Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы и её актуальность. В мире наблюдается тенденция увеличения потребления аддиктивных товаров, расширения их спектра. Негативными эффектами их злоупотребления являются: отрицательное влияние на психическое здоровье человека, успеваемость в образовательных учреждениях, занятость и трудовой доход; сокращается продолжительность жизни, увеличивается распространение ВИЧ и других заболеваний, число самоубийств, дорожно-транспортных происшествий, травм, несчастных случаев, пожаров, насильственных преступлений. Разработка научной проблемы формирования человеческого капитала потребителей аддиктивных товаров приобретает все большую актуальность.
Степень изученности проблемы. В исследованиях и разработках известных ученых признанных наукой и практикой, таких как М. Фридман, Г. Беккер, Дж. Акерлоф, М. Спенс и Дж. Стиглиц, Д. Канеман и В. Смит, А. Дитон, Р. Талер уделено должное внимание аспектам аддиктивного потребительского поведения, которое строится на формировании вредных привычек.
Целью исследования является изучение основ потребительского выбора аддиктивных товаров.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
- изучены теоретические основы потребительского выбора аддиктивных товаров;
-проведено исследование рынков аддиктивных товаров;
- рассмотрено совершенствование регулирования рынка аддиктивных товаров.
Объектом исследования являются основы потребительского выбора аддиктивных товаров.
Предметом исследования являются аддиктивные товары.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам потребительского выбора.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения (общий объём 30 стр., 3 рисунка), списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи.
В первой главе «Теоретические основы потребительского выбора аддиктивных товаров» изучены теоретические подходы к определению теории поведения потребителей аддиктивных товаров в современной экономике, раскрыто социально-экономическое содержание понятия «аддиктивные товары».
Во второй главе «Исследование рынков аддиктивных товаров» исследована концепция аддиктивного потребительского поведения
В третьей главе «Развитие рынка аддиктивных товаров» рассмотрены преобразования в современной экономике России и их влияние на развитие рынка аддиктивных товаров.
В заключении сформулированы основные выводы.
1.Теоретические основы потребительского выбора аддиктивных товаров
1.1 Рынок потребителей аддиктивных товаров
Примеров аддиктивных товаров много. Обычно рассматриваются такие товары, как табачные изделия, алкоголь и запрещенные наркотики. Однако выводы экономических моделей аддикции верны не только для «вредного» потребления, но и для «позитивных» зависимостей — бег по утрам, музицирование, самообразование и т.д.
В последние годы в список кандидатов в аддиктивные товары были включены: технические устройства (телевизор, компьютер, мобильный телефон); витамины, стероиды, гормоны, травы, народные средства; соль, сахар и их производные; социальные сети, сайты знакомств т. п.; экстремальные виды спорта; престижные игры (интеллектуальные, спортивные); игра на бирже, носящая характер азартной, а не профессиональной обязанности; атрибуты фанатизма (религиозного, спортивного, музыкального и др.); товары удовлетворения расстройств половой идентификации и сексуального предпочтения; лекарственные средства.
Аддиктивные товары обладают различным потенциалом развивать у потребителя привыкание, причинять вред индивиду и обществу. Аддиктивность – это способность предмета вызывать привыкание и зависимость у потребителя. Аддиктивность, как и полезность, – понятие субъективное, количественная оценка которого затруднительна. Очевидно, что любой товар в той или иной степени обладает потенциалом аддиктивности, то есть может стать объектом зависимости.
Растущая вера в свободные рынки и минимальное государство делает необходимым включение в интеллектуальные политэкономические баталии исследований, которые посвящены особым рынкам – рынкам товаров, вызывающих патологическое привыкание и имеющих существенное влияние на социальную и экономическую жизнь общества.
Методы и инструменты государственного регулирования производства, обращения и потребления аддиктивных товаров в значительной степени зависят от сложившегося отношения общества и правительства к позитивным и негативным эффектам от функционирования их рынков. Уровень потребления и вклад аддиктивных товаров в экономику может зависеть от социально-экономического положения страны, региона, эталонным показателем учета которого является индекс человеческого развития (ИЧР). Материальное богатство не всегда является свидетельством высокого качества жизни. Расширение реальных свобод граждан, рост доходов, могут сопровождаться и ростом потребления аддиктивных товаров. Однако в странах с высоким уровнем социального и экономического развития выше осведомленность общества и правительства о негативных последствиях потребления аддиктивных товаров, что может быть в основе жестких мер по сокращению их физической и экономической доступности, а следовательно, снижения потребления.
В странах с низким уровнем развития население больше страдает от бедности, неграмотности, неадекватных условий для сохранения и укрепления здоровья, поэтому риски негативных последствий потребления аддиктивных товаров выше.
Признание взаимосвязи между потреблением видовых аддиктивных товаров и уровнем человеческого развития будет способствовать лучшему пониманию социальных и экономических факторов, влияющих на потребление аддиктивных товаров.
