Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В нестабильных современных условиях мировой экономики актуален вопрос ее дальнейшего развития, в том числе и с технической точки зрения. В историческом обзоре отмечается, что появление технологических инноваций на рынке оказало положительное влияние на процесс, рассматриваемый в исследовании. Признание того, что инновации являются неотъемлемым источником экономического роста, обусловлено природой постиндустриальной экономической структуры, которая характеризуется снижением роли традиционных факторов производства в формировании конкурентного преимущества отдельных производителей, а также формированием качественно новой прогрессивной макроэкономической динамики. В этих условиях инновационная деятельность хозяйствующих субъектов приобретает особое значение.
В условиях современной рыночной экономики для повышения эффективности деятельности предприятия существует необходимость в постоянной модернизации продукта или услуги, которая достигается за счет внедрения инноваций. Внедрение инноваций в деятельность предприятия дает возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей роста объемов производства, улучшать конкурентоспособность продукта (услуги) и отстаивать его лидерские позиции на рынке. Правильная организация работы инновационных процессов предприятия получает конечный результат в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции и услуг. Независимо от позиции предприятия на рынке, без внедрения инноваций через определенный промежуток времени услуги этого предприятия рискуют стать неконкурентоспособными.
Степень разработанности темы исследования. Множество экономистов в разное время пытались дать определение и раскрыть сущность инновационной деятельности. Вопросы определения инновационной деятельности рассматривались многими выдающимися деятелями экономической науки. Среди них Й. Шумпетер, Б. Твисс, Б. Санто, К. Кристенсен, М. Рейнор, Ж.Ж. Ламбен, Г. Менш, С. Кузнец, П. Друкер, М. Портер, Ю.В. Яковец.
Цель исследования – изучить и проанализировать исследование системы управления инновациями в компании «ВТБ».
Задачи исследования:
1) изучить теоретико-методологические аспекты инноваций на предприятии;
2) выполнить характеристику корпоративной системы управления и роли инновационного менеджмента в компании;
3) выполнить анализ программы инновационного развития компании «ВТБ» как инструмента управления инновациями.
Объект исследования – компания «ВТБ».
Предмет исследования – исследование системы управления инновациями в компании.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты инноваций на предприятии
1.1. Понятие и роль инноваций в развитии предприятий
Благодаря интенсивному развитию и использованию современных информационных технологий экономическая, социально-политическая и духовная сферы общественной жизни претерпели качественные изменения, знаменующие вступление человечества в новый этап постиндустриального развития - информационное общество. "Глобальное информационное общество" - это новая социальная реальность, в которой информация играет ключевую роль. Информация становится одной из движущих сил общества и одним из важнейших ресурсов для функционирования современной экономики, что может повлиять на получение и увеличение прибыли организации.
Родоначальником теории инноваций считается Й. Шумпетер, который связывал инновационную деятельность, прежде всего с предпринимательством, т.е. со «стремлением изготовить новый или усовершенствовать продукт, метод производства, внедрить новую технологию или освоить новые рынки сбыта, получить новые источники и новые формы снабжения, а также оптимизировать процессы производства и труда». П. Друкер дает определение следующим образом: «инновационная деятельность — это особый инструмент, позволяющий предпринимателю использовать перемены и превращать их в новые возможности для, например, открытия нового бизнеса или оказания новых услуг». Главными 5 принципами успешной деятельности он называет «целенаправленность и систематичность инновационной деятельности», особо акцентируя внимание на важности «анализа существующих возможностей и обдумывания того, что можно назвать источниками инновационных возможностей».
П. Друкер подчеркивает, что «инновация — это, скорее, экономический, а не технологический термин и охватывает все составляющие предприятия, все его функции и виды деятельности». Б. Твисс включает в трактовку инновационной деятельности следующие направления - «техническая, производственная и маркетинговая деятельность, направленная на коммерческое использование нового (или улучшенного) продукта или первое коммерческое использование нового (или усовершенствованного) производственного процесса или оборудования». Отмечая необходимость постоянства этой деятельности предприятий, исследователь определяет ее цель как «приобретение экономического содержания изобретением или идеей» [4].
Слово "инновация" происходит от латинского "novatio", что означает "обновление" (или "изменение"). Инновацию можно рассматривать либо как реализованную продуктом или внедренную инновацию, либо как процесс, включающий в себя: инвестиции, разработку, процесс внедрения, следовательно, качественное улучшение, фиксированное приобретение дополнительной ценности (прибыль, прогресс, лидерство, приоритет, рассмотрим формирование конкурентных преимуществ предприятий под влиянием инновации и рост инновационных технологий в национальной экономике. Разработка в рамках информационно-коммуникационных технологий обеспечивает предприятиям конкурентные преимущества: автоматизацию производства, повышение производительности и безопасности труда, а также создание трехмерных сцен в режиме реального времени.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (Издание с Поправкой). М.: Стандартинформ, 2019. 47 с.
2. Абдрахманова Г. И., Бахтин П. Д., Гохберг Л. М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2017. Выпуск 5. 257 с
3. Борщ Л.М. Инновации предприятий: теоретико-методологический аспект // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2019. № 4. С. 45-57.
