Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Давно известно, что японские женщины могут похвастаться сложными прическами, чтобы подчеркнуть свой социальный и экономический статус. Между VII и XIX веками дворянки, связанные с элитой и правящими семьями династического мира Японии, носили сложные и структурированные прически, сделанные из воска, гребней, лент, заколок для волос и цветов. Нихонгами буквально переводится как «японские волосы» и охватывает различные прически от периода Кофун (250-538) до раннего периода Сёва (1926-1989). В данной работе будет рассмотрено, как развивались и формировались нихонгами в результате культурных изменений на протяжении всей истории Японии.
Как для мужчин, так и для женщин в Японии волосы являются важным элементом внешнего вида. В истории это считается средством сообщить о своем статусе и положении в обществе. Для женщин это их венец и средство обозначения своего богатства. Есть фирменные прически, которые носят только дворяне. Есть также некоторые прически, которые носят только члены королевской семьи. Некоторые прически носят только замужние женщины, а некоторые носят только в особых случаях.
Только в то время, когда Япония находилась под влиянием Запада, более короткие стили у мужчин стали модными. Чисто выбритый вид, сочетающийся с костюмом, пальто и шляпой, стал более предпочтительным, чем длинные гладкие волосы. Пока десятилетия спустя большинство мужчин не носят короткие волосы.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть культурный код эстетики прически в традиции Японии.
Задачи исследования:
- изучить формирование причесок в культуре Японии;
- выделить особенности развития причесок в культуре Японии;
- описать современные аспекты формирования причесок в Японии;
- охарактеризовать возможности моделирования причесок в японском стиле.
Объектом данной работы является становление и развитие эстетики прически в традиции Японии.
Предмет исследования – особенности и тенденции развития эстетики прически в традиции Японии.
Теоретико-методологические основы исследования работы составили работы зарубежных и отечественных ученых по историческим наукам и политологии, материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы, а также научно-исследовательские статьи. Методология исследования основывается на таких принципах, как историзм, научная объективность и достоверность. Принцип историзма позволил рассмотреть историю формирования и становления эстетики прически в традиции Японии. Принцип научной достоверности предусматривает опору на научные данные, на возможности использования исключительно научных выводов и положений. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов и факторов, определяющих направленность эстетики прически в традиции Японии. В процессе написания конкурсной работы использовались следующее методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, описание, анализ, синтез, классификация, дедукция, индукция и др.
Структура исследования. Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 8 источников.
1. История причесок в культуре Японии
1.1 Формирование причесок в культуре Японии
Ранняя Япония находилась под сильным влиянием китайской культуры, но к периоду Хэйан (794-1185) дворянские дворы отвергли это влияние. Аристократы Хэйан были особенно разборчивы в своей моде, а их стандарты красоты были исключительно высокими. Женщины отращивали волосы и носили их прямо, как это изображено на знаменитой иллюстрации к «Сказке о Гэндзи». Мытье волос было трудной задачей, тем более что дворянки едва могли передвигаться в своих 12 слоях кимоно — большую часть работы приходилось делать прислужницам .
После периода Хэйан прически постепенно стали более сложными — мы перейдем к периоду Эдо (1603-1868), который был золотой эрой для нихонгами. В то время огромное количество причесок, записанных с помощью гравюр укиё-э и других материалов, было беспрецедентным. В эту эпоху появились купцы и купеческие жены, которые вели популярную моду, поскольку у них были средства и время, чтобы тратить их на такие пустяки. Самураи и их семьи имели статус и контролировали правительство, но были ограничены в финансовом отношении.
Симада была одним из многих стилей, которые стали популярными (которых существует несколько типов), но обычно она имела широкие части по бокам у ушей и собиралась в пучок наверху или сзади. Каждый тип прически был видимым индикатором статуса или роли женщины в обществе — вдова носила другую прическу, чем молодая незамужняя девушка. Аксессуары для волос и гребни вставлялись в волосы, что делало их очень тяжелыми, особенно если были вставлены дополнительные накладки для придания объема. Эти прически должны были держаться несколько дней — даже до недели — и удерживались на месте воском.
Подобные стили можно увидеть на современных гейшах и майко, хотя они имеют еще более широкий спектр дизайнов. Один из самых сложных стилей — известный как хёго — расправляет пучок волос сзади в форме бабочки. Куртизанки, носившие этот стиль в период Эдо, также брили волосы на висках и на лбу, чтобы сформировать пик вдовы.
С Реставрацией Мэйдзи (1868 г.) возник порыв к западным тенденциям и стилям, особенно заметный в последующие периоды Тайсё и Сёва. В этот момент мужчины привели к изменениям в моде и прическах, оставив позади символы статуса, такие как chonmage (пучок волос) самураев, и предпочитая более короткие стрижки и усы. Женщины были более ограничены, но постепенно тоже начали меняться — сначала с их волосами, а затем, к послевоенному Сёва, в конечном итоге избавились от кимоно как повседневной одежды.
Хотя традиционный стиль нихонгами формально закончился с периодом Сёва — это стиль, почти синонимичный ношению кимоно — молодые японцы продолжали находить творческие способы самовыражения через волосы. Стрижки и волны эпохи пузырей 1980-х годов, а также волосы с шипами 1990-х годов (которые продержались до 2000-х годов) Все еще являются четкими индикаторами тех временных периодов. В настоящее время тенденции склоняются к более унисекс и андрогинным образам с более смелыми цветовыми палитрами как для мужчин, так и для женщин .
Традиционные прически в Японии использовались как символы статуса, поэтому женщины исторической Японии тратят целые состояния на укладку своих волос. Речь идет не только о сохранении длинных и красивых волос, как в наши дни. Речь идет о создании этого сложного дизайна, который может служить так же, как корона.
Из-за этой важности волос в японском обществе существуют тенденции, которые приходят и уходят, чтобы помочь сохранить красоту волос. Волосы обычно собирают в шиньон или сложный пучок, украшенный замысловатыми накладками и аксессуарами.
Например, сложные украшения для волос, такие как канзаши, стали довольно популярными в прежние времена. Этот дизайн волос меняется в зависимости от сезона. Они могут состоять из драгоценных камней, металла, цветов и бусин. Чем красочнее канзаши, тем лучше.
Обычные женщины в Японии просто собирали волосы в пучок или завязывали сзади. Это дает другим людям представление о том, что этот конкретный человек носит волосы больше для функциональности, чем для стиля. Никаких украшений не надевается, а волосы не утяжеляются, чтобы она могла работать по дому. Наступил момент, когда сложный дизайн волос использовался только для особых случаев и мероприятий, таких как свадьбы, дебюты и тому подобное.
Распространенным заблуждением среди неяпонцев является мнение, что в некоторых традиционных украшениях для волос используются палочки для еды. Они могут выглядеть как палочки для еды, но на самом деле это булавки или палочки канзаши. Это специально разработанные штыри, которые прикрепляются к волосам, чтобы придать им красивый вид при ношении в виде пучка. Для гейши и майко прическа, может быть, одним из самых важных аспектов всей их профессиональной карьеры. Что интересно в гейшах и майко, так это то, что они меняют свои