Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Анализ юмористических литературных произведений – это педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение учебного материала. Данное направление, благоприятствуя активизации познавательной деятельности школьников, не только позволяют им полезнее представить то или другое событие, того или другого конкретного человека или представителя некоторого слоя населения, но и вовлекают их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делают учебный труд разнообразным, расширяют кругозор, поддерживают и возбуждают интерес, в частности, к литературному чтению. В связи с этим к важнейшим научным и практическим проблемам учительского труда относится широкий круг вопросов формирования и развития познавательной активности школьников в процессе обучения.
Проблема познавательной активности – одна из главнейших проблем не только дидактики, но и всего процесса воспитания, потому что она многогранна и связана с такими важными вопросами, как развитие познавательных интересов, обучение школьников мышлению, формированию самостоятельности, привитие желания и умения учиться, приобретения таких качеств, как наблюдательность, целеустремленность, ответственность. Анализ научной литературы показал, что мало педагогов и психологов, при описании активных форм обучения, ссылаются на юмористические произведения на уроках литературы. Этим и обусловлен выбор темы нашей курсовой работы, которая является актуальной в настоящее время.
Одним из авторов, который мастерски использовал сатиру и юмор в своём творчестве, является Иван Андреевич Крылов – самый известный российский баснописец. Использование сатиры и юмора в творчестве И.А. Крылова на уроках литературы будет способствовать формированию познавательного интереса школьников и их мотивации к изучению литературы.
Объект исследования – творчество И.А. Крылова
Предмет исследования – сатира и юмор в творчестве И.А. Крылова
Цель исследования: провести обзор использования юмора и сатиры в творчестве И.А. Крылова.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать юмор и сатиру в литературе
2. Выявить особенности использования юмора и сатиры в процессе изучения литературы
3. Охарактеризовать жизненный путь и творчество И.А. Крылова
4. Рассмотреть особенности использования юмора и сатиры в баснях И.А. Крылова
5. Определить особенности сатиры и юмора в прозе И.А. Крылова.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по проблеме исследования; анализ, синтез, обобщение, систематизация, индукция, дедукция, реферирование.
Глава 1. Теоретические основы исследования юмора и сатиры в творчестве И.А. Крылова
1.1. Юмор и сатира как разновидность учебного материала на уроках чтения
Юмор является предметом многочисленных научных исследований. В разное время к нему был прикован интерес не только литературоведов и театралов, но и представителей школы психоанализа и философии. В литературе юмор - многогранное явление, и его нельзя описать простыми схемами. Напротив, считается, что литературный юмор - это отдельный жанр, который образует великое множество поджанров поэзии и прозы. Юмор описывается как средство выражения комического, смешного в различных явлениях, событиях, персонажах [3].
Юмор воспринимается в довольно широком диапазоне понятий. В то же время юмор в литературе - это своеобразный стилистический прием для отражения художественных образов и реалий [2].
В литературе существует несколько форм юмора: 1) шутка; 2) анекдот; 3) сатира; 4) пародия; 5) каламбур.
Самая жесткая форма юмора - это сатира. Однако сатира также считается наиболее острой формой выражения иронии. Ирония - это основное средство выражения юмора в художественном произведении. Термин «ирония» - это, конечно, емкий и широкий термин, которым в разные эпохи развития лингвистики и филологии назывался очень обширный круг понятий [5].
О.А. Крылова считает, что основными номинативными функциями иронии являются философский подтекст и троп, то есть стилистическая фигура, выражающая определенные категории и явления в речи в определенной форме [8].
С философской точки зрения ирония - это прием, а не средство, поскольку мировоззрение может быть выражено исключительно с методологической стороны. Автор художественного произведения, который относится к окружающему миру с определенной долей юмора, всегда говорит на языке иронии; даже те вещи, которые можно отнести к серьезным, он иронично отражает в своем слове. Философская ирония присуща любому мировоззрению.
В целом в философии ирония рассматривается как привычное явление, имманентное объектам философских воззрений. Сократ также говорил, что философствовать нужно в шутку. С другой стороны, любой критический подход к описанию окружающего мира требует использования иронических высказываний, поскольку сама критика бытия уже содержит иронию как противовес устоявшимся шаблонам и стереотипам [2].
Существует множество подходов к интерпретации иронии как лингвистического и литературного феномена. Понятие иронии развивалось веками, это явление широко использовалось авторами театральных комедий древнегреческих мастеров, ирония всегда сопровождала бродячие средневековые театры, и, наконец, ирония в некотором смысле представлена в печальных трагедиях великого У. Шекспира.
