Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Они являются одними из основных источников доходов бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических отношений государства. Исторически сложилось так, что налоги являются одними из важнейших инструментов реализации экономической политики государства. В условиях рыночных отношений налоговая система является основой механизма регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Надлежащее функционирование всего; экономика страны зависит от точности и гибкости налоговой системы. Государство использует налоги с помощью возложенных на него функций, в первую очередь это налоговые и стимулирующие функции.
1. Теоретические основы учета расчетов по налогам и сборам
1.1 Налоги и сборы как объект учета
В законе Российской Федерации последнего десятки лет категория «налог» трудным образом эволюционировала от «широкого» к дифференцированному осознанию. Идет речь о налоговых платежах в широком и узеньком смысле. До принятия части первой Налогового кодекса России все обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды были объединены в понятие «налоговая система». В научной и учебной литературе налог время от времени определялся как любой «обязательный платеж, который взимается с граждан и организаций» [11].
Налоговый кодекс России [2] верно разграничил налогообложение и сбор. Публикация 8 Налогового кодекса дает последующее определение налога: «под налогом понимается обязательный, бесплатный личный платеж, который взимается с компаний и физлиц в форме отчуждения принадлежащих им прав принадлежности, хозяйственного ведения либо оперативного управления средствами для денежного обеспечения деятельность страны и (либо) городских образований».
В части 2 статьи 8 Налогового кодекса дается определение сбора: «под сбором понимается обязательный налог, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий комиссии по отношению к плательщикам сборов со стороны государственных органов". государства, органов местного самоуправления, других уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий, в том числе предоставления определенных прав или выдачи разрешений (лицензий)».
Основное различие между налогом и пошлиной заключается в том, что пошлина является бесплатной, а пошлина подлежит возврату (например, государственная пошлина, таможенная пошлина и т. д.).
Приведенное выше определение налога позволяет определить его характеристики, представленные на рисунке 1.
Налоговые и налоговые функции вытекают из финансовых функций и выполняют те же задачи, но в относительно более узких рамках.
Функции налога - это направления законодательного действия требований налогового права на публичные отношения, которые обладают постоянством, которые раскрывают суть налога и реализующие социальную цель страны.
Статья 57 Конституции России [1] закрепляет принцип правопорядка установления налоговых платежей. 17 Налогового кодекса каждый налог имеет нормативный список статей.
Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правовых регуляторов. Но не следует забывать, что основой налогообложения как правовой категории, правовым фактом, на основе которого возникают правоотношения, являются общественно-экономические отношения. Налоговые функции всесторонне отражают различные формы финансового и правового воздействия на общественные отношения. Следовательно, любая налоговая функция является экономико-правовой категорией, то есть опосредуется экономико-правовыми механизмами.
Функции налогов разнообразны, но каждая из них характеризует направление необходимого воздействия налогового права, и это то, чего общество не может выполнять на данном этапе исторического развития (накопление денег в общественной собственности, контроль финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, регулирование экономических процессов, и т. д.). В юридической и экономической науке выделяют несколько функций налога и пошлины, показанных на рисунке 2.
1.2 Нормативное регулирование учета расчетов по налогам и сборам
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими иной статус. Некоторые из них являются обязательными (например, Федеральный закон " О бухгалтерском учете», Положения О бухгалтерском учете (ПБУ) и т. д.), другие являются рекомендательными (например, инструкции к Плану счетов, инструкции, пояснения, комментарии и т. д.).
В настоящее время система регулирования учета нормативных актов по налогам и сборам в России состоит из документов 4 уровней [7].
1-ый уровень документов составляют законы и юридические акты (распоряжения Верховного главнокомандующего России, постановления Кабинета министров России), которые прямо либо в некоторой степени регулируют ведение бухгалтерского учета в организации, также представление бухгалтерской отчетности.
Важным документом системы первого уровня является Налоговый кодекс России. Налоговый кодекс устанавливает базы налогообложения граждан и организаций, описывает налоговые элементы и льготы по налогам, также предпосылки их использования.
1.3 Характеристика основных видов налогов и сборов
Любая классификация - это дополнительный способ познания явления, дальнейшее изучение целого и его частей, способ установления системных и структурных связей между элементами. Необходимость выявления оснований и классификации налогов представляется важной для лучшего понимания содержания и сущности конкретного налога, разработки принципов и правил налогообложения. Налоги обычно классифицируются по нескольким основаниям, представленным в приложении.
Представленная классификация ни в коем случае не претендует на полноту или, тем более, на то, чтобы быть окончательно закрепленной в соответствующих критериях. В специальной научной литературе можно найти и другие основания для классификации налогов, которые, как правило, не имеют существенных практических перспектив использования. Такие налоговые разграничения, например, складчатое и количественное, условно-постоянное и условно-переменное, используются редко. Такие классификации для образовательных и практических целей бесполезны [14].
