Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Закон Российской Федерации «Об образовании» утверждает следующее: «образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, являющимся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Одним из важнейших интересов, как человека, так и государства является воспитание всесторонне развитой личности, которая займет достойное место в обществе.
Характерной особенностью современного инновационного образования является предоставление приоритета формированию у детей субъектной позиции, стремления к получению новых знаний, способности самостоятельно учиться, критически мыслить, обрабатывать разнообразную информацию, применять новые знания на практике, стремиться к самообразованию и саморазвитию.
В таких условиях особенно актуальным становится поиск новых методов работы с детьми младшего школьного возраста. От того, каким будет этот процесс, в значительной степени зависят не только успешность их дальнейшего обучения, но и перспектива социальной значимости и жизненного благополучия молодого поколения.
Существует множество весьма разнообразных методов и форм организации воспитательного процесса, способствующих развитию творческих способностей детей. К ним относятся: использование в обучении наглядных, игровых, проектных приемов, а также применение интерактивных технологий обучения. Одной из таких технологий является театральное искусство.
Степень разработанности исследуемой проблемы. И.А. Генераловой, А.П. Ершовой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой, А.В. Щеткиным раскрыты методика организации театральной деятельности детей, систематизированы методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воспитания.
По мнению Е.Л. Яковлевой, понимающей образование как воспроизведение духовного потенциала человека, художественно-театральная деятельность как вид внеурочной деятельности школьников выступает пространством формирования творческой социально активной личности.
Цель исследования: изучение творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства.
Объект исследования - педагогический процесс развития творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства в условиях внеклассной работы.
При организации и проведении исследования мы исходили из следующей общей гипотезы: включение младших школьников в систему занятий по сценической деятельности в театральном объединении, приведет к значительному повышению уровня их эстетического восприятия и художественно-творческих способностей. Этот процесс будет максимально эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Пополнение знаний о театре и других видах искусства, связанных с ним, в процессе занятий по театральной деятельности будет способствовать развитию эстетического восприятия (чувство вкуса, чувство гармонии) младших школьников;
2.Формирование навыков самостоятельного анализа художественных произведений, регулярные занятия по сценической деятельности в театральном кружке будут способствовать развитию художественно-творческих способностей (творческое мышление, креативность, уровень развития и понимания метафор) детей начальной школы.
Задачи исследования.
1) раскрыть творческие способности как предмет педагогического исследования;
2) показать развитие творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства;
3) рассмотреть специфичность организации занятий театральным искусством с младшими школьниками;
4) выявить уровень развития творческих способностей школьников;
5) определить уровень развития творческих способностей по уже сформированной группе методик.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация;
-эмпирические:
1) Ассоциативный эксперимент, в процессе которого оценивалось богатство и глубина сенсорных представлений (элементы эстетического восприятия);
2) Методика «Метафоры» Л.С. Колмогоровой, направленная на измерение уровня восприятия переносного образа;
3) Модифицированная диагностическая методика Н.А. Лепской, которая позволяет выявить уровень художественно-творческих способностей;
4) Методика экспертных оценок, в качестве экспертов выступили: классный руководитель, учитель музыки, родители.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что рассмотрены подходы к изучению творческих способностей младших школьников с помощью театральной деятельности, в том числе в рамках театрального кружка.
Экспериментальная база нашего исследования – МБОУ начальная школа № 7 г. Санкт - Петербурга. В эксперименте участвовали учащиеся 2 «В» класса.
Практическая значимость работы состоит: в разработке на основе теоретических положений рабочей программы «Мир театра», направленной на развитие творческих способностей у младших школьников.
Структура: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза исследования, отражается цель и задачи, указываются методы работы.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства» сформулированы основные теоретические положения, базирующиеся на основе психолого-педагогической литературе по проблеме исследования. Во второй главе описывается эмпирическое исследование творческих способностей школьников. В заключении подведены итоги работы.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства
1.1 Творческие способности как предмет педагогического исследования
В психолого-педагогическом аспекте творчество рассматривается как процесс созидательной деятельности, высшая форма активности человека, оцениваемая по ее социальной значимости и оригинальности (новизне).
