Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Валютные правоотношения необходимо регулировать, так как есть необходимость в регулировании валютных операций. Любое государство, в котором проводятся валютные операции, является субъектом валютных отношений. Цели валютной политики, которой они придерживаются, – стабилизация курса национальной валюты, защита внутреннего валютного рынка, обеспечение конвертируемости национальной валюты, обеспечение функционирования валютно-финансовых механизмов, поддержание стабильности платежного баланса страны. Поэтому, в связи с большим количеством целей валютной политики в деятельности государства, их правовое регулирование актуально и важно.
Глава 1. Государственное регулирование валютных операций Российской Федерации
1.1 Государственное регулирование валютных операций Российской Федерации
Государственное регулирование валютных операций в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 10.12.2003 года 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Итак, по схеме, представленной на рисунке 1, можно сделать вывод, что участники валютных отношений, которые являются субъектами, могут проводить определенные операции с валютными ценностями, которые являются объектами. Также субъекты приобретают права и обязанности в сфере валютного регулирования и контроля.
Государственное регулирование производится над всеми операциями с объектами, которые представлены на рисунке 1. Однако, у каждого объекта есть своя специфика регулирования, которая зависит от того, какой именно вид операций совершается. Например, входящий или исходящий трансфер, переход имущественных прав на валютные ценности и т.п.
1.2 Место и роль валютных операций в Российской Федерации
На сегодняшний день мировая экономика представляет из себя систему, где элементы тесно взаимосвязаны между собой. При этом валютные отношения играют важную роль в данной системе, так как связывает разные национальные экономические системы с помощью валютных инструментов. Так, в первую очередь, валютный рынок помогает вести между странами торговые и расчетные операции. Движение капиталов между странами также создается благодаря валютному рынку. Отсюда можно сделать вывод, что валютный рынок – крупный сегмент финансового рынка. При этом он связан с другими сегментами. Например, такими, как кредитными, страховыми и фондовыми. То есть от того, как будет функционировать валютный рынок, зависит состояние национальной экономики того или иного государства.
Роль валютного рынка определяется через функции, которые он выполняет. Функции подразделяются на общие и специальные. Рассмотрим их более подробно.
Рассмотрим данные функции более подробно.
Валютный рынок может обеспечить всех его участников валютой: как иностранной, так и национальной. А также ценными бумагами для того, чтобы с их помощью проводить валютные операции. В этом заключается его коммерческая функция.
Благодаря валютному курсу, который устанавливается согласно спросу и предложению, экономическая система функционирует без каких-либо перебоев. В этом заключается ценностная функция валютного рынка.
1.3 Исторический аспект регулирования валютных операций в Российской Федерации
Российский рынок форекс прошел в своем развитии короткий, по меркам мирового рынка форекс, но насыщенный различными событиями путь. Анализируя научные работы отечественных ученых-экономистов Слепова В.А., Лебедева Д.А., Полякова П.В., Горлякова М.В. и др. по этапам формирования российского валютного рынка, удалось установить, что каждый исследователь выделяет свои этапы становления. развитие рынка форекс, ориентируясь на субъективно важное событие.
Ряд других исследователей-экономистов Красавина Л.Н., Авагян Г.Л., Вешкин Ю.Г. и ряд других освещают формирование российского рынка форекс без применения поэтапной классификации, ориентируясь на ключевые события для российского рынка форекс.
Таким образом, проведенное исследование позволило выделить пять этапов развития валютного рынка России.
Первый этап – валютная монополия, январь 1937 года – август 1986 года, в этот период времени финансовая глобализация оказывает ограниченное влияние на валютную систему Советского Союза из-за наличия валютной монополии и особенностей устройства валютной системы Советского Союза.
В Советском Союзе не было валютного рынка в современном понимании, не было необходимости в системе регулирования, характерной для стран с рыночной экономикой. Денежная система Советского Союза работала следующим образом. Советский рубль имел хождение только внутри страны, для международных договоров использовались иностранные рубли: коллективная валюта стран Совета экономической взаимопомощи - переводной рубль, безналичный рубль и другие варианты.
Второй этап — демонтаж валютной монополии (август 1986 — декабрь 1991). В этот период государственная монополия на иностранную валюту постепенно демонтировалась, и началось влияние финансовой глобализации на советский валютный рынок. Он проявляется в усилении влияния валютных поступлений на советскую экономику, либерализации валютного законодательства, формировании валютного рынка Советского Союза на основе зарубежного опыта. Инфраструктурные элементы финансовой глобализации пронизывают территорию страны.
