Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества перед младшими школьниками в процессе обучения в школе стоит задача не просто получения и овладения знаниями, а приобретение универсального и разностороннего опыта. Получению данного опыта способствует учебно-исследовательская деятельность, которая является одним из способов организации обучения в начальной школе. При организации развернутой учебной деятельности, формирование отдельных ее компонентов, в современной начальной школе активно используется исследовательский метод обучения, который способствует формированию исследовательских умений, которые позволяют школьнику учиться самому понимать, что он делает, как и насколько успешно ему это удается.
Проблема формирования исследовательских умений у младших школьников не нова для педагогической науки, а ее различные аспекты являются предметом анализа исследователей (В. И. Андреев [2], Н. Л. Головизнина, Л. А. Голодюк, В. В. Давыдов, А. Г. Иодко, Л. В. Занков, В. М. Литовченко, Г. Н. Лиходеева, А. М. Миргородская, Н. Г. Недодатко, А. И. Савенков, А. Я. Савченко и др.). Однако, не смотря на внимание ученых к различным аспектам организации учебно-исследовательской деятельности школьников, возникает противоречие между объективной необходимостью самостоятельно открывать новые знания, реализуя исследовательские умения в учебно-исследовательской деятельности, и реальным состоянием готовности учащихся осуществлять соответствующие действия на основе сформированных исследовательских умений
Глава 1 Теоретические основы формирования исследовательских умений у младших школьников
1.1 Особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы младшего школьного возраста различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. Границы младшего школьного возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [10, с. 155].
Не легко детям удается пройти период привыкания к школе, сложно привыкнуть к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, есть и дети, которыми трудно управлять. Важной задачей для учителя является создание доброй атмосферы в классе и завоевание доверия детей. При выполнении этих задач, учащиеся привыкают с легкостью
Данные новинки не проходят без трудностей, о которых стоит знать родителям детей [6, с. 221]. Первостепенно, им нужно постараться заинтересовать ребенка данным процессом, мотивировать его. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения.
Яркий материал, преподнесенный в понятной для младшего школьника запоминается в разы быстрее, так как в его возрасте превалирует наглядно-образное мышление. Нельзя забывать и об игровой деятельности, так как на протяжении всей жизни дошкольника она была основной. Поэтому на воспитание ребенка можно воздействовать через нее в частности [1, с. 59].
Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, аккумулирования знаний, усвоения. Успешному выполнению данной важной функции способствуют специфические способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивное и игровое отношение ко всему, с чем ребенок взаимодействует [15, с. 40].
У младших школьников каждая из отмеченных способностей является положительной стороной. Какие-то из особенностей младшего школьника в последующие годы постепенно уходят, другие меняют свое значение. Следует принимать во внимание разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты [18, с. 9]. Но эти особенности существенно влияют на познавательные возможности ребенка, связываются с дальнейшим ходом общего развития [8, с. 71].
1.2 Особенности формирования исследовательских умений у младших школьников
Анализ трудов ученых по проблеме исследовательских умений школьников, показал, что нет однозначного определения данного понятия. Объединив различные точки зрения авторов относительно понятия «учебно-исследовательские умения учащихся», отмечаем, что учебно-исследовательские умения учащихся относятся к общеучебным умениям; составляют систему действий умственного и практического характера; подчиняются логике научного исследования и сознательно используются учащимися в образовательном процессе для формирования новых знаний [2]. В целом под исследовательскими умениями понимаем систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач.
Следует подчеркнуть, что формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников происходит постепенно. На основе требований учебных программ начальной школы, раскроем особенности проявления исследовательских умений учеников с 1 по 4 класс. Так к исследовательским умениям младших школьников 1 класса следует отнести умение видеть проблемы, определяя главное в практическом задании; умение задавать и отвечать на вопросы из общей темы, используя средства наглядности; умение выдвигать гипотезы на основе противоречий и высказывать мысли о способах их решения; умение давать определения понятиям, выполняя сравнение в одном направлении; умение классифицировать предметы и объекты по их содержанию; умение наблюдать, находить ошибки, определять различия и сходства на основе наглядности, выделяя внешние признаки знакомых предметов и явлений; умение экспериментировать, намечая алгоритм действий; умение высказывать суждения и делать умозаключения.
Во 2 классе ученики овладевают следующими исследовательскими умениями: умение видеть проблему, выполняя элементарный анализ информации, который завершается его простой логической оценкой; умение
ставить вопросы и отвечать на них на основе собственных суждений; умение выдвигать гипотезу на основе проблемы и предлагать простое предположение о возможном ее решении; умение расширять заданное родовое понятие; умение классифицировать, разделяя целое на части, выделяя отдельные компоненты в целостном, а также сопоставлять два предмета на однотипном материале; умений наблюдать, выделяя главные и второстепенные, существенные и несущественные признаки предметов и несложных явлений; умение экспериментировать, выполняя несложные опыты по предусмотренному плану действий под руководством педагога и проверяя результат по образцу; умений высказывать суждения и делать умозаключения, выделяя существенные и несущественные признаки предметов и явлений, осуществляя практическую систематизацию; умение делать выводы на основе сравнения, анализа и обобщения текстов, предметов, явлений, действий.