2. Учет расчетов по налогам и сборам в ООО «Гливер»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Гливер»
Общество с ограниченной ответственностью «Гливер» создано 2 октября 2003 г. на неограниченный срок и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", другими нормативными и правовыми актами, уставом общества.
Единственным членом общества является физическое лицо. Уставный капитал компании сформирован в размере 10 тысяч рублей. на момент государственной регистрации взнос в уставный капитал уплачивается в размере 100%.
Полное название компании: Общество с ограниченной ответственностью "Гливер". Сокращенное фирменное наименование компании: ООО "Гливер".
Юридический адрес и местонахождение компании: Москва, ул. Электрическая, 2, стр. 29
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» организация является субъектом среднего предпринимательства.
Миссия ООО "Гливер": "создавать качественную и удобную мебель, оставаясь при этом модной, так как клиенты выбирают красивое и недорогое изделие, которое можно приобрести в мебельных салонах».
Целью создания и деятельности ООО "Гливер" является извлечение и увеличение стоимости чистых активов компании.
ООО "Гливер" имеет право осуществлять любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству и направленную на систематическое извлечение прибыли, в том числе основным видом деятельности компании является производство и продажа мебели.
На деятельность компании влияет сезонный фактор с двумя пиками продаж: «осенний пик», который приходится на октябрь; период» высокого сезона", который всегда приходится на конец года.
2.2 Учет федеральных (региональных или местных) налогов ООО «Гливер»
В ООО "Гливер»Бухгалтерский учет ведется с помощью программы"1С: Предприятие 8".
Для отражения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым ООО «Гливер», и налогам с работников предприятия используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в 2 этапа. Сначала бухгалтер рассчитывает налог на прибыль по бухгалтерскому учету, а затем вносит корректировки, чтобы получить сумму налога, отраженную в налоговом учете.
Учет расчетов по налогу на прибыль в ООО "Гливер" ведется с использованием следующих балансовых счетов:
09 " активы с отложенным налогообложением "(она);
77 " отложенное налоговое обязательство "(ONO);
68.04 " подоходный налог»:
68.04.1 " бюджетные расчеты»;
68.04.2 " расчет подоходного налога;
99 " Прибыли и убытки»:
99.02.1 " сборы по условному подоходному налогу»;
99.02.2 " доход, обусловленный подоходным налогом»;
99.02.3 "Постоянное налоговое обязательство" (PNO);
99.02.4 "перерасчет отложенных налоговых обязательств и активов".
Отражая в бухгалтерском учете и бухгалтерском учете расчеты по налогу на прибыль на конец отчетного периода, компания «гливер " выполняет действия, установленные следующими изменениями в бухгалтерской отчетности:
1. определенный финансовый результат:
Дебет 90.09 "Прибыль / убыток от продаж" кредит 99.01 " прибыль и убыток»;
Дебет 91.09 "Сальдо прочих доходов и расходов" кредит 99.01 "прибыли и убытки - финансовый результат текущего периода (реализованная прибыль);
или
Дебет 99.01" прибыли и убытки "кредит 90.09" Прибыль / убытки от продаж»;
Дебет 99.01" прибыли и убытки "кредит 91.09" остаток прочих доходов и расходов " - финансовый результат текущего периода (полученный убыток).
2. Расчет подоходного налога:
Дебет 68.04.1 "расчеты по бюджету" Кредит 51 " Расчетный счет - ежемесячные платежи по налогу на прибыль;
Дебет 99.02.1 " условные начисления по налогу на прибыль "Кредит 68.04.2" расчет налога на прибыль - условные начисления по налогу на прибыль, рассчитанные по данным бухгалтерского учета (полученная прибыль);
или
Дебет 68.04.2» расчет налога на прибыль "Кредит 99.02.2" условный заработок по налогу на прибыль " - условный доход по подоходному налогу, исчисленный по данным бухгалтерского учета (полученный убыток);
Дебет 99.02.3 "постоянные налоговые активы и обязательства" кредит 68.04.2 " расчет налога на прибыль – - постоянные налоговые активы на основе операций, совершенных в отчетном периоде с положительными постоянными разницами;
Дебет 68.04.2 «расчет налога на прибыль» Кредит 99.02.3 "постоянные налоговые активы и обязательства" – постоянные налоговые обязательства, основанные на операциях, совершенных в отчетном периоде с отрицательными постоянными разницами.
Отложенные налоговые активы, основанные на операциях, совершенных в отчетном периоде, с вычитаемыми временными отклонениями:
Дебет 09 "Отложенные налоговые активы" кредит 68.04.2 " расчет налога на прибыль - по состоянию на финансовый год;
Дебет 68.04.2 "расчет налога на прибыль" Кредит 09 " Отложенные налоговые активы - к погашению;
Дебет 99.01" прибыли и убытки "кредит 09" активы с отложенным налогообложением " - при списании.