Глава 2. Анализ и оценка регулирования валютного обращения в Российской Федерации
2.1 Анализ валютных операций в Российской Федерации
На биржевом рынке участие валют дружественных стран продолжало расти и на конец октября 2021 года достигло 31% от общего объема торгов. При этом доля торгов на валютной паре USD/RUB обновила минимум (42%). Этому снижению способствовали повышенные геополитические риски и стремление участников постепенно снижать объемы операций в «токсичных» валютах, а также удорожание привлечения «токсичной» валютной ликвидности на внутреннем рынке.
Ситуация на биржевом валютном рынке в течение августа оставалась стабильной. В условиях невысокой волатильности рубль укрепился к концу месяца на 2,3%. При этом операции основных групп участников рынка по покупке и продаже иностранной валюты были в большей степени сбалансированы относительно предыдущих периодов, в результате чего нетто-объем подобных операций в разрезе категорий в августе снизился до минимального с начала года уровня (рисунок 6).
Системно значимые кредитные организации, как основной агент по реализации валютной выручки экспортеров, оставались крупнейшими продавцами валюты на рынке. Объемы чистых продаж крупнейших экспортеров в августе возросли до 20,3 млрд долл. США, достигнув максимального уровня с марта 2021 года (рисунок 7).
В то же время отдельные системно значимые кредитные организации увеличили спрос на иностранную валюту на рынке, в результате объем нетто-операций системно значимые кредитные организации, как категории участников в августе уменьшился по сравнению с июлем с 633,3 до 431,1 млрд рублей.
Нетто-покупателями валюты на бирже, как и месяцем ранее, оставались банки, не относящиеся к системно значимые кредитные организации. В августе данная категория участников приобрела валюты на общую сумму 320,5 млрд руб. (в июле – 319,6 млрд руб.). Покупки через банки совершались в том числе для клиентов-импортеров. Физические лица оставались нетто-покупателями валюты, при этом объем их покупок существенно сократился с 237,1 млрд руб. в июле до 68,2 млрд руб. в августе. В отдельные периоды августа физические лица выступали нетто-продавцами иностранной валюты.
Наиболее острой была ситуация на рынке валютных свопов на валюту враждебных стран (средневзвешенные ставки достигали отметки -100%, а по отдельным сделкам до -800%). Данный дефицит сформировался за счет одновременного увеличения спроса на валютную ликвидность в начале октября со стороны отдельных участников рынка из-за оттока средств с банковских счетов во «враждебных» валютах и снижения предложения иностранной валюты на фоне опасений расширения санкций. В конце месяца, с выходом валюты на рынок при отсутствии рисков реализации санкций, ситуация постепенно нормализовалась.
2.2 Государственное регулирование штрафных санкций нарушений валютного законодательства
Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при обнаружении влекут за собой санкции. Нарушителям грозит штраф и даже лишение свободы. При этом в случае несоблюдения валютного регулирования юридическими лицами ответственность несут и их должностные лица.
Граждане, предприниматели и юридические лица, совершающие валютные операции, обязаны соблюдать положения Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 года № 173 (в редакции от 13.10.2022). При их несоблюдении виновные в зависимости от тяжести правонарушения рискуют быть привлеченными к ответственности по КоАП и Уголовного кодекса Российской Федерации. Среди незаконных валютных операций могут быть следующие виды деятельности:
приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.
Кроме того, к валютным нарушениям относятся:
непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии (изменении реквизитов) заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
несдача, нарушение сроков (порядка) сдачи отчетности о проведении валютных операций по счетам в банках (иных финансовых организациях) за пределами Российской Федерации, в т. ч. о переводах без счета через электронные средства платежей иностранных поставщиков;
несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами (по передаче нерезидентами товаров, выполнению работ, услуг и т. п.);
несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в Российской Федерации сделку.
Штрафы за нарушение валютного законодательства установлены статьей 15.25 КоАП Российской Федерации. Ответственность за непредоставление информации, документов (или передачу недостоверной информации) предусмотрена также статьями 19.4 и 19.7 КоАП Российской Федерации. Размер штрафов зависит от вида нарушения, а также категории правонарушителя: простое физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.
По результатам проверок в 2021 году установлено 2706 нарушений, вынесено 3471 постановление о назначении административного наказания в виде штрафных санкций на общую сумму 112 млн рублей. На отчетную дату в бюджетную систему Российской Федерации уже поступило более 52 миллионов.
Как правило, штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем штрафы, установленные для нарушителей – юридических лиц. Кроме того, кроме наложения штрафа на юридическое лицо за незаконную валютную операцию, санкции налагаются и на должностных лиц такой организации, виновных в совершении преступления.
2.3 Взаимосвязь валютного законодательства и бюджетно-налогового законодательства
Валютный резидент и налоговый резидент — два понятия, сосуществующие в российском законодательстве.
