Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы связана прежде всего с изменением целей обучения русскому
языку и появлением к результатам освоения младшими школьниками образовательной
программы принципиально новых требований, предусмотренных во ФГОС НОО по
данному предмету, а также с методическими достижениями ряда передовых учителей,
которые результатами своей профессиональной деятельности осуществляют постоянное
влияние на содержание, планирование и организацию уроков и внеурочной деятельности
в начальной школе, в частности, влияют на привычные формы и методы обучения
синтаксису русского языка младших школьников.
Проблема исследования состоит в важности и необходимости работы над
словосочетанием и предложением для решения задач развития мышления и связной речи,
для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения
синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными
уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом, для формирования
коммуникативной компетентности.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Синтаксис русского языка
Программа по русскому языку направлена на развитие речи учащихся, на повышение их
речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях,
словах, словосочетаниях помогают младшим школьникам в правильном образовании
предложений, в грамматически точном их использовании.
Главная направленность речи - это выражение и восприятие мысли, а мысль
формулируется в предложении, и от того, как построено предложение, зависит точность
передачи и адекватность восприятия информации. Суффиксы и окончания, служебные
слова, порядок слов и интонация - все это «работает» в предложении и обслуживает
внеязыковое содержание. Именно поэтому знакомство с синтаксисом важно с первых
шагов изучения родного языка.
40
Термин «синтаксис» в современной лингвистике применяется в двух значениях: 1)
синтаксический строй языка, который вместе с морфологическим строем составляет
грамматику языка и 2) раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, т.е.
синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Как нельзя сообщить учащимся все теоретические сведения, так невозможно
предусмотреть и все случаи речевых высказываний, чтобы научить учащихся правильно
строить их. Поэтому достижение целей, определенных программой, должно
осуществляться не любыми средствами, а преимущественно такими, которые побуждают
учащихся думать над словами, предложениями, вникать в связи между ними, улавливать
новые «смыслы», появляющиеся вследствие новых отношений, — средствами,
развивающими мышление и языковое чутье учащихся, способствующими формированию
интереса к изучению родного языка, любви к нему.
Наука о русском языке изучается только на уроках русского языка. Формирование же
навыков грамотного письма и усвоение норм литературной речи происходит и на других
уроках. Развитие речи и мышления школьников обеспечивается всей системой обучения в
школе.
Цели и задачи обучения русскому языку должны определять содержание школьного курса
русского языка и, в частности, синтаксиса.
В настоящее время развитие синтаксической теории характеризуется невиданным ранее
обилием систем и концепций с большим количеством перекрещивающихся вариаций,
дополняющих друг друга изучением разных сторон синтаксических единиц. Назовем
основные направления современного языкознания, которые дали интересные результаты
при углубленном, хотя и одностороннем исследовании синтаксического строя русского
языка: логико-грамматическое направление, конструктивный (структурный, статический)
синтаксис, коммуникативный (динамический) синтаксис, функциональный синтаксис,
семантический синтаксис, стилистический синтаксис (синтаксическая стилистика) и т.д.
1.2. Особенности усвоения грамматических понятий младшими школьниками
С первых дней обучения в школе младшие школьники изучают понятия на всех учебных
предметах, но особая сложность возникает именно с усвоением понятий в рамках
дисциплины «Русский язык». Языковые понятия представлены обобщенном виде, и чтобы
их усвоить учащиеся должны:
1) иметь необходимый и определенный уровень развития мышления, т.е. владеть
мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и
конкретизации;
2) осуществлять действия в рамках языкового материала (принцип, способы действий).
В процессе школьного обучения обучающийся переходит от донаучного мышления к
научному, т.е. у него изменяются не знания, а общая оперативная схема мышления,
другими словами ─ меняется один тип мышления на другой. Поэтому задача образования,
следовательно, и учителя не обучение тем или иным знаниям учащихся, а изменение
принципов мышления.
Обратимся к разработкам Т.Г. Рамзаевой, которая внесла большой вклад в методику
формирования грамматического понятия. Так, она выделила методические условия и
этапы формирования языкового понятия в начальной школе.
Грамматическое понятие формируется в процессе четырех этапов: 1) анализ языкового
материала для выделения существенных признаков понятия; 2) обобщение признаков,
установление связей между признаками понятия, соотнесение их между собой, введение
термина; 3) осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности
признаков и связей между ними; 4) конкретизация изучаемого грамматического понятия
на новом языковом материале. В процессе осуществления этапов реализуются следующие
методические условия: 1) осуществление активной умственной деятельности; 2) развитие
лингвистического отношения к языковым единицам; 3) осознание существенных и
41
несущественных признаков грамматического понятия; 4) введение нового понятия в
систему ранее изученных понятий .
