Фрагмент для ознакомления
2
В современной школе большое значение приобретает внеурочная математическая деятельность, способствующая глубокому и упорному усвоению изучаемого материала, развитию математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развитию интереса к изучению математики и творческих способностей школьников.
Внеклассные занятия математикой следует рассматривать как один из важных инструментов улучшения математического образования, который, в свою очередь, открывает дополнительные возможности для дифференцированного подхода к учащимся для достижения запланированных результатов обучения. В этом случае это может способствовать развитию математических способностей.
Образовательный стандарт ФГОС нового уровня ставит перед педагогами новые цели. Теперь им нужно привить ученикам универсальную систему знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности [22].
Для достижения этих целей учащимся необходимо завершить учебный процесс новой формой деятельности, которая требует от них мышления, рассуждений, правильного выражения своих мыслей и применения всех имеющихся у них знаний на практике.
В современном школьном образовании новой формой деятельности учащихся являются образовательные проекты, которые позволяют им формировать способность выполнять практическую деятельность - способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Таким образом, метод учебных проектов понимается не только как способ организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, но и как целостная «педагогическая технология».
Педагогический потенциал проектной деятельности школьников раскрыт в работах И.К. Баталиной, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, С. Е. Шишова. Этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них охарактеризованы Е.А. Гилевой, Н.А. Мансуровым и др. Особенности учебной проектной деятельности на уроках математики рассмотрены Е.А. Адаричевой, М.В. Игнатьевым, М.В. Крупениной.
Однако в настоящее время проектная деятельность по математике в условиях внеклассной деятельности не описана на достаточно удовлетворительном уровне теоретически и не обеспечена практическим материалом.
Цель исследования - теоретически обосновать и выявить формы организации проектной деятельности школьников во внеурочной деятельности по математике.
Объект исследования – организация проектной деятельности школьников во внеурочной деятельности по математике.
Предмет исследования – формы организации проектной деятельности школьников во внеурочной деятельности по математике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать внеурочную деятельность как составную часть образовательного процесса;
2. Охарактеризовать сущность проектной деятельности;
3. Выявить основные направления и формы организации внеурочной деятельности по математике;
4. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности по математике во внеурочной деятельности;
5. Привести тематическое содержание математических проектов школьников во внеурочное время.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы, обобщение, педагогическое проектирование.
Авторами, проводившими исследования в рамках внеурочной деятельности по математике, являются Барышников Е. Н., Воронов В. В., Григорьев Д. В., Степанов Е. Н., Степанов П. В.
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что результаты исследования, а именно, разработанные математические проекты школьников могут быть использованы учителями математике во внеурочной и урочной деятельности.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в работе был проведен анализ педагогической и нормативной литературы, который показал, что проектная деятельность по математике во внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса. Ее реализация позволяет добиться высокого результата образованности учащихся.
Структура курсовой работ состоит из введения, двух глав, заключение и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1 Понятие и основные направления организации внеурочной деятельности
Урочная и внеурочная деятельность должна составлять единую систему, а наличие обязательного статуса во всех классах учебного заведения должно подчеркивать его важность в современном образовании.
По определению Е.Н. Барышникова, мы рассмотрим особенности внеклассной деятельности как образовательного процесса [23].
Компоненты внеурочной деятельности как учебного процесса внеклассной работы сопоставимы с компонентами методической системы обучения А.М. Пышкало. Структурные элементы, которой являются целью образования, содержанием образования, формами обучения, методами обучения и средствами обучения. И в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативных документов эти компоненты должны соответствовать современной практике [215 с. 88].
Целью внеурочной работы является достижение личных, метапредметных и объективных результатов обучения учащихся, в частности формирование универсальных учебных действий [1].
По словам Д.Ш. Матросу, современность методов обучения обусловлена целями обучения. Этот компонент, наряду с поставленной современной целью, определяет успешность внеклассных занятий, а также демонстрирует традиционный или личностно ориентированный процесс обучения [14, c. 57].
Каждый компонент образовательного процесса, по мнению А.М. Пышкало, должен соответствовать остальным компонентам системы обучения, поэтому средства внеурочной деятельности должны сочетаться с новыми целями, содержанием, формами и методами внеурочной работы [15, с. 102]. Это требование необходимо для того, чтобы внеурочныке занятия проходили в том же современном стиле.
В правильно организованной среде внеурочной деятельности учащиеся поощряют универсальные учебные действия и развитие своих личных качеств.
Выбор содержательного наполнения компонентов образования варьируется в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня образования, времени, отведенного на конкретный предмет, материального оснащения учебного заведения, методического мастерства педагога, уровня материальной значимости, конкретной учебной дисциплины [6, с. 21].
Грамотное совмещение всех составляющих внеурочной деятельности приведет к эффективному учебному процессу и достижению результатов обучения, указанных в ФГО.
Как показывает практика, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основные общеобразовательные программы, часто наблюдается смешение понятий «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность». Давайте определим рассматриваемые понятия.
Внеурочные мероприятия относятся к различным видам деятельности школьников, проводимым в свободное от занятий время, на которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Внеурочная деятельность способствует удовлетворению различных интересов школьников в неформальном общении, в клубах, любительских ассоциациях и кружках.
При определении отличий внеурочной деятельности от системы дополнительного образования детей важно обратить внимание, что «под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [2].
В современном образовательном пространстве имеет место несколько моделей в организации внеурочной деятельности:
1. Модель дополнительного образования (на базе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
2. Модель «школы полного дня»;
3. Оптимизационная модель (на базе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
4. Инновационно-образовательная модель [11].
