Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В наше время таможенные органы, связанные с обеспечением безопасности России является очень важной темой. В процессе мировой глобализации положения, которые относятся к обеспечению безопасности страны, обретают важное значение для всей государственной деятельности РФ.
Проблема роли, места и значения таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности достигли значительную актуальность за последнее время. Она заключается в противостоянии между надобностью обеспечения экономической и военной безопасности государства в обстоятельствах непостоянной внешней среды и не конца разработанных систем (устройств) по улучшению результативности (действенности) участия таможенных органов (в этом деле).
Научная новизна работы заключается в том, что в современной ситуации одним из главных вопросов, связанных с таможенными органами, является её национальная экономическая безопасность. Важность играет её формирование и показатели возможности, а также опасности.
Состояние экономической безопасности государства без сомнения играет важную роль в обеспечении безопасности таможенных органов. Поддержание устойчивости - обязательный аспект уравновешанного и надежного значения таможенных органов в обеспечении военной защищенности России.
Деликвентное поведение (ситуация) в сфере внешней торговли обладает продвижением (прогрессом) налоговой и экономической незаконности, затруднением использующихся (потребляемых) мер повреждений (отступлений) и применение дефекта (недостатка) действующего законодательства, упорядочившего (отреагирующего) торгово-экономические отношения.
Возникают (создаются) новые виды экономических угроз, взаимосвязанные (относящиеся) с глобализацией мировой экономики, с влиянием узлов мировой торговли, в первую очередь, Всемирной торговой организации, на порядок осуществления (выполнения) экспортно-импортных операций, а также формированием (созданием) экономической интеграции.
Объект исследования: правоохранительная деятельность таможенных органов России.
Предмет исследования: развитие и совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов на современном этапе.
Цель исследования: проанализировать способы развития и совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов России на современном этапе.
Для результата цели изучения следует разрешить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты роли таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности России;
— раскрыть нормативно-правовое обеспечение деятельности таможенных органов;
— провести анализ проблем, поднимающихся при изучении правоохранительной деятельности таможенных органов в поддержке безопасности РФ;
— разработать рекомендации по продвижению работы правоохранительной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности РФ.
Методы исследования: сравнительный метод, метода анализа, метод дедукции, метод наблюдения, научный метод, метод историографии.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты таможенных органов и их правоохранительной деятельности.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ исследуемой темы на примере изучения способов совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов к настоящему времени в России.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список использованных источников содержит 20 наименований.
1 Теоретические особенности таможенных органов и их деятельности
1.1 Основные термины и содержание деятельности таможенных органов
Тенденция интеграции за последнее десятилетие привела не только к изменениям в модели управления бизнес-организациями, но и привела к изменениям в модели управления государственного функционирования. Показателем развития таможенных служб в любой стране является наличие в ее потенциале развитой инфраструктуры, современных технологий, качественной правовой базы и высококвалифицированного персонала [1, с.162].
Под показателями эффективности в самом широком смысле понимается описательный или количественный показатель, который характеризуется результатами деятельности или достигнутым успехом в достижении установленных целей. Эксперты отметили, что под результатами следует понимать степень достижения цели и количественную взаимосвязь между результатом и затратами, а также эффект «обратной связи», то есть взаимосвязь и оценку населением деятельности государственной службы [2, с. 142].
Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах является создание объективной и всеобъемлющей системы показателей, отражающей выполнение функций и степень достижения поставленных целей, что позволяет сосредоточить внимание персонала на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются различные показатели эффективности.
В последнее десятилетие основной целью совершенствования системы показателей эффективности в большинстве западных стран было нахождение наилучшего баланса между установлением показателей для органов власти и установлением тесных связей между ними.
В настоящее время наиболее распространенным методом является использование комплексных показателей эффективности на уровне органов государственной власти для отражения основных политических или экономических параметров их деятельности.
Однако одна из самых больших трудностей при создании всеобъемлющей системы показателей эффективности заключается в том, что ориентация результатов, выраженных в терминах социального и экономического воздействия, затрудняет определение конечного вклада сотрудников таможенных органов в достижение результатов. Необходимо разработать как можно более четкие показатели, чтобы объективно оценить его работу.
Следует также иметь в виду, что показатели эффективности в значительной степени зависят от внешнего влияния, и государственные служащие не могут оказать на это существенного влияния. На практике, если не учитывать влияние внешних факторов, трудно оценить результаты чисто формальной деятельности сотрудника таможни.
Поэтому необходимо разработать и отобрать показатели эффективности, которые максимально отражают «степень участия и вклада» персонала в определенный фактор [3, с. 44].
Вопрос о роли, статусе и значении таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности в последнее время приобрел большое значение. Это включает в себя необходимость обеспечения противостояния между экономической и военной безопасностью страны в случае нестабильной внешней среды и неразвитых систем (оборудования), с целью повышения эффективности (действенности) участия таможенных органов (в данном случае).
