Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Успех и решение учебных и воспитательных задач на уроках русского языка и литературы в значительной мере определяются интересом к предмету. Интересная работа облегчает её выполнение, учит лучше работать, лучше воспитывает сознательное отношение к труду.
Если учащиеся любят русский язык и литературу, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков. Перед школой поставлена важная задача – обучить компетентного человека, который смог бы интересно мыслить, находить ответы на трудные жизненные вопросы, ведь мир бесконечно меняется.
Особая роль в обучении подрастающего поколения отводится учителю, который становится для детей образцом примера и подражания. Нынешние ученики в корне отличаются от прошлого поколения, теперь дети видят в учителе большого помощника в поисках знаний.
В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.
«Ученье есть труд и должен быть трудом, полным мысли», – писал К.Д. Ушинский. Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения учащимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности учащихся в работе.
Одна из основных задач учителя – воспитание всесторонне развитой творческой личности. Для этого педагогу необходимо уметь применять различные подходы, методы и технологии. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Сущность её заключается в том, что создаются специальные условия, в которых обучающимся трудно выполнить поставленную задачу известными способами. Такие условия должны вызвать у ученика сознательную потребность в получении нового знания путём творческой деятельности, что будет способствовать развитию интереса к обучению, активизации познавательной деятельности.
Глава 1. Психолого-педагогические основы активизации деятельности школьников через проблемные ситуации
1.1. Понятие об активизации деятельности обучающихся
Активизация познавательной деятельности учеников – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
Введение новой образовательной модели, пропагандируемой в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, утверждает выдвинутый ранее переход от знаниевой составляющей к составляющей операциональной: важность знаний базируется не в них самих, а в способности человека применять эти знания в практической деятельности.
В то же время необходимость выражения теоретических знаний в различных практических аспектах определяется познавательной деятельностью, которая сопровождает все виды деятельности обучающегося.
Согласно педагогическому словарю термин «деятельность» имеет следующее определение: «форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача». А. Н. Леонтьев подчеркивает, что, как правило, деятельность характеризуется наличием целевой установки, мотивом, способами решения проблемы, необходимыми условиями для достижения желаемого результата, непосредственно результатом [14, с. 34].
Т. А. Ильина понимает под познавательной деятельностью «сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками» [10, с. 85].
Для Г. М. Лебедева «познавательная деятельность заключается в чем-то инициативном, действенном отношении обучающихся к усвоению знаний, а также проявлении интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [13, с. 62].
Многие исследователи рассматривают проблему познавательной деятельности сквозь призму познавательного интереса, называя его основой формирования отношения обучающегося к процессу обучению.
Так, по утверждению Г. И. Щукиной «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы, которое выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности» [30].
1.2. Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности
Вопросами использования проблемных ситуаций в образовательном процессе занимаются М.И. Махмутов [17], дающий толкование понятию «проблемная ситуация», А.М. Матюшкин [16], который приводит классификацию всех видов проблемных ситуаций, Т.С. Панина [22] определяет условия создания проблемных ситуаций и др.
Рассмотрим понятие «проблемное обучение». Мельникова Е.Л. даёт следующее определение: «Проблемное обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога» [20]. Мельникова Е.Л. называет технологию проблемного обучения «проблемно-диалогическим обучением».
Известный польский педагог и психолог Оконь В. был одним из первых, кто разрабатывал теорию проблемного обучения. В своём определении он делает акцент на описание процессуальной стороны проблемного типа обучения и не уделяет внимания вопросу целевой направленности, не говоря о том, решению каких задач оно призвано служить: «Проблемное обучение - совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем (постепенно к этому приобщаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» [21].
Проблемная ситуация порождается учебной, которая включает две группы элементов: данные (известные) и новые (неизвестные) элементы. Задача учителя, использующего в своей практике создание проблемных ситуаций, заключается не в формировании безошибочного мышления у обучающихся, а в выработке навыков мышления у учеников. На таких уроках педагог сначала использует диалог, который должен помочь обучающимся определить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока или вопрос для исследования.