1.2 Экономическое поведение потребителей аддиктивных товаров
Основными концепциями институциональной и неоинституциональной методологии применимыми в сфере потребления аддиктивных товаров являются: демонстративное потребление Т. Веблена; отклонение от сложившихся в обществе потребительских практик Г. Зиммеля; выявление зависимости между явлениями моды и организацией народного хозяйства В. Зомбарта; трансакционных издержек Р. Коуза; ограниченная рациональность Г. Саймона; ограниченная рациональность принятия решений из-за неполной информации, эгоистических мотивов человеческого поведения Д. Норта, О. Уильямсона; стратегическое поведение индивидов в рамках установленных правил и теория общественного выбора Дж. Бьюкенена; теории покупательского спроса Х. Лейбенстайна (учет влияния окружения на потребительское поведение (эффекты присоединения к большинству, сноба, Веблена); технологии потребления К. Ланкастера; теория вкусов Г. Беккера и Дж. Стиглера; теория человеческого капитала Г. Беккера; теория неполной информации и оппортунистического поведения покупателей и продавцов Дж. Акерлофа, М. Спенса, Дж. Стиглица; теория перспектив Д. Канемана, А.Тверски, В. Смита; теория подталкивания Р. Талера; гипотеза «Homo Post-Soveticus» И. Розмаинского; принципы потребления на индивидуальном уровне А. Дитона.
С точки зрения экономической теории аддиктивные товары являются труднозаменяемыми товарами первой необходимости, предельная полезность которых увеличивается по мере роста их потребления в прошлом, с привыканием снижается эластичность спроса, потребление растет независимо от цены, спрос становится фактором дохода, предельная норма замещения любым другим товаром приближается к нулю, что сопровождается деградацией человеческого капитала и отрицательными экстернальными эффектами.
Экономическое поведение потребителей аддиктивных товаров имеет черты, которые необходимо учесть при государственном регулировании:
1. На рынках аддиктивных товаров оперируют потребители, спрос которых эластичен по цене и потребители с тяжелой зависимостью, спрос которых неэластичен. Эластичность спроса в долгосрочном периоде выше, чем в краткосрочном и снижается по мере привыкания.
2. Оценка полезности аддиктивных товаров положительная для индивида, но отрицательная для общества, поскольку порождает негативные эффекты.
3. В модели экономического поведения полностью зависимого потребителя полезность всех и любых экономических товаров, кроме объекта аддикции, равна нулевым значениям.
4. Разнообразные предпочтения потребителей изменяются в пользу аддиктивных товаров с развитием привыкания (однообразие предпочтений) и в пределах ограниченного промежутка времени стабильные.
5. С развитием привыкания усиливается безразличие аддикта к широкому спектру товаров, кроме объекта зависимости, и уровень потребления аддиктивных товаров утрачивает связь с бюджетным ограничением (ценами и доходом), поскольку дефицит покрывается доходами из криминальных источников.
6. Текущее потребление аддиктивных товаров зависит от прошлого опыта и от ожидаемого будущего.
7. В случае тяжелой аддикции следует учитывать внеэкономические причины изменения предпочтений, что актуализирует необходимость институционального подхода.
8. Аддиктивное потребительское поведение согласуется с моделью рационального максимизатора с точки зрения максимизации полезности, но утрата аддиктом чувства бюджетного сдерживания и игнорирование будущих последствий, делают его ограниченно рациональным.
9. Предельная полезность потребления аддиктивных товаров увеличивается по мере роста их потребления в прошлом.
Потребитель аддиктивных товаров находится в зависимости, когда потребление в предыдущем периоде увеличивает предельную полезность текущего потребления
1.3 Предложение и потребление на рынке аддиктивных товаров
С учетом потенциала аддиктивности товара, ценности, индивидуального и общественного эффекта от потребления аддиктивного товара можно осуществлять выбор государством и обществом объектов и методов регулирования, мониторинг их социально-экономической эффективности.
Рынок аддиктивных товаров – сфера экономических отношений между продавцами и покупателями, в рамках которой осуществляются сделки купли-продажи аддиктивных товаров. На родовых и видовых рынках аддиктивных товаров формируется определенный индивидуальный и совокупный спрос и соответствующее предложение; экономические агенты, вовлеченные в трансакции, рационально максимизируют собственные выгоды, а их поведение, институируется в нормах делового обычая. В трансакции рынков аддиктивных товаров вовлечено до 50 % всех участников товарного обмена, множество покупателей.
Рынки аддиктивных товаров, как и все другие, стремятся к равновесию. В экономической науке спрос на аддиктивные товары часто изучается как спрос на обычный потребительский товар. Действительно, на аддиктивных рынках можно выделить два типа покупателей: начинающего, который очень чувствителен к цене и может покинуть рынок при недоступной цене; зависимого, который готов пойти на преступление, чтобы купить товар по любой цене. Изучение поведения второго покупателя представляет особый
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203080001?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 08.12.2022)
Монографии:
2. Скоков, Р. Ю. Теория аддиктивного потребительского поведения : монография / Р. Ю. Скоков; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2021. – 157 с.
