Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) [45, c. 36].
Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Формирование речи является важнейшей характеристикой созревания человека. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка (Р.Е. Левина) [32, c.11].
Таким образом, развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений - задача и родителей, и воспитателей, и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т.д.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Цель исследования: выявить особенности личности детей старшего дошкольного возраста с ОНР и подобрать комплекс игр и упражнений по коррекции нарушений их личностного развития.
Объект исследования: психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза: если общее недоразвитие речи у дошкольников с ОНР оказывает негативное влияние на их личностное развитие, то своевременная психологическая помощь, направленная на оптимизацию их личностного развития, поможет преодолеть негативные личностные проявления.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальные исследования коррекции нарушения личностного развития детей с ОНР.
3.Изучение наиболее характерных особенностей личности дошкольников с ОНР.
4. Выявление и анализ факторов, влияющих на формирование личности ребенка с ОНР.
5. Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической психолого-педагогической литературы;
2. Наблюдение за детьми;
3. Беседы с детьми и их родителями;
4. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
5. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации;
6. Количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: детский сад №17 "Ландыш". Логопедическая группа, дети 5-6 лет, количеством десять человек.
Теоретическая значимость: проведенная работа может позволить расширить и уточнить знания о личностном развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы не только методистами-педагогами, но и логопедами. Также результаты проделанной работы могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов на практике.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994, 237 с.
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1996, 128 с.
3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. С.67-80.
4. Берштейн И.З. Интеллектуальные возможности детей, страдающих речевой патологией // Шестая научная сессия по дефектологии: Тез. докл. М., 1971.С.36-42.
5. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. Спб.: Изд-во «Риккер», 1908. 175с.
6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Изд-во «Питер», 2000. 528с.
7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 160 с.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 173 с.
9. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. Спб., 1993. С.45
10. Воробьева В.К. Формирование связной речи у учащихся с моторной алалией: Авторефер. дисс… канд. пед. наук. М., 1986. 16 с.
11. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы предупреждения и преодоления речевых расстройств / Под ред. Волковой Г.А. Спб., 1994. С. 98.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., Педагогика, 1961. 472 с.
13. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М.: Изд-во эксп. дефект. инст-та, 1936.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. Соч. в 6 т. М., 1996. Т.2. 416 с.
15. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. №2. С. 76-80.
16. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. №1. С. 58-67.
17. Глозман Ж.М. Личность и нарушение общения. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 148.
18. Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с задержкой психического развития с взрослым: Автореф. Дисс…. Канд. Пед. наук. М., 1989. 16 с.
19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, 370 с.
20. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ М.: Просвещение, 1990. С. 13-25.
21. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Возрастная и педагогическая психология. М.: МГУ, 1992. С. 173-190.
22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
23. Захаров А.И. Семейное воспитание личности и его дефекты // В кн.: Социальная психология личности.- Л., 1974.-С. 112-118.
24. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. Мю, 1976. 168 с.
25. Карпова Н.Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. М.: Флинта, 1997. 160 с.
26. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрамма. М.: Класс, 1993. 224 с.
27. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. 608 с.
28. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. 144 с.
29. Копытин А.И. Основы арттерапии. Спб.: Лань, 1999. 256 с.
30. Леви В. Искусство быть другим. Спб.: Питер, 1993. 189 с.
31. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических ситуациях (автономная детская речь). М., 1936. 203 с.
32. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 133 с.
33. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей. М.: Учпедгиз, 1951. 120 с.
34. Леонтьев А.Н. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. 36 с.
35. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 210-229.
36. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
37. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286с.
38. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород: НГПУ, 1994. 230 с.
39. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: Коррекция, 1995. 207 с.