Основываясь на теме исследования, первая модель представляет наибольший интерес. Давайте рассмотрим это более подробно.
Связь между внеклассной деятельностью и дополнительным обучением детей заключается в формах практики, таких как факультативы, школьные научные ассоциации, ассоциации профессиональных объединений, курсы факультативного обучения [20].
В то же время внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена, прежде всего, на достижение запланированных результатов по разработке базовой образовательной программы базового общего образования. Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию программ дополнительного образования. В этом случае в ФГОС предусмотрено осуществление внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования, могут возникнуть некоторые конфликты интересов [22].
Эта модель направлена на обеспечение готовности детей к региональной, социальной и академической мобильности. Преимущества модели заключаются в том, чтобы предоставить ребенку широкий выбор, основанный на спектре интересов детских объединений, свободе в самоопределении и самореализации, пр
Фрагмент для ознакомления
3
1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-926 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Вестник образования. – 2011. - №11. – Текст : непосредственный;
2. Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике / М. Б. Балк. – М. : УЧпедгиз, – 1996. – 608 с. – Текст : непосредственный;
3. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с. - ISBN 978-5-503-00157-0. - Текст : непосредственный;
4. Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат. – М.: Издательский Центр «Академия», 1999. – 224 c. - Текст : непосредственный
5. Вершинина, Т. В. Программа организации внеурочной деятельности по математике учителя математики МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкара Вершининой Т. В. / Т. В. Вершинина. – Текст : электронный // Инфоурок - URL: https://infourok.ru/vneurochnayadeyatelnost-po-matematike-529550.html (дата обращения 05.12.2022). – Режим доступа : infourok.ru;
6. Воронов, В. В. Технология воспитания : Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей / В. В. Воронов. - М. : Школьная пресса, 2000. - 96 с. - ISBN 5-9219-0033-8. – Текст : непосредственный;
7. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В Степанов. - М. : Просвещение, 2010. – 223 с. - ISBN 978-5-09-020549-8. – Текст : непосредственный;
8. Гайдук, Л.В. Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности на уроках математике / Л.В. Гайдук. – Текст : электронный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4. – С. 17-20. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_23324171_65516335.pdf. – Последнее обновление 27.04.2017. (Дата обращения 05.12.2022).
9. Германова, Л.М. Проектная деятельность на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся основной школы [Электронный ресурс] / Л.М. Германова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3 (9). – С. 85-87. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_26598015_43626077.pdf. – Последнее обновление 17.05.2017.
10. Емлютина, И.А. Метод учебных проектов и его возможности обучения. Проектная деятельность как деятельностная технология обучения / 68 И.А. Емлютина // Профессиональное образование и общество. – 2014. – № 2 (10). – С. 21-26.
11. Зенина, Л. Е. Организация внеурочной деятельности по математике в малокомплектной школе / Л. Е. Зенина. – Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 9. – С. 36–40. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25999952 (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : elibrary. ru;
12. Курбатова, Н. Н. Программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» / Н. Н. Курбатова. – Текст : электронный // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 343 – 351. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26528351 (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : elibrary. ru;
13. Кондаурова, И. К. Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС. В 2 частях. Часть 1. Общие вопросы : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 44.03.01 – «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата – «Математическое образование» ; квалификация (степень) выпускника – бакалавр ; форма обучения – очная) / И. К. Кондаурова. – Саратов, 2015. – 73 с. – Текст : непосредственный;
14. Матрос, Д. Ш. Информатизация процесса обучения : как определить ее результативность / Д. Ш. Матрос. – Текст : электронный // Управление школой. - 2006. - № 9. – С. 56-58. - URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:60193/Source:default (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : Электронный каталог Фундаментальной библиотеки ФГБОУ ВО МГППУ;
15. Пышкало, А. М. «Занимательная математика» / А. М. Пышкало, М. А. Гончарова, Е. Э. Кочурова. – М. : Астрель, АСТ, – 2000. – 257 с. - ISBN 5-237-02570-6. - Текст : непосредственный;
16. Сарычева, Н. И. Внеурочная деятельность в малокомплектной школе как способ повышения интереса к математике / Н. И. Сарычева. Текст : электронный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 91–95. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23845702 (дата обращения 15.05.21). – Режим доступа : elibrary. ru;
17. Семенова, И. Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников / И. Н. Семенова. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014. - 241 с. - ISBN 5-7186-0323-5. – Текст : непосредственный;
18. Ситаров, В. А. Дидактика : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Ситаров // Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. – Текст : непосредственный;
19. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? [Текст]: учебно-методическое пособие / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с
20. Торопова, З.В. Основные подходы к пониманию сущности понятий «Учебный проект», «Учебное проектирование», «Проектная деятельность школьников» [Электронный ресурс] / З.В. Торопова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1 (32). – С. 111-114. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_17697818_60620553.pdf. – Последнее обновление 14.05.2017.
21. Уткина, С.А. Проектная деятельность на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО [Электронный ресурс] / С.А. Уткина // Актуальные проблемы современного образования. – 2014. – № 1 (16). – С. 210-215. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_26582883_89673898.pdf (дата обращения 05.12.2022).
22. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/8034. – Последнее обновление 29.05.2017.
23. Шадрина, И. В. Обучение математике в начальных классах : Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов / И. В. Шадрина. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 118 c. - ISBN 5-9219-0171-7. – Текст : непосредственный.