4. Городникова Н. В., Гохберг Л. М., Дитковский К. А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2018: Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 342 с.
5. Денисова, Я. В. Построение инновационной СМК и ее функционирование c использованием цифровой платформы / Я. В. Денисова, В. Ф. Сопин, А. А. Качмаржик // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2021. – Т. 83. – № 1(87). – С. 483-489
6. Зверева, Т. М. Необходимость обновления форм и методов управления в условиях использования инновационного менеджмента / Т. М. Зверева // Электронный научный журнал. – 2020. – № 1(30). – С. 67-70
7. Инновационный менеджмент в российском бизнесе / А.В. Борщева, М.С. Санталова, И. В. Соклакова, И. Л. Сурат. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 198 с.
8. Инновационный менеджмент как объект управления / Ю. И. Минина, К. Д. Шляпин, Д. А. Евдокимова, А. И. Горбачева // Вестник современных исследований. – 2020. – № 7-7(37). – С. 52-58.
9. Карпова И. Ф. Методологические подходы к комплексному анализу конкурентоспособности организации / Учет, анализ и аудит: новые задачи в обеспечении безопасности и ответственности перед бизнесом: Сборник научных статей по итогам VI международной межвузовской научно-практической конференции. М., 2020. С. 125–133.
10. Карпова, И. Ф. Анализ влияния инноваций на формирование конкурентных преимуществ предприятия / И. Ф. Карпова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – Т. 2. – № 2(110). – С. 34-37.
11. Кондратьев В. Б. Новый этап глобализации: особенности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 6. С. 5–17.
12. Кондратьева Н. Д. и др. Оценка показателей качества инновационных защитных покрытий/Международная научная конференция: «Стандартизация и техническое регулирование: современное состояние и перспективы развития» //Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. – 2020. – №. 6. – С. 158-166.
13. Коновалова, С. Н. Мотивация развития инновационной деятельности предприятий / С. Н. Коновалова // Управление инновационным развитием агропродовольственных систем на национальном и региональном уровнях : Материалы III Международной научно-практической конференции, Воронеж, 27–28 октября 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С. 137-141.
14. Корчагин, А. П. Управление инновационной деятельностью в дорожной отрасли / А. П. Корчагин, В. В. Соловьев, В. Г. Миллер // Вестник МИРБИС. – 2021. – № 4(28). – С. 78-90
15. Курпаяниди, К. И. Инновационная деятельность в ретроспективе экономической науки / К. И. Курпаяниди // Экономика. Бизнес. Финансы. – 2022. – № 7. – С. 3-11
16. Лебедева, С. Р. О некоторых аспектах современного инновационного менеджмента: вызовы, инструменты, методы / С. Р. Лебедева, Н. Н. Покутняя // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020): Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. – С. 86-94.
17. Медведева А.А. Методы эффективного внедрения инноваций в организацию // Технологии, образование, наука: стратегия прорыва: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 06 марта 2020 г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 53
18. Мурашова, А.П. Инновационный подход в управлении предприятием / А. П. Мурашова // Трибуна ученого. – 2020. – № 11. – С. 567-577.
19. Никонов А.А., Стельмашонок Е.В. Анализ внедрения современных цифровых технологий в финансовой сфере // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2018. № 4. С. 111-119
20. Симачев, Ю. Роль конкуренции в инновационной активности фирм в переходных экономиках / Ю. Симачев, А. Федюнина, В. Дубковская // Экономическая политика. – 2021. – Т. 16. – № 4. – С. 104-143
21. Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Федюнина А. А., Зайцев А. А., Юревич М. А. Производительность труда в несырьевых секторах российской экономики: факторы роста на уровне компаний // Вопросы экономики. 2021. № 3. С. 31-67
22. Соболева, О. Н. Оценка системы управления инновациями на предприятии / О. Н. Соболева, Л. С. Чеглакова // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Пенза, 10 июня 2022 года. Том 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 13-16
23. Соловьев Д.Б., Кузора С.С. Методика оценки инновационной деятельности посредством гибких алгоритмов // Инновации. 2019. № 6. С. 78-86
24. Соломатина Н. А., Славнецкова Л. В. Координационный центр кластерного развития как основа функционирования инновационной системы в условиях интеграции //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2017. – Т. 17. – №. 1. – С. 61-68.
25. Хуснутдинова, Л. Р. Управление инновациями на предприятии / Л. Р. Хуснутдинова, Э. Ф. Хузиева // Управление и экономика народного хозяйства России : сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–25 марта 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 401-403.
26. Цветков А. Н., Борейшо А. А. Качество менеджмента: опыт теоретического осмысления //Общество: политика, экономика, право. – 2018. – №. 10 (63). – С. 40-47.
27. Черняков, М.К. Управление инновационной деятельностью / М.К. Черняков, К.Ч. Акберов, Е.Н. Сарычева; под редакцией М.К. Чернякова. – Курск: Закрытое акционерное общество «Универ, 2020. – 104 с
28. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018. 285 с.
29. Afuah A. Innovation management-strategies, implementation, and profits. 2020.
30. Nambisan S., Lyytinen K., Majchrzak A., Song M. Digital Innovation Management: Reinventing innovation management research in a digital world // Mis Quarterly. 2017. V. 41. №. 1.