Так, Е.Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [53, с.43].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» // Постановлением Правительства Российской Федерации. 26 июня 2012 г. N 504
3. Агапова, И. А., Давыкова, М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок / И. А. Агапова, М. А. Давыкова. – М.: Вако, 2011. – С. 17.
4. Акулова, О. В. Театрализованные игры./ О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 24 – 32.
5. Богданова, О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности./ О.А. Богданова // Методист. – 2011. – №1 – С.49 – 51.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская. – М.: Высшее образование, 2012. – 319 с.
7. Брушлинский, А.В. Воображение и творчество/ А.В. Брушлинский.-М.: Эксмо, 2014. – 145 с.
8. Буренина, А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля./ А. И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2012. – 114 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
10. Выготский, Л.С. Психология творчества: Учебник для высших учебных заведений / Л.С. Выготский.-М.: Инфра-М, 2011. – 487 с.
11. Генералова, И.А. Структура и содержание программ общекультурной направленности на примере программы «Театр»./ И.А. Генералова // Начальная школа плюс до и после.– 2013. – №7. – С. 21 – 24.
12. Генералова, И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация./ И.А. Генералова //Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №5. – С. 84–87.
13. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность младших школьников: методич. рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М.: Вако, 2013. – 256 с.
14. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.
15. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей./Е. Б Евладова. – М.: Владос, 2011. – 65с.
16. Жукова, Р.А. Театрализованная деятельность. 1-2 классы. Разработки занятий./ Р.А. Жукова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.
17. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 174 с.
19. Колесникова, Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности./ Н.В. Колесникова // Народное образование. – 2012. – №4. – С.3 – 8.
20. Конобеева, Т.А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников./ Т.А. Конобеева // Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 52 – 55.
21. Косинец, Е. И. Театральная педагогика в современной школе./ Е. И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б. Никитина // Газета «Искусство» ИД «Первое сентября». – 2012. – №08. – С.2.
22. Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы./ Е.Э. Кочурова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 56 – 59.
23. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека./ В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 113 – 120.
24. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – СПб.: Речь, 2011. – 160 с.
25. Литвиненко Н. В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 44–50.
26. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 198 с.
27. Михайлова, А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников./ А.П. Михайлова. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.
28. Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации./А.В Молчанова.// Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 46 – 51.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество./ В. С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 544 с.
30. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 480 с.
31. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями./ Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 128 с.
32. Пономарев, Я. А. Психология творчества./Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 2006. – 302 с.
33. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
34. Развитие творческой активности школьников./Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика , 2011. – 160 стр.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
36. Русакова, Т.Г., Олекс, А.А. Диагностика творческого взаимодействия младших школьников в условиях коллективной художественно-творческой деятельности/ Т.Г. Русакова, А.А. Олекс //Современные проблемы науки и образования. №6. 2016.
37. Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников./ И.Н. Севостьянова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 51 – 55.
38. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания./ В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
39. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.
40. Соловьева, О.М. Психология развития творчества / О.М. Соловьева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2010. – 748 с.
41. Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети»: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства./Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С.9 – 18.
42. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8-и т. / Ред. кол.М.Н. Кедров (гл. Ред.) И др. Т.4. Работа актера над ролью. Материалы к книге. - М .: Искусство, 2007. - 551 с.
43. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А. Б. Никитиной. – М.: Владос, 2011. – 288 с.
44. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты./ Е. Е. Туник. – СПб.: Речь, 2012. – 194 с.
45. Утёмов В.В., Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 284.
46. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения./ А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2010. – 320 с.
47. Чинкина, Н.Ш. Театрализованно-игровая деятельность младших школьников./ Н.Ш. Чинкина, М.Р. Багманов // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №7. – С. 72–75.
48. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников./Э. Г. Чурилова – М.: Владос, 2011. – 160 с.
49. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека./ В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с.
50. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы./ В.И. Шепелева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. – 117 с.
51. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет./ А. В. Щеткин. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 127 с.
52. Эльконин. Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2008. - 360 с.
53. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта,2007. – 368 с.