Затем, с помощью того же диалога, учитель организует поиск решения поставленной проблемы. Это является, в свою очередь, открытием нового знания.
По мнению А. М. Матюшкина, для создания проблемной ситуации в обучении «нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретическое задание, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [16, с. 32].
Итак, мы можем сказать, что проблемной можно назвать ту ситуацию, когда обучающийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения.
На выбор типа ситуации влияет содержание учебного материала.
Анализ литературы позволил выявить типы проблемных ситуаций. В наше время имеется много классификаций проблемных ситуаций. Проблемные ситуации обычно классифицируются по различным критериям: по области научных знаний или учебной дисциплине; по направленности на поиск недостающего нового; по уровню проблемности; по типу и характеру содержательной стороны противоречий. Возможны три достаточно общих типа проблемных ситуаций:
1. Усваиваемым неизвестным является цель (это теоретическая ситуация).
2. Усваиваемое неизвестное составляет способ действия (формирование у обучающихся достаточно сложных способов выполнения тех или иных действий).
3. Усваиваемое в новых условиях действия (формирование навыков на различных этапах тренировки усвоенного действия).
Также мы согласны с классификацией М. И. Махмутова, который делит проблемные ситуации на четыре типа по характеру содержательной стороны противоречий, что на наш взгляд является общим для всех учебных предметов:
1. Недостаточность прежних знаний обучающихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи.
2. Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях.
3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования [18].
Глава 2. Практические аспекты активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка
2.1. Использование проблемных ситуаций в изучении русского языка на этапе основного обучения
Важной задачей, стоящей перед учителем русского языка, является осмысление влияния технологии проблемного обучения на развитие познавательной деятельности учащихся средних классов с целью применения проблемного метода при изучении раздела «Морфология. Орфография. Культура речи» в средней школе.
Актуальность поставленной проблемы не вызывает сомнений применительно к изучению всех языковых разделов. Урок, не включающий в свою структуру проблемные ситуации, малоэффективен, влечет понижение качества знаний учащихся, и, как следствие, осложняет дальнейшую подготовку к самостоятельным, контрольным, проверочным и диагностическим работам.
В ходе исследования была проведена работа по определению проблемных ситуаций и рассмотрению целесообразности применения приёмов технологии проблемного обучения на уроках разных типов.
При проблемном обучении учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок.
2.2. Приемы создание проблемных ситуаций при изучении неопределенной формы глагола в 5 классе
Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия.
Покажем создание проблемных ситуаций при изучении неопределенной формы глагола и приемы выхода из них.
Приступая к изучению данной темы, учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение. Затем он читает стихотворение, а учащимся ставит задачу обратить внимание на использованные в этом стихотворении глаголы.
Рассказ ветеранам
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Не имел, ребята, права
Я замерзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву...
Я веду сегодня речь
Вот о чем, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!
В. Степанов
- Какие глаголы встретились в этом стихотворении? (Ответы детей.)
- Прочитаем стихотворение хором.
- Какие глаголы встретились вам в первых трех строках? (Ходил, горел, имел.)
- Поставьте к ним вопросы? (Что делал?)
- Какие глаголы употреблены в остальной части стихотворения?
(Замерзнуть, утонуть, отдать, был, прийти, растить, косить, веду, беречь.)
- К какому из этих глаголов можно поставить вопрос: «Что делал?» (Был.)
- К какому из глаголов можно поставить вопрос: «Что делаю?» (Веду.)
- А сейчас поставьте, пожалуйста, вопросы к остальным глаголам.
(Ученики ставят вопросы Что делать?)
- Запишите эти слова в своих тетрадях и поставьте вопросы к ним.
- Можете ли вы сказать, в какой форме стоят эти глаголы? (Ученики затрудняются ответить, т. к. тема урока специально не объявлялась.)
Учитель предлагает самостоятельно прочитать правило и ответить на данный вопрос.