Начнем с того, что статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных НПА:
относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам Российской Федерации, следует определять по нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 года № 173-ФЗ в актуальной редакции от 02.07.2021 года;
является ли какое-либо лицо налоговым резидентом Российской Федерации, нужно уточнять по нормам, содержащимся в НК Российской Федерации.
Из разницы между регламентами и самими понятиями можно сделать вывод, что валюта и налоговые резиденты — это не одно и то же. Присвоение (или аннулирование) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на обладателя статуса разные обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации.
Налоговые резиденты — физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации 183 и более календарных дня в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК Российской Федерации).
Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются юрлица (ст. 246.2 НК Российской Федерации), которые:
зарегистрированы как российские юрлица;
иностранные юрлица, признаваемые налоговые резиденты в целях применения международного договора;
иностранные юрлица, которые управляются из Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен международным договором по части налогообложения.
Наличие статуса Налогового резидента Российской Федерации влечет за собой обязанность исчислять и платить налоги в Российской Федерации, а также декларировать и представлять информацию в российские контролирующие органы. Это общеприменимые действующие нормы НК Российской Федерации. В качестве примера единственного исключения рассмотрим ситуацию с пандемией 2020 года. Тогда для получения статуса резидента физическое лицо должно было находиться в России не менее 90 дней в расчетном периоде 2020 года. Дополнительно необходимо было подать заявление на получение статуса резидента до 30 апреля 2021 года. Те, кто этого не сделал, получили статус резидента на общих условиях. Данное положение введено Законом № 265 от 31 июля 2020 года., которым были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации - дополнительный пункт 2.2 к ст. 207.
Глава 3. Совершенствование финансово-правового регулирования валютных операций в Российской Федерации
Для того, чтобы Закон о валютном регулировании и валютном контроле выполнял свои функции финансово-правового регулирования корректно, необходимо внести некоторые изменения. С одной стороны, расширить возможности работы резидентов, с другой — предъявлять к ним определенные требования в рамках отношений, которые возникают с органами исполнительной власти, в частности с налоговыми органами или с Федеральной таможенной службой.
Во-первых, внести изменения в ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ. В ней указать, что если резидент осуществил операции по реализации товаров, работ или услуг в отношении своих контрагентов на территории иностранного государства, то он должен обеспечить поступление оплаты от соответствующих контрагентов в срок, установленный договором.
Если товары, работы или услуги приобретаются на условиях предоплаты, то в условиях договора должна стоять ожидаемая дата исполнения сделки. Если иностранный контрагент в нее не укладывается, то есть не исполняет обязательство перед российской организацией, то необходимо обеспечить возврат суммы полученного аванса.
Также необходимо внести изменения в ст. 19 связаны в первую очередь из-за послаблений в области валютного контроля. В пп. 1 п. 1 ст. 19 внести определенное смягчение нормы, затрагивающей валютное регулирование. Речь идет об операциях с иностранными контрагентами в рамках реализации ТРУ, но при условии, что сделки осуществляются в рублях. Таким образом, круг нерезидентов — иностранных контрагентов сужается.
Более того, в Федеральном законе от 02.08.2019 года № 265-ФЗ необходимо прописать виды товаров, по отношению к которым необходимо установить соответствующие послабления.
Послабления начали действовать еще в 2020 году. Предложения в рамках данной курсовой работы расширяют данную норму. Теперь, если в рамках внешнеторгового контракта резидент получает от нерезидента по указанным ранее операциям сумму в отношении не более 30 %, то данная ситуация не попадает под валютный контроль.
Также в ст. 19 необходимо внести поправки Федеральным законом от 07.04.2020 года № 118-ФЗ: у нерезидентов должно появиться право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ или проводить зачет встречных обязательств по тем операциям, которые осуществляются между контрагентами и которые установлены перечнем правительства Российской Федерации. То есть необходимо предоставить возможность российским организациям не получать напрямую деньги от своих контрагентов, чтобы не нарушать валютное законодательство, а осуществлять зачет встречных обязательств.
В ст. 19 также необходимо внести еще одну поправку: если все-таки произойдет такая ситуация, что российская организация как резидент не получит исполнение обязательства от иностранного контрагента, то если она обеспечивает получение на свои банковские счета сумму гарантии, которая ей приходит, и эта сумма гарантии приходит от банка и она сопоставима с величиной того обязательства, которое должен исполнить иностранный контрагент, то данная ситуация тоже не является нарушением валютного законодательства. Ранее такая норма была предусмотрена в отношении страховых сделок.
Органы и агенты валютного контроля. Есть изменения, которые отражены в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ. Эта статья устанавливает категорию органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Банк России, Федеральная таможенная служба, ФНС. Именно они уполномочены устанавливать критерии валютного контроля, нормы контроля и разрабатывать документы, связанные с проведением контрольных мероприятий.
Необходимо расширить перечень документов, которые могут запрашивать органы внутреннего контроля. В ст. 23 указан перечень документов, который могут запрашивать органы внутреннего контроля у участников ВЭД. В рамках данной работы предлагаем этот перечень расширить.
Заключение
Государственное регулирование валютных операций в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 10.12.2003 года 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Сферу валютных операций и правоотношений регулирует Федеральный закон о валютном регулировании. Он является частью государственной системы нормативно-правовых актов. В данных нормативно-правовых актах также содержатся понятия и определения, которые в том числе используются в других нормативно-правовых документах.
На сегодняшний день мировая экономика представляет из себя систему, где элементы тесно взаимосвязаны между собой. При этом валютные отношения играют важную роль в данной системе, так как связывает разные национальные экономические системы с помощью валютных инструментов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 01.12.2022)
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/4adb77015309c711961ab12777e722a3b004b694/ (дата обращения: 01.12.2022)
3 Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15281/b771f5d7976b6dcd2975d51436dbd66c8424b19b/ (дата обращения: 01.12.2022)
4 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/fcf534208ea9411a29d7fa6ee51e787a7f56cded/ (дата обращения: 01.12.2022)
5 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/90d110338ca4812fb8bc8f2b3bffc09dd44f0914/ (дата обращения: 01.12.2022)
6 Федеральный закон от 28.11.2018 N 446-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312095/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 01.12.2022)
7 Федеральный закон от 28.11.2018 N 446-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312095/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/ (дата обращения: 01.12.2022)
8 Федеральный закон от 28.11.2018 N 446-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312095/30b3f8c55f65557c253227a65b908cc075ce114a/ (дата обращения: 01.12.2022)
9 Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358732/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 01.12.2022)
10 Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358732/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/ (дата обращения: 01.12.2022)
11 Актуальные проблемы финансового и налогового права. Учебное пособие / отв. ред. Карасева М.В. — М:. Проспект, 2020. - 272 с.
12 Бабина К.И., Данилова О.А., Еремина Е.А. Финансовое право. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2019. - 280 с.
13 Бехер В. В., Кондукторов А. С., Лайченкова Н. Н., Литвинова Ю. М. Финансовое право. Учебник. — М.: Юстиция, 2020. - 344 с.
14 Гольдфарб А. А. Финансовое право. Конспект лекций. — М.: Прометей, 2018. - 128 с.
15 Грачева Е. Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями. Учебник. М.: Проспект, 2018. - 112 с.
16 Ивлиева М. Ф., Хачатрян Н. Р., Гуркин А. С. Финансовое право. Практикум. — М.: Статут, 2019. - 212 с.
17 Мазурин С. Ф., Матыцина Н. В. Финансовое право. Учебник. — М.: Прометей, 2017. - 398 с.
18 Мальцев В.А. Финансовое право (СПО). — М.: КноРус, 2018. - 240 с.
19 Павликов С. Г., Ефимова Н. А., Иксанов И. С. Актуальные проблемы международного финансового права. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2017. - 324 с.
20 Региональное финансовое право: монография / Н.М. Артемов, А.В. Богданова, Н.В. Васильева и др.; отв. ред. И.Б. Лагутин. М.: Юстицинформ, 2017. - 316 с.
21 Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / О.А. Акопян, С.Я. Боженок, О.В. Веремеева и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2018. - 304 с.
22 Саттарова Н. А., Копина А. А. Актуальные проблемы финансового права. Учебник. М.: Прометей, 2018.
23 Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. - 272 с.
24 Тедеев А. А. Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, регулирующих финансовую деятельность. Валютное законодательство. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2020. - 167 с.
25 Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019. - 320 с.
26 Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. - 592 с.
27 Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко, И.Е. Волуевич, В.И. Глотов и др.; под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. М.: Юстицинформ, 2018. Т. 2. - 480 с.
28 Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко, И.Е. Волуевич, В.И. Глотов и др.; под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. Серия "Бакалавр и магистр. Академический курс". М.: Юстицинформ, 2018. Т. 1. - 696 с.
29 Цинделиани И. А., Батяева А. Р., Бадмаев Б. Г. Финансовое право. Учебник для бакалавров.-3-е изд. / под. ред Цинделиани И.А. — М.: Проспект, 2020. 656 с.
30 Шелищ П.Б., Койтов А.В. Права потребителя в мире финансов: что нужно знать плательщику, вкладчику, заемщику. Москва: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 16. - 176 с.