Особая ирония прослеживается в творчестве Д'Анте Алигьери. Ирония становится особым визуальным средством, своего рода скрытым, контекстуальным юмором, и в то же время приобретает черты жанровой композиции [6].
Как отметила И.А. Осиновская, происхождение иронии происходит от специфических стилистических приемов, практиковавшихся древнегреческими мастерами. Древние греки называли иронией словесное притворство, в котором человек показывает свою кажущуюся глупость, хотя на самом деле человек вовсе не глуп.
Иронистами называли мастеров иронии, которые умели защищать истинные вещи методом «от обратного» [1].
Классицизм включал иронию в комическое, рассматривая его как особый жанр юмора. Ирония была атрибутом комедии, это был метод юмористической критики в сатирическом жанре. Как отметила О.Л. Заболотнева, ирония становится неотъемлемой частью классической сатиры, потому что ввиду своей скрытности она вызывала еще больше положительных эмоций у читателя или слушателя, когда эти субъекты доходили до смысла шутки. Однако ирония относилась с позиций классической эстетики к низкой стилистической категории и отличалась строгой фиксацией; в этом смысле в использовании иронии как выражения «иронии судьбы», то есть определенного развития событий, связанного с божественным нисхождением, присутствовал трагический оттенок [16].
В средневековом эпосе ирония стала инструментом выражения мыслей, которые из-за господства религиозных догм были запрещены или резко осуждены церковью. В иронической форме были высмеяны некоторые устоявшиеся точки зрения и позиции относительно религиозного существования [15].
В современной филологии существуют:
- риторическая ирония,
- поведенческая ирония,
- событийная ирония,
- диалектическая (драматическая) ирония.
Однако эта типология основана на социокультурной парадигме в классификации языковых средств. Более глубокой классификацией иронии является ее разделение на следующие разновидности:
- сарказм,
- хариентизм,
- астеизм.
Сарказм считается крайним проявлением иронии, содержащим отрицательные черты. Сарказм, в отличие от иронии, больше не может быть стилистически нейтральным. Сарказм вызывает у адресата специфическую, чаще всего негативную, эмоциональную реакцию [22].
Хариентизм высмеивает все странное и непристойное. Довольно часто используемая форма иронии, хариентизм уже стилистически нейтрален и более близок к тонкой иронии, намеку. В самых приятных словах выражается неприязнь, намек на недостатки, таков смысл этой формы иронии.
Астеизм - это вежливая насмешка. Это также тонкий вид иронии. Однако астеизм не следует путать с вежливыми замечаниями, поскольку это тонкий вид влияющего юмора, которым является ирония. А.И. Николаев выделяет несколько уровней выражения средств юмора в художественном произведении.
1. Фонетический уровень включает в себя:
- просодические средства,
- фонетические средства (включая интонацию).
2. Морфологический уровень включает в себя:
- употребление множественного числа,
- употребление прилагательных в превосходной степени,
- употребление повелительного наклонения.
3. Лексический уровень включает:
- лексико-семантические средства,
- ироническое словообразование: 1) антитеза, 2) многозначность и омонимия, 3) противопоставление лексического содержания, 4) имена собственные, 5) сложение слов, 6) аффиксация, 7) прецедентное словообразование, 8) парадоксальное образование слов.
4. Синтаксический уровень включает:
1) средства логического и синтаксического характера:
- косвенная речь,
- повторы,
- градации,
- посылки,
- риторические вопросы,
- синтаксическая игра слов (и каламбур),
- притворные восклицания,
- перечисления, вводные конструкции;
2) средства интонационного и графического характера:
- многоточие,
- кавычки.
5. Текстовый уровень включает:
- прецедентную иронию,
- ассоциативную иронию,
- стилистику, - пародию,
- гротеск,
- архаизмы,
- пафос,
- жаргонизмы,
- формирование коллективного иронического образа с использованием комплекса лексических и синтаксических средств,
- символическую лексическую семантику,
- перифразу,
- феноменальные фразы,
- материализация абстракций,
- фразеологических единиц,
- клише,
- парадоксов,
- стилистических и риторических фигур [3].
Современный взгляд на стилистические фигуры речи как на средство выражения иронии исходит скорее из того факта, что фигуры являются естественной и неотъемлемой частью человеческой речи. Стилистические фигуры речи делятся на тропы и, по сути, риторические фигуры.
Тропы - это стилистические фигуры, которые возникают в результате использования слова или фразы в переносном, аллегорическом смысле. Риторические фигуры являются результатом использования приемов словосочетания или синтаксической (синтагматической) организации речи. Приписать стилистическую фигуру риторическим фигурам или тропам часто бывает трудно. К таким стилистическим фигурам относятся литота, перифраза, эпитет, сравнение, гипербола