На протяжении 3 класса у младших школьников развиваются следующие исследовательские умения:
1) умение видеть проблему, предполагая простой алгоритм действий, необходимых для решения проблемы и возможные способы ее решения;
2) умение задавать вопросы, выделяя предмет мысли и отвечая на вопрос: «О ком (о чем) речь идет?», «Что говорится об этом?»;
3) умение выдвигать гипотезы на основе выделения новых функций объекта и предлагать простой алгоритм действий, необходимых для ее подтверждения проблемы;
4) умение давать определения понятиям на основе практического опыта через указание, описание предметов и явлений;
5) умение классифицировать на основе простой группировки и систематизации объектов и явлений, выделяя существенные и несущественные признаки несложных предметов, явлений, событий и формулируя частичные обобщения;
Глава 2 Виртуальная экскурсия и ее возможности в формировании исследовательских умений у младших школьников
2.1 Виртуальная экскурсия и особенности ее применения на уроках в начальной школе
Экскурсия, как деятельностный способ обучения, дает возможность обучать детей, опираясь через их практический опыт.
Учебные экскурсии разделяются на следующие группы:
1. Производственные экскурсии. Они предназначены для знакомства с экономикой, организацией и особенностями местного производства.
2. Естественнонаучные экскурсии — это экскурсии, которые демонстрируют окружающий мир (поле, луг, речка, зоопарк).
3. Историко-литературные экскурсии.
4. Краеведческие экскурсии составляют четвертый вид. Цель подмеченной экскурсии ‒ изучение природы и истории родного края.
5. Комплексные экскурсии, охватывающие одновременно несколько предметов [16, с. 314].
Виртуальный тур помогает решить следующие проблемы:
1) Активизирует познавательную деятельность у студентов.
2) Увеличивает продуктивность уроков.
3) Пополняет набор образовательных ресурсов для организации воспитательной работы.
Все экскурсии относятся к общей системе воспитательной работы, поэтому следует внимательно следить за их созданием, планированием и организацией.
Несмотря на кажущуюся легкость показа виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом трудностей. Главная проблема - отсутствие школьной связи с Интернетом. Следующая проблема может быть небольшое количество компьютеров и компьютерных классов в школе. В этом случае на помощь преподавателю могут прийти интерактивные мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем с помощью специальных программ. Такие мультимедийные экскурсии также классифицируются как виртуальные, но для их организации нет необходимости оснащать офис интернетом. Достаточно иметь в школе компьютер и мультимедийный проектор [4, с. 82].
Виртуальные панорамные экскурсии могут сделать урок более интересным, продуманным, активным. Использование актуальных технологий на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к активному, в котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний студентами. Использование ИКТ в классе повышает позитивную мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что, реализуя исследовательскую деятельность, младший школьник на протяжении всего периода обучения в начальной школе совершенствует исследовательские умения. На каждом этапе школьного обучения эти умения имеют свои специфические характеристики и особенности. В процессе наблюдения и проведения опытов в природе, понимании прочитанного текста и мысленном диалоге с его автором, создании продукта труда, придумывании нового способа решения задачи, нахождении новой информации для проекта, аналогии между удаленными явлениями и признаками младший школьник проявляет исследовательскую позицию.
К подготовке и организации виртуальных экскурсий можно привлекать младших школьников и их родителей, которые могут подобрать видеофрагменты, фотографии по заданной теме. Ученики, проводя видеосъемку, делая фотоснимки, обрабатывая полученные данные, учатся работать с информацией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2) Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. – Москва : Высшая школа, 2014. – 240 с
3) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951
4) Бубнова Т.В. Виртуальная экскурсия как форма организации воспитательных мероприятий младших школьников: сб. метод. материалов / сост. Т.В. Бубнова. – Вологда: «Центр образования No 42», 2018. – С. 82.
5) Бугославская А. В., Дагаева О. В. Формирование исследовательских умений у младших школьников// ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Армянск, 2021. С. 87-90
6) Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.3. М., 1983.-236 с.
7) Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.
8) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019.
9) Маклаева Э.В., Федорова С.В. Организация продуктивной деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. No 2 (4). С. 16-20
10) Педагогика начального образования: учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2018.
11) Платунова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Молодой ученый. – 2017. – No 14. – С. 645–647.
12) Федорова С.В., Э.В. Маклаева. Способы организации рефлексивной деятельности младших школьников при выполнении учебных проектов// Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология: Сб. науч. трудов. Ялта, 2017.
13) Холлохова В. Г. Виртуальная экскурсия как средство развития мотивации учения у младших школьников//ЛУЧШАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СТАТЬЯ 2019. Сборник статей XXVI Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Том Часть 2. 2019. С. 215-218
14) Черницкий А. М. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь: от 7 до 10. — М.: Эксмо, 2018.
15) Чжу Фанлу. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте// ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2022. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 40-50
16) Щербатова Я. О. Виртуальные экскурсии в начальной школе//ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ - НОВЫЕ РЕШЕНИЯ. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2019. С. 314-316
17) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 36-40
18) Эльконин Д. Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе. «Вопросы психологии», 1960, No 5