Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На территории Алтайского края существует широкая музейная сеть, которая включает: 5 краевых государственных музеев, 9 музеев на уровне городов и 50 музеев на уровне районных центров. Большая часть музеев районного звена имеет краеведческий профиль. По традиции, сложившейся в советский период, музеи небольших районных центров являются хранителями коллекций по истории определенного района, которая чаще всего рассматривается через призму общероссийской истории. Основу музейной коллекции обычно составляют предметы археологии, найденные местными жителями; отдельные палеонтологические находки; коллекция фауны, многочисленные предметы этнографии и быта ХХ в., фотодокументальные источники и многое другое. Тематические разделы постоянных экспозиций, как правило, включают разделы по древней истории, природе района, этнографии, Великой Отечественной войне. На основе таких коллекций и экспозиций традиционно осуществляется работа с посетителями.
Музеи Алтайского края существуют в современном музейном пространстве России, и изменения, которые происходят в музейной сфере, касаются и краеведческих музеев нашего региона. Современный этап развития краеведения, по мнению М. В. Коротковой, связан с формированием региональной идентичности, мобилизацией исторической памяти на местном уровне, антропологизацией истории в целом .
Все больший интерес в музейной среде вызывает «локальная история», в центре внимания которой находится человек в его социальной среде; развивается «новое краеведение», направленное на изучение локальной истории и частной памяти. Музеи становятся культурными и образовательными центрами по изучению индивидуальной и семейной памяти.
Степень изученности темы исследования. Основными источниками, помогающими раскрыть историческую сторону развития краеведческих музеев, являлись работы Колесника Л.В., Свинина В.В., Размустовой Т.О., Сундиевой А.А., Штукенберга Е.К., Романова Н.И., Ревякина В.И., Розена А.Я. и Златоустовой В.И.. Роль краеведческого музея в своих трудах исследовали Потапова Е.А., Каткова К.Ф., Алексеева С.В., Шмидт С.О., Лихачев Д.С. С помощью материалов из работ Катковой К.Ф., Кулиевой М.М., Кондрашовой А.В., Шпицыной А.Н., Агаповой Д., Д. Камерона, П. Верго, К. Хадсона, Дж. Виссера, Н. Саймон была рассмотрена тенденции развития социокультурной деятельности современных музеев.
Цель исследования – изучение деятельности и особенностей работы малого музея на примере Алтайского государственного краеведческого музея.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить этапы развития краеведческих музеев в России;
• Рассмотреть функции современных краеведческих музеев;
• Провести анализ деятельности Алтайского государственного краеведческого музея.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ и синтез, наблюдение.
Историческая база исследования. При написании данной работы была использована специальная научная литература, статьи в научных журналах и различные Интернет-ресурсы.
Практическая значимость исследования. Изложенные материалы могут быть использованы в курсе краеведения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Краеведческие музеи в России, их деятельность и функции
1.1. Этапы развития краеведческих музеев в России
Известный искусствовед, музейный деятель и педагог Н. И. Романов в начале XX в. писал: «Музей – это хранилище произведений человеческого духа, храм духовных ценностей, главная задача которого – помочь человеку познать самого себя, осознав свою связь, как с прошлым своего края, так и с настоящим своей страны, а может быть и всего мира» .
Первые существенные изменения в краеведческой музеологии произошли в 1921 г. после I Всероссийской конференции научных обществ по изучению местного края, на которой обсуждалась суть краеведческого движения, и был утверждён термин «краеведение». Термин «краеведческий музей» появился после II Всесоюзной конференции по краеведению в 1924 г., на которой не только закрепилось новое название за местными музеями, но и установилось их наполнение: природа, история, искусство, отражающее определённый край .
Период с 1917 г. по 1927 г. по праву называют «золотым десятилетием» отечественного краеведения. Благодаря теснейшей взаимосвязи с академической и университетской наукой, краеведческие музеи стали играть в жизни регионов роль своеобразных культурных и научных центров . Однако к концу 1920-х гг. наметилась тенденция свести краеведение к удовлетворению утилитарных, хозяйственных и политико-просветительских нужд. Общество стало проявлять интерес к воссозданию памяти о людях, их делах и исторических событиях, как в целом в стране, так и на малой родине каждого .
Согласно резолюции Первого музейного съезда (1930 г.) краеведческие музеи получили типовую структуру, включавшую 3 отдела: природа, история, строительство социализма. Таким образом, главная цель музея заключалась в воспитании индивида в материалистической идеологии .
В это время активизируется краеведческая работа, положено начало массовому краеведческому движению: ты
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова, Ю. А. Сотрудничество Алтайского государственного краеведческого музея и Алтайского государственного университета в подготовке студентов-музеологов / Ю. А. Абрамова // Значение природного и культурного наследия в современном обществе : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения Республики Алтай "Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина", Горно-Алтайск, 25 июня – 03 2018 года / Ответственный редактор Р.М. Еркинова. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018. – С. 238-240.
2. Бердникова, Н. А. История формирования экспозиции Алтайского государственного краеведческого музея / Н. А. Бердникова // Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика : материалы X межрегиональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Году нематериального наследия и народного искусства (Барнаул, 11–22 апреля 2022 г.), Барнаул, 11–22 апреля 2022 года / редкол.: Е. А. Полякова [и др.] ; Алтайский государственный институт культуры. – Барнаул: Издательство Алтайского государственного института культуры, 2022. – С. 32-35.
3. Дидик З. Г. Алексей Кочегаров — снайпер с мировым именем // Личность и время. Алтайский край и военная безопасность страны. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. Т. Калашникова. Барнаул: Алтайский дом печати, 2019. С. 101–105.
4. История музея: Алтайский государственный краеведческий музей. URL: http://www.museum.ru/museum/asrsm/history/index.htm
5. Короткова М. В. «Новое краеведение» как современное направление развития музейной педагогики XXI века // Наука и школа. 2018. № 1. С. 100–103.
6. Мамонтова, О. С. Новые комплексы русской археологии Алтайского края в собрании Алтайского государственного краеведческого музея / О. С. Мамонтова, А. С. Толкацкая // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. – 2016. – № 22. – С. 156-163.
7. Мамонтова, О. С. Новые комплексы русской археологии Алтайского края в собрании Алтайского государственного краеведческого музея / О. С. Мамонтова, А. С. Толкацкая // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. – 2016. – № 22. – С. 156-163.
8. О музее. Алтайский государственный краеведческий музей. URL: https://myagkm.ru/about.
9. Твердикова, Е. С. Передвижные выставки Алтайского государственного краеведческого музея на военно-патриотическую тематику / Е. С. Твердикова // Патриотизм: вчера, сегодня, завтра : сборник материалов II Всероссийской конференции, СПб, 30 сентября 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр патриотического воспитания молодежи "Дзержинец", 2022. – С. 70-72.
10. Тишкин А. А., Тишкина Т. В. История музеев Алтая: учебное пособие. В 2 ч. Барнаул, 2017. Ч. I. 248 с.