3. Экономическая теория рынков аддиктивных товаров [Текст] : монография / Р. Ю. Скоков ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2019. – 484 с.
Публикации периодической печати:
4. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учеб.-метод. пособие / А. В. Гоголева. – 2-е изд., стер. – М. : Моск. психол.- соц. ин-т. – Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2020. – 240 с
5. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / отв. ред. Д. А. Халтурина, А. В. Коротаев. – М. : ЛЕНАНД, 2018. – 376 с
6. Антипина О.Н., Кривицкая А.Д.Оценка влияния макроэкономических показателей на уровень счастья // Журнал экономической теории.2020.Т.17.№ 4 .С.760-769.
7. Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Гиноян А.Б., Улумбекова Г.Э. Опыт развитых стран в области антиалкогольной политики // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6. № 1. С. 44–57. URL: https://doi.org/10.24411/2411-8621-2020-11004
8. Левин М. И., Фенько А. Б. Tеории аддиктивного поведения // Финансы и бизнес. 2008. № 2.
9. Решетникова Е.Г. Региональная дифференциация уровня жизни: вызовы времени // Проблемы развития территории. 2021. Т.25. № 1.С.108-122.
10. Скоков, Р. Ю. Анализ спроса и предложения на рынках аддиктивных товаров / Р. Ю. Скоков, О. В. Иншаков // Экономический анализ:теория и практика. – 2019. – № 34 (289). – С. 8–18.
11. Скоков, Р. Ю. Введение в теорию рынков «аддиктивных благ» / Р. Ю. Скоков // Современная экономика: проблемы и решения». – 2019. – № 5 (41). – С. 13–20.
12. Скоков, Р. Ю. К теории рынков «аддиктивных благ» / Р. Ю. Скоков // Вестник финансового университета. – 2020. – № 5 (77). – С. 115–124.
13. Скоков, Р. Ю. Институциональная природа анормальной экономической деятельности на рынках аддиктивных товаров / Р. Ю. Скоков // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – № 27 (330). – С. 23–32.
14. Скоков, Р. Ю. Монополия и конкуренция на рынках аддиктивных благ/ Р. Ю. Скоков // Развитие экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференция (г. Воронеж, 8 декабря 2020 г.). – Воронеж: ООО «Ареал», 2020. – №2. – С. 15-17.
15. Скоков, Р. Ю. Этика эффективности на рынках аддиктивных товаров / Р. Ю. Скоков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.3. Экономика. Экология. – 2021. – №1 (20). – С. 179–186
16. Скоков, Р.Ю. Регистрация состояния рынков аддиктивных благ / Р.Ю. Скоков // Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – № 36 (435). – С. 38–49.
17. Скоков, Р.Ю. Сценарный подход в государственном регулировании рынков аддиктивных благ / Р.Ю. Скоков // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3. Экон. Экол. – 2019. – № 4 (33). – С. 18–27.
18. Скоков, Р.Ю. Теория благ и рынки аддиктивных товаров / Р.Ю. Скоков // Журнал экономической теории. – 2019. – №1. – С. 58–71
Ресурсы Интернета:
19. Гатаулина, Г. Энергетические напитки. Польза и вред энергетических напитков. Состав и влияние энергетических напитков на организм / Г. Гатаулина. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.inflora.ru/diet/diet186.html (дата обращения: 03.12.2022)
20. Даренский, И. Д. Аддиктология как научная дисциплина и область практической деятельности / И. Д. Даренский. – Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: http://www.kastrubin.ru/index1.php?id=130&pid=36 (дата обращения: 08.12.2022)
21. Табачные гиганты обещают «мир без курения». Как это будет в России. URL: https://ria.ru/20200221/1565025641.html (дата обращения: 08.12.2022)
22. BELUGA GROUP. Вкус к хорошим напиткам. URL: https://belugagroup.ru/upload/documents/BELUGA_initiation_20200416_RUS.pdf. (дата обращения: 08.12.2022)
23. Данные о доходах от наркобизнеса. Справка. URL: https://ria.ru /20110829/426373328.html. (дата обращения: 08.12.2022)
24. Мировой рынок азартных игр и российские достижения. URL: https://vseloterei.livejournal.com/185908.html. (дата обращения: 08.12.2022)
25. Табак. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/tobacco (дата обращения: 08.12.2022)
26. Какова статистика смертности от алкоголя? URL: https://yandex.ru /q/question/health/kakova_statistika_smertnosti_ot_alkogolia_832e591e/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard&answer_id=1c949b4e-37f2-4227-8c7a-776bf797bec5#1c949b4e-37f2-4227-8c7a-776bf797bec5. (дата обращения: 08.12.2022)
27. Число жертв табака и алкоголя превышает мировую смертность от наркотиков. URL: https://www.mk.ru/social/2018/11/23/chislo-zhertv-tabaka-ialkogolya-prevyshaet-mirovuyu-smertnost-ot-narkotikov.html. (дата обращения: 08.12.2022)