Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обуславливается тем, что современная система
образования предъявляет повышенные требования к личности педагога как к
субъекту образовательного процесса и к уровню его профессионализма.
Изменения и инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют
от среднего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на
подготовку специалистов - будущих педагогов. Для решения этой проблемы
необходимо изучение личности педагога - профессионала и психологических
закономерностей превращения студента в профессионала.
3
Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета,
который имеет педагог. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то
способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.
Глава 1. Педагог как субъект профессиональной деятельности
1.1. Сущность педагогической деятельности
Современная российская система образования ориентирована на развитие
открытого, непрерывного, демократического