Все перечисленные условия и этапы можно реализовать эффективно, если учитель будет
сознательно применять условия, выделенные П.Я. Гальпериным.
Прежде чем осуществить процесс формирования грамматического понятия учителю
необходимо спроектировать ориентировочную основу мыслительного и практического
действия, и понять, какие необходимо развивать желаемые свойства действия субъекта.
1.3. Проблема изучения синтаксических понятий в начальной школе
Новым в содержании обучения русскому языку в школе является и усиление внимания к
семантико стилистической и интонационной стороне синтаксических конструкций, что
позволяет преодолеть формализм в изучении синтаксических единиц, привлечь внимание
учащихся к синтаксической синонимии, способствует развитию речи и мышления,
языкового чутья учащихся. Большое значение в этом отношении имеет работа по
синтаксической стилистике, теоретическое и особенно практическое знакомство с
функциональными стилями русского языка. Изучение смысловых и стилистических
возможностей синтаксических конструкций позволяет связать изучение синтаксической
теории с развитием речи учащихся.
Верность традициям, осторожность в отборе нового, известный консерватизм сослужили
хорошую службу — синтаксическая теория школьных учебников оказалась в центре
внимания и способствовала развитию лингвометодики.
Введение ряда понятий («словосочетание», «начальная форма словосочетания»,
«грамматическое значение словосочетания и предложения» и др.), сохранение системы
членов предложения, внимание к семантико стилистическим оттенкам синтаксических
конструкций, актуализация работы над связным текстом и т.д. заставило лингвометодику
обратиться к таким вопросам, как различие между языковой и речевой семантикой; общее
и индивидуальное, общее и различное в значениях частей речи и членов предложения;
сходство и различие словосочетания и предложения; достоинства и недостатки системы
членов предложения; связь словосочетаний с членами предложения; классификация
сложных предложений; понятие «связной речи»; работа по связному тексту как важное
звено в работе над развитием речи учащихся и т.д.
Одной из тенденций развития современного языкознания являются поиски
синтаксических единиц более крупных, чем предложения. Число синтаксических единиц в
последнее время пополнилось выделением «текста» («сложного синтаксического целого»,
«связного текста», «цельного текста», «сверхфразового единства» и т.д.). Развитие
традиционного синтаксиса в лингвометодике связано с осмыслением нового, что вошло и
входит в практику преподавания русского языка, с осознанием необходимости
многоаспектного изучения языковых явлений, с желанием дать объемное представление
понятие о синтаксических единицах, включающее строение и семантико-стилистические
свойства их, показать их функционирование.
В примерной основной образовательной программе (начальная школа) можно выделить
следующие направления содержания раздела «Синтаксис», которым нужно научить
младших школьников.
1) Различать: (1) предложения, словосочетания; (2) предложения по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные) и по эмоциональной окраске
(интонации) (восклицательные и невосклицательные); (3) главные и второстепенные
члены предложения; (4) простые и сложные предложения.
2) Находить: (1) главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); (2) и
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами
и, а, но.
3) Устанавливать связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в
словосочетании и предложении.
42
4) Использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами .
Из обозначенного можно сделать вывод, что учащийся начальной школы научится
работать с синтаксическими понятиями, видеть механизм связи в синтаксические единицы
(словосочетания, предложения) при помощи смысловых вопросов. Здесь следует
заметить, что названный механизм - устанавливать связь способом постановки вопросов ─
не является точным для выделения признаков синтаксических единиц и их работы.
Данный способ не дает возможность осознанно усваивать синтаксические понятия, а
только формально действовать с ними.
1.4. Анализ программ
Для получения достоверной информацию и полноте изучения синтаксических понятий,
содержащихся в разделе «Синтаксис» в различных учебно-методических комплектахпо
русскому языку для начальной школы, мы провели сравнительный анализ УМК «Школа
2100» и УМК «Перспективная начальная школа». Сравнительный анализ заключался в
ознакомлении с содержанием УМК «Школа 2100» и УМК «Перспективная начальная
школа».
В результате проведенного сравнительного анализа мы можем сделать следующие
выводы:
Программа изучения раздела «Синтаксис» в 1 классе.
УМК «Школа 2100»
Вводятся такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно
писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить
предложения с правильной интонацией. После завершения курса обучения грамоте, дети
повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения
на письме.
УМК «Перспективная начальная школа»
Вводятся понятия слово, предложение, текст, дети учатся различать предложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания, как в устной, так и в
письменной речи (без применения терминологии), учатся оформлять предложение на
письме, составлять схемы (модели) предложения и текста.
Программа изучения раздела «Синтаксис» во 2 классе.
УМК «Школа 2100»
Дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает
законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к
слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и
восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и
пунктуационно оформлять предложения на письме; читать и произносить их с правильной
интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте
связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет
говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать
заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать
текст и его части.