Отложенное налоговое обязательство, основанное на транзакциях, совершенных в отчетном периоде, с налогооблагаемыми временными разницами:
Дебет 68.04.2 " расчет налога на прибыль "Кредит 77" отложенное налоговое обязательство " - по состоянию на финансовый год;
Дебет 77» отложенное налоговое обязательство "кредит 68.04.2" расчет налога на прибыль - к погашению;
Дебет 77" отложенные налоговые обязательства "кредит 99.01" прибыли и убытки " - при списании.
Списание происходит при выбытии активов (обязательств), с которыми они были связаны.
3. компенсация авансовых платежей по подоходному налогу:
Дебет 68.04.2 «расчет налога на прибыль» Кредит 68.04.1 "расчеты по бюджету" – суммы авансовых платежей, произведенных в течение года по налогу на прибыль, учитываются на счете текущих платежей по налогу на прибыль.
2.3 Рекомендации по упрощению работы с налогами и сборами на ООО «Гливер»
Чтобы снизить налоговую нагрузку на бизнес, необходимо предпринять следующие шаги:
1.Выделите оптовый магазин в отдельную организационную структуру, зарегистрировав его как малый бизнес с упрощенной системой налогообложения.
2.Выберите объект налогообложения в соответствии с вновь созданной структурой.
3.производство и продажа товаров оптом оставлены на усмотрение типичной («традиционной») налоговой системы.
4.заменить часть трудовых договоров договорами подряда и купли-продажи.
Целью вышеуказанных мер будет снижение налоговой нагрузки на деятельность предприятия до 15%.
Решением проблемы повышения прибыльности является снижение затрат, что может быть достигнуто с помощью следующих целей:
- техническое перевооружение и модернизация производства с целью снижения эксплуатационных расходов;
- контроль расходов, связанных с коммерческой деятельностью;
- минимизировать непроизводительные расходы (недостачи, штрафы за нарушение налогового законодательства и т. д.).
Реализация целей по повышению рентабельности продаж за счет снижения затрат не может быть достигнута в рамках налоговой политики, поскольку их достижение входит в общую стратегию развития компании, но все рекомендации, выработанные при разработке налоговой политики, должны соответствовать к целям высшего порядка.
Мы составим таблицу прогнозируемых показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО "Гливер", полученных после применения предлагаемой налоговой политики (таблица 7).
Заключение
Налог - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения их имущества, хозяйственного ведения или оперативного управления средствами для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение позволяет выделить следующие признаки: обязательный платеж; индивидуальный дар; денежная форма налога; отчуждение в собственность (или иное вещное право) имущества (денег)в пользу государственного субъекта (государства); общественная цель - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципалитетов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
3.Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н (ред. от 20.11.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 N 4090)
4.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)
4.Акатьева, М.Д. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 250 с.
5.Алексейчева, Е.Ю. Налоги и налогообложение. – М.: Дашков и К°, 2021. – 299 с.
6.Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 611 с.
7.Бухгалтерский учет и анализ / Под ред. А.Е. Суглобова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 476 с.
8.Гамидова, Н.Г. Порядок формирования финансового результата и расчет налога на прибыль с применением средств автоматизации учетного процесса // Аудит и финансовый анализ. – 2021. – №4. – С. 40-46.
9.Гетьман, В.Г. Учет расчетов по налогам и сборам и их совершенствование // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2021. – №5 (413). – С. 25-28.
10.Гомола, А.И. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. – М.: Академия, 2019. – 205 с.
11.Егорова, Е. Методические подходы к налоговому анализу // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2019. – №2. – С. 199-204.
12.Ефремова, Е.М. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. – М.: Финансовый ун-т, 2018. – 77 с.
13.Кемаева, С.А. Современный взгляд на применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» в системе бухгалтерского учета организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2021. – №15 (423). – С. 41-50.
14.Кондраков, Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. – М.: Проспект, 2020. – 512 с.
15.Коноплянник, Т.М. Налогообложение и учет расчетов с бюджетом. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 320 с.
16.Мельник, М.В. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: Кнорус, 2020. – 355 с.
17.Садыкова, Т.М. Бухгалтерский учет и анализ. – М.: РИОР: ИНФРА, 2018. – 254 с.
18.Самсонов, Г.А. Бухгалтерский учет и анализ. – Екатеринбург: Уральский гос. горный ун-т, 2019. – 194 с.
19.Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2019. – 956 с.
20.Ходикова, Н.А. Бухгалтерский учет налогов, уплачиваемых из выручки // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экономические и юридические науки. – 2019. – №6. – С. 87-89.
21.Цыденова, Э.Ч. Бухгалтерский и налоговый учет. – М.: Инфра-М, 2020. – 397 с.