Познакомившись с правилом, учащиеся сообщают, что такие глаголы стоят в неопределенной форме.
- Как такая форма глаголов еще может называться?
Учащиеся не могут ответить на вопрос, поэтому учитель отсылает их к правилу.
Они читают правило и отвечают, что неопределенная форма глагола еще называется начальной.
Учитель вывешивает таблицу, часть которой закрыта, а часть имеет следующее содержание:
Неопределенная форма
(начальная форма, инфинитив)
Что делать? Что сделать?
- Посмотрите внимательно на таблицу и найдите еще одно название неопределенной формы. (Инфинитив.)
- Верно. Неопределенную форму глагола еще можно назвать инфинитивом.
- Определите время глаголов. (Ученики затрудняются ответить.)
- В чем возникло затруднение? (У этих глаголов невозможно определить время!)
- Попробуйте определить число этих глаголов. (Ученики вновь затрудняются с ответом.)
- Чем вызвано ваше затруднение? (У этих глаголов невозможно определить и число!)
- Так это или нет, вы сможете сказать, если прочитаете правило. Кроме того, обратите внимание на то, о чем мы еще не говорили.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арсий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка / А. Т. Арсий. – М. : Просвещение, 1967. – Ч. 2.
2. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности умения школьников. Ростов н/Д : Просвещение, 1991. 365 с.
3. Балашова, Т. Ю. Творческий диктант на уроках развития речи / Т. Ю. Балашова. – Русский язык в школе. – 1998. – № 7. – С. 17–21.
4. Беглова Т. В., Битянова, М. Р. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования. М. : Издат. дом Федорова, 2010. 116 с.
5. Белошистая А. В., Левитес В. В. Задания для развития логического мышления – 1 класс. М. : Дрофа, 2008. 64 с.
6. Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. – М., 2000.
7. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе : Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011. 72 с.
8. Гриценко, Р. М. Умникам и умницам: олимпиады, викторины, конкурсы по русскому языку / Р. М. Гриценко. – Краснодар : Традиция, 2013.
9. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении : Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунов. 2-е изд. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2010. 288 с.
10. Ильина, Т. А. Педагогика : Курс лекций / Т. А. Ильина. – М. : Просвещение, 1984. – с. 85
11. Индивидуализация познавательной деятельности школьников : концепции, проблемы, перспективы : сборник научных трудов / под. ред. Н. Н. Притыко. – Москва : Спутник+, 2010
12. Королева, М. А. Говорим по-русски правильно / М. А. Королева. – М. : ИИК «Российская газета», 2007.
13. Лебедев, О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся, /О. Е. Лебедев.: – Ленинград. 1973. – с. 62
14. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа плюс ДО и После. 2001. № 1. С. 3–6.
15. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. : ДиректМедиа, 2008. 392 с.
16. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – Москва. – 1972
17. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М. : Просвещение, 1989. 296 с.
18. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М. : Педагогика, 1990. 303 с.
19. Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М. : АНК и ПРО, 2002. 168 с.
20. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 21000. Образовательная программа и пути её реализации. – М.: Баласс, 1999.
21. Оконь, В. Основы проблемного обучения. – М., 1968. 208 c.
22. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2013
23. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение / что это? / Н. Ю. Пахомова // Методист. – 2004. – № 1.
24. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2010. 82 с.
25. Редозубов, С. П. Методика преподавания русского языка / С. П. Редозубов, Н. С. Поздняков. – М., 1952.
26. Русский язык. 6 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений; в 2 ч. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова (и др.); науч. ред. Н. М. Шанский. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013.
27. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова (и др.) – М. : Просвещение, 2012.
28. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980. 30 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010. 16 с.
30. Шилова, О. Н. Развитие познавательного интереса к предмету через дифференцированный подход в обучении / О. Н. Шилова. – Текст : непосредственный // Труды Дальневосточного политехнического института им. В.В. Куйбышева. – 2001. – № 129. – С. 76-80