Глава 2. Практические аспекты исследования
2.1. Упражнения для изучения однородных членов предложений в начальных классов
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для
выражения своих мыслей - одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных
классах школы. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его
социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться
предложением - значит развить у них умение делить поток речи на законченные
43
структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно
оформлять мысль, соединяя слова в предложения.
Изучение однородных членов предложения в начальной школе происходит в течение всех
лет обучения, начиная с первого класса.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к
числу важнейших синтаксических и речевых умений.
Запятая при перечислении в простейших случаях - это несколько подлежащих при одном
сказуемом (На колхозных полях зреют пшеница, рожь, ячмень, овес); несколько
сказуемых при одном подлежащем (Ученики в школе читают, пишут, считают, рисуют);
несколько второстепенных членов, относящихся к одному члену предложения и
выраженных существительными в одном и том же падеже (Ребята вырастили морковь,
репу, горох, капусту; Голоса птиц слышатся в садах, в лесах, в рощах).
Во всех этих случаях учащиеся руководствуются одним общим правилом: при
перечислении после каждого слова, кроме последнего, ставится запятая. Основной вид
упражнения - списывание с постановкой пропущенной запятой при перечислении.
Полезно также письмо под диктовку: учащиеся должны научиться на слух улавливать
интонацию перечисления. Вместе с тем они учатся и сами передавать интонацию
перечисления. С этой целью проводятся упражнения в чтении предложений с
перечислением, а также в составлении таких предложений самими учениками.
2.2. Конспекты уроков
Тема урока: Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их
графическом обозначении
Цель урока (для учителя): совершенствование умений в составлении графических схем
предложений
Задачи урока:
Образовательные: научить составлять графические схемы предложений
Развивающие: развивать умение составлять предложения; совершенствовать умения
самоанализа работы
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету
Планируемые результаты:
Предметные УУД:умение находить грамматическую основу предложения, графически её
обозначать, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: формировать действие самостоятельного выделения и
формулировки познавательной цели; формировать действие осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в устной форме; формировать действие осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в письменной форме (общеучебные УУД);
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с обучающимися,
умение договариваться, находить общее решение.
Регулятивные УУД: умение работать по предложенному плану; формировать действие
целеполагания, то есть действие по постановки учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
Заключение
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда
важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента
для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими
школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное
включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Владение синтаксической грамотностью имеет большое общекультурное значение,
является показателем уровня речевого развития человека. Для этого учитель русского
44
языка должен владеть методикой обучения синтаксическим умениям, а этому учит
методика синтаксиса.
Изучены лингвистические основы изучения синтаксиса. Для решения данной задачи мы
проанализировали литературу по данной теме и рассмотрели определение синтаксиса в
лингвистике, словосочетание в лингвистике, рассмотрели предложение как основную
единицу синтаксиса, описали классификацию предложений в русском языке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное издание / П.Я. Гальперин. – изд.4-
е. – М.: АСТ: КДУ, 2007 – 400 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Изданная Людвигом Боуманом. Перевод с нем. В.
Чижова. −М.: Типография Семенова, 1864. − 414 с.
3. Голенко, Ж.А. Текстообразующие функции однородных членов // Филологические
науки [Текст] / Ж.А. Голенко. - 2001. - №6. - С.82.
4. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст] / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2001. -
448с.
5. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст] / И.Б. Голуб. - М.: Рольф, 2003. -
432 с.
6. Громыко Н.В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной
практике: монография. − М.: Пушкинский институт, 2009. − 360 с.
7. Еремеева, А.П. Задачи изучения раздела "Предложения с однородными членами" в
VII классе [Текст] / А.П. Еремеева // РЯШ. - 1981. - №5. - С.23 - 28.
8. Еремеева, А.П. Изучение однородных членов предложения в VII классе [Текст] /
А.П. Еремеева // РЯШ. - 1973. - №5. - С.20 - 25.
9. Ефимов, А.И. Стилистика русского языка [Текст] / А.И. Ефимов. - М.:
Просвещение, 1969. - 262с.
10. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. − М.: Канон +, 1997. − 560 с.
(История философской мысли в памятниках).
11. Иконников, С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII - VIII классы): Пособие
для учителей [Текст] / С.Н. Иконников. - М.: Просвещение, 1979. - 224с.
12. Кучеренко, С.В. Русский язык.4 кл.: Поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой
"Русский язык.4 класс" [Текст] / С.В. Кучеренко. - Волгоград, 2002. - 112 с.
13. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. редактор В.Н. Ярцева. -
М., 2001. - 420 с.
14. Львов, М.Р. Методика развивающего обучения младших школьников: Пособие для
учителей [Текст] / М.Р. Львов. - М., 1985. - 215 с.
15. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов. - М., 1998. -
215 с.
16. Львов, М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в
начальной школе [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - М., 1987. - 358 с.
17. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизическое
рассуждение о сознании, символе, языке. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997, −
224 с.
18. Мартынова, Е. Где поставить запятую [Текст] / Е. Мартынова // Нач. школа. - №3. -
2002. - с.21.
19. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и
практикум для СПО / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. − 483 с.
20. Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителей [Текст] /
Под ред. Т.А. Ладыженской, 2-е изд. - М., 1991. - 325 с
21. Морозова, И.Д. Использование в речи конструкций с однородными членами
[Текст] / И.Д. Морозова // РЯШ. - 1966. - №5. - С.61 - 63.
45
22. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.53 000 слов [Текст] / Под общей ред.
проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., исправленное. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО
"Издательство "Мир и Образование", 2005. - 1200 с.
23. Подзорова С.В. К вопросу о формировании универсальных учебных действий в
процессе изучения орфографии в начальной школе // Современные проблемы
гуманитарных и естественных наук: матер. XXI международной научно-практической
конференции (24–25 декабря 2014 г., Москва. – М.: Изд-во Институт стратегических
исследований, 2014. – 316 с.
24. Подзорова С.В. Основные положения формирования универсальных учебных
действий младших школьников // Образование и наука: современные тренды:
коллективная монография / Гл. ред. О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интеркативплюс»,
2016. - 276 с.
25. Подзорова С.В. Проблема формирования универсальных учебных действий
младших школьников // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология.
Медицина. – М.: Изд. дом «Образование и наука». 2015. – №1-2. – С. 4-12.
26. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в период
обучения грамоте // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и
психологии детства: матер. всероссийской научно-практической конф. с международным
участием (17 –18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: НГПУ, 2014. – Часть 1. – 231 с.
27. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе
изучения раздела «Состав слова» в начальной школе // Смальта. - Новосибирск. 2015. –
№3. - С. 80─83.
28. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе
изучения графики в период обучения грамоте / Смальта. - Новосибирск − 2014. – №5 – С.
115−117.
29. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе
изучения раздела «Морфология» в начальной школе // Мастерство педагога и инновации в
образовании: матер. II Международной научно-практической конф. 15июля 2015 г. – М.:
Изд-во Институт стратегических исследований, 2015. - № 8(3) – 83 с.
30. Подзорова С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе
изучения раздела «Синтаксис» в начальной школе // Символ науки. - Уфа. 2015. ─ № 6. ─
С. 280-284.
31. Полякова, А.В. Русский язык.3 класс, часть 2. [Текст] / А.В. Полякова. - М.:
Просвещение, 2006. - 286 с.
32. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] / Д.Э. Розенталь. -
М., 1998 - 306 с.
33. Розенталь, Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов:
Пособие для учителей [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1985.
- 399 с.
34. Русская грамматика: Т.2. Синтаксис [Текст] / Под ред.Н.Ю. Шведовой. - М.: Наука,
1980. - 709 с.
35. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы [Текст] / Э.И. Борисоглебская,
В.П. Гурченкова, А.Е. Курбыко и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 1990. -
431 с.
36. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.Л. Касаткин,
Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред.Л. Л. Касаткина. - М.: Академия, 2001. - 636 с.
37. Рухленко, Н.М. Стилистические функции однородных членов предложения [Текст]
/Н.М. Рухленко // Русский язык 1 сентября. - 2004. - №47. - С.10 - 14.
38. Современный русский литературный язык: Учебник [Текст] / Под ред. П.А.
Леканта. - М.: Высшая школа, 1982. - 399 с.
39. Современный русский язык: Учебник [Текст] / Под ред.В.А. Белошапковой. - М.:
Дрофа, 1999. - 928 с.
46
40. Современный русский язык: Учебник [Текст] / Под ред.Е.М. Галкиной-Федорук. -
М.: Московский университет, 1958. - 516 с.
41. Соловейчик, М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка.4 класс [Текст] / М.С.
Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - М.: Просвещение, 2005. - 382 с
42. Ушакова Е.В. Оценочные средства для проверки коммуникативных универсальных
учебных действий младших школьников (на материале дисциплины «русский язык») //
Развитие человека в современном мире. – 2014. – №2. – С. 235-240.
43. Ушакова Е.В. Средства формирования УУД младших школьников
(метапредметные результаты) при работе с текстом на уроках русского языка //
Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства:
материалы научно-практического семинара / Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В.
Ушаковой. – Новосибирск: Изд-во: НГПУ, 2016. −264 с.
44. Чуглов, В.И. Изучение однородных членов в VIII классе [Текст] / В.И. Чуглов //
РЯШ. - 2005. - №3. - С. 19 - 24.