В нынешней ситуации одним из главных вопросов, связанных с таможенными органами, является их национальная экономическая безопасность. Их формирование и показатели возможностей, а также важность опасности играют важную роль.
Другой проблемой является выбор наилучшего количества критериев для оценки эффективности таможенной деятельности. Если их число слишком велико, сложность оценки и затраты на мониторинг большого количества показателей могут превысить выгоды от практического применения показателей эффективности [4, с. 23].
Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор показателей различной природы. Они могут быть выражены как качественно, так и количественно, и их трудно четко формализовать или количественно оценить. Наиболее распространенной практикой является установление властями определенных требований к показателям эффективности.
Большинство практических руководств по разработке показателей эффективности за рубежом указывают, что они должны соответствовать базовым стандартам «4С» (см. рис. 1.1):
1. Четкость (Clearness);
2. Полнота (Completeness);
3. Комплексность (Complexity);
4. Непротиворечивость (Consistency).
Рис. 1.1. Критерии оценки эффективности и результативности «4С»
Эти требования носят как количественный, так и качественный характер. Обычно при формулировании показателей качества власти издают руководящие принципы для четкого определения стандартов деятельности в области качества.
Кроме того, показатели эффективности должны соответствовать понятию «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть 4 (см. рис. 1.2):
1. Конкретными (Specific);
2. Измеримыми (Measurable);
3. Достижимыми (Achievable);
4. Релевантными (Relevant);
Рис. 1.2. Концепция соответствия показателей эффективности «SMART»
Одним из наиболее сложных вопросов является количественная оценка и формализация показателей эффективности. Этот процесс важен для постановки целей и планирования деятельности государственных служащих, а также для оценки результатов работы и определения уровня заработной платы. Количественные показатели эффективности легче оценивать при надзоре, и они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным [5, с. 32].
1.2 Нормативно-правовые аспекты деятельности таможенных органов
Традиционное управление таможенной деятельностью основано на постоянном соблюдении правил и процедур. Оценка поведения сотрудников в основном основывается на четких стандартах выполнения существующих инструкций. Это часто делает невозможной оценку деятельности таможенных органов в той мере, в какой они не достигают своих целей. Следует отметить, что понятие «результаты», относящееся к деятельности государственной службы, отличается от традиционно используемого понятия.
Стратегической целью Главного таможенного управления Российской Федерации являются:
— повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации;
— создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику;
— получение всех доходов из федерального бюджета;
— защита отечественных производителей;
— защита объектов интеллектуальной собственности;
— максимальное продвижение внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и эффективности таможенного управления.
Помимо прочего, эффективность таможенного менеджмента определяется путем оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации, которые проводятся ежеквартально в соответствии со стандартами эффективности и ориентированы на конечный результат, так называемые контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов.
Как субъект бюджетного планирования, Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом административного управления. В соответствии с законодательством Российской Федерации оно осуществляет свои полномочия и функции по выработке национальной политики и нормативных актов в области таможенного дела, а также в установленных сферах деятельности по контролю и надзору.
Отдельно в функции управления входит работа агентов валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, другие преступления и административные правонарушения [6, с. 98].
Главное таможенное управление Российской Федерации осуществляет свои полномочия и функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Таможенным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также другими нормативными актами в области таможенного дела и Положения «О Федеральном главном таможенном управлении».
По состоянию на 1 января 2021 года система таможенных органов включает 7 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 126 таможен, 690 таможенных постов, 8 агентств, управляемых таможней Российской Федерации, и 8 представительств таможни Российской Федерации за рубежом. Общее количество таможенных органов составляет 73 673 единицы.
Деятельность Главного таможенного управления Российской Федерации в рамках установленных полномочий направлена на достижение его стратегических целей и решение технических задач. Стратегические цели и тактические задачи Главного таможенного управления Российской Федерации основаны на основных целях экономической политики Правительства Российской Федерации, изложенных в бюджетной информации Президента Российской Федерации Федеральному парламенту Российской Федерации, а также целях и задачах отражено в среднесрочном плане социально-экономического развития Российской Федерации.
Проблема роли, места и значения таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности достигли значительную актуальность за последнее время. Она заключается в противостоянии между надобностью обеспечения экономической и военной безопасности государства в обстоятельствах непостоянной внешней среды и не конца разработанных систем (устройств) по улучшению результативности (действенности) участия таможенных органов (в этом деле).
В современной ситуации одним из главных вопросов, связанных с таможенными органами, является её национальная экономическая безопасность. Важность играет её формирование и показатели возможности, а также опасности.
В завершении первой главы можно отметить, что в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, ФТС России участвует в решении проблемных вопросов, связанных с развитием таможенно-логистической инфраструктуры в определенных местах.
Вышеизложенные места должны быть приближены к государственной границе Российской Федерации, перераспределению таможенных операций между внутренними и приграничными таможенными органами, а также решению вопросов, связанных с чрезмерной транспортной нагрузкой на крупные российские города [7, с. 184].
2 Анализ роли, места и значения правоохранительной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической, политической и военной безопасности России
2.1 Анализ современного состояния и тенденций развития эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов
Таможенные органы в обеспечении безопасности в России могут осуществить следующие задачи [8, с. 112]:
1. В рамках внутренних угроз: уменьшение конкурентоспособности отечественных предприятий, нестабильность и плохая безопасность материальной (денежной) структуры, нарушение порядка сырьевой базы, энергетики и промышленности, экстремистские движения, а также развитие незаконных вооруженных формирований на территории России.
2. Ввиду внешних угроз: санкции против России, условие падения на зарубежных рынках, плохие размеры внешнеторгового оборота России, связанные с продукциями обрабатывающей промышленности, международный терроризм, незаконная миграция, региональные конфликты и наркотрафик.
Одной из главных положений в деле обеспечения экономических интересов государства относят к таможенной службе, осуществляя фискальную функцию и, участвуя в регулировании внешнеторгового оборота, она постоянно обогащает государственный бюджет, способствуя разрешению экономических проблем. Вклад таможенных органов в течение нескольких лет превосходит (преобладает) 50% в доходную часть материального бюджета.
Задачи таможенных органов на территории ЕАЭС:
— защита национальной безопасности государств-членов, жизни и безопасности человека, животного и окружающей среды;
— развитие средств для изменения и приближения транспортировки товаров через таможенную границу ЕАЭС;
— предоставление проведения международных договоров и актов, связанных с таможенным регулированием.
Основные мероприятия комплексной программы развития ФТС России:
— открытие центров электронного декларирования;
— создание электронных сервисов межведомственного взаимодействия;
— предоставление последующего введения субъектно-ориентированной модели СУР;
— создание правовой базы для развития приема подконтрольности для повышения информационного взаимодействия ФТС и ФНС России;
— пересмотр списков товаров с указанием кодов ТН ВЭД ЕАЭС для формулировки надобности получения необходимых документов при совершении таможенных операций с товарами.
На данный момент экспертизы (расследования), осуществляемые в сфере экономической безопасности внешнеэкономической деятельности, имеют субъективный (исключительный, узкий) характер, не способствует установлению (получению) управленческих решений и использованию правоохранительных механизмов по завершению экономических запросов (заинтересованности) российских товаропроизводителей в области внутренней и внешней торговли [9, с. 15].
Существуют различные способы количественной оценки эффективности таможенных служб. Один из подходов заключается в том, чтобы рассматривать таможню как производительную деятельность, связанную с предоставлением услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов, этот метод основан на методе сравнения результатов и затрат.
Существенным недостатком этого метода является то, что он может быть применен только тогда, когда существует прямая взаимосвязь между результатом и затратами, которая может быть формализована и определена количественно. В этом случае объем таможенных переводов в основном зависит от макроэкономических факторов, не зависящих от прямого влияния таможни, и лишь в небольшой степени зависит от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30%, но это не означает, что качество работы таможенников ухудшилось.
Другой метод, используемый для оценки эффективности структуры управления, заключается в том, чтобы рассматривать таможню как набор государственных функций. В этом методе эффективность оценивается как степень достижения поставленной цели (производительности). Этот метод применим только в том случае, если цель уникальна и четко определена [10, с.7].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вагин, В.Д. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях / В.Д. Вагин. - М.: Наука, 2020. – 413 с.
2. Вагин, В.Д. Деятельность таможенных органов / В.Д. Вагин. - М.: Наука, 2021. – 206 с.
3. Друкер, П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П.Ф. Друкер. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2019. – 407 с.
4. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан. – М.: Олимп-Бизнес, 2021. – 154 с.
5. Кнышов, А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения / А.В. Кнышов. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. – 188 с.
6. Кнышов, А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов / А.В. Кнышов. - М.: Наука, 2019. – 264 с.
7. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности / А.В. Кнышов. - М.: Логос 2019. – 167 с.
8. Кнышов, А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов / А.В. Кнышов. - М.: Наука, 2019. – 514 с.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
10. Косенко, В.П. Основы теории эффективности таможенного дела / В.П. Косенко. – М.: РИО РТА, 2021. – 255 с.
11. Косенко, В.П. Деятельность таможенных органов / В.П. Косенко. – М.: РИО РТА, 2016. – 166 с.
12. Официальный сайт Таможенной статистики - Федеральной таможенной службы. Электронный ресурс: https://customs.gov.ru
13. Положение о Федеральной таможенной службе. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 459.
14. Приказ Федеральной таможенной службы от 21.12.2015 № 2615 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2016 год».
15. Приказ ФТС России от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2017 год».
16. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов / П. Н. Сафоненков. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 251 с.
17. Сидоров, В. Н. Таможенное право / В. Н. Сидоров. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.
18. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ред. от 29.05.2019).
19. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
20. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.).
21. Юсупова, С.Я. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг / С.Я. Юсупова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2019. – 198 с.