, когда он перепробовал множество профессий, и семилетнего сотрудничества с Голливудом, куда он ездил исключительно на заработки. Остальное время он жил просто и непритязательно, говоря о себе: «Я не писатель, я земледелец». Оксфордский дом был для него лучшим местом для творчества и отдыха.
Писатель не любил литературные кружки, политические митинги, выступления в печати, встречи с коллегами. Когда пришло приглашение от президента Джона Ф. Кеннеди с просьбой присутствовать на ужине в честь лауреатов Нобелевской премии, Фолкнер сказал: «Скажите им, что я слишком стар, чтобы путешествовать так далеко, чтобы обедать с незнакомцами».
Кстати, известие о присуждении ему Нобелевской премии 1949 года «за блестящий и уникальный вклад в современную американскую прозу» Фолкнер воспринял довольно прохладно, если не равнодушно. Он отказался ехать в Стокгольм, заявив прессе, что "... это слишком далеко. Я фермер и не могу уезжать надолго". Уговорила Джилл, дочь писателя. Он очень хотел побывать в Европе. , и Фолкнер не мог отказать любимой дочери.
В шведской столице писатель заслужил репутацию самого молчаливого из всех нобелевских лауреатов. На обязательных приемах, ужинах, пресс-конференциях он старался вести себя сдержанно и говорить как можно меньше. Он даже нобелеччччччччччччччччччччччччччвскую речь прочитал так быстро и невнятно, что многие из присутствующих смогли прочесть ее только на следующий день из газет.
Уже в зрелом возрасте Фолкнер вернулся к страсти своей юности: самолету, на котором он летал часто и с удовольствием. А еще у него была страсть - верховая езда, которая не покидала его даже в последние годы жизни.
Фолкнер безумно любил лошадей. Они постоянно были причиной его серьезных травм. Но, выздоровев, он снова сел в седло, сказав: «Я не могу позволить этой чертовой кобыле одолеть меня. Я должен усмирить ее». Последнее падение оказалось роковым. После сильного ушиба Фолкнеру пришлось лечь в больницу, где он скончался 6 июля 1962 года. Похоронен писатель на Оксфордском кладбище.
На протяжении всей своей жизни Фолкнер сопротивлялся вмешательству в свою личную жизнь. Сохранилось его письмо писателю Малкольму Коули, который собирался написать о нем биографический очерк: «У меня есть одно желание: исчезнуть как отдельная личность, погрузиться в вечность, не оставлять в истории ни следов, ни мусора, только книги. которые были опубликованы. Пусть итог и история моей жизни будут выражены в одном предложении из моей эпитафии и некролога: он создал книги».
Таким образом, можно сделать вывод, что У. Фолкнер за свою творческую деятельность гримировался на большое количество наград. Самой важной из которых стала Нобелевская премия по литературе за 1949 г.
Однако даже здесь Фолкнер остается самим собой. Он громко и отчетливо, на весь мир после потока поздравительных телеграмм официально заявил, что он не поедет в Стокгольм – столицу Швеции в силу два важных причин. Во-первых, ему будет в Швеции скучно и не интересно. Во-вторых, с его точки зрения это безумие бросать поля в разгар посадочной страды.
Дочь У. Фолкнера смогла убедить своего отца изменить принятое решение. Как свидетельствуют историки очка Фолкнера заявила отцу, что она всю жизнь мечтала увидеть праздники в домашней обстановке. Однако вместо покоя молодая семья продолжила искать пути восстановления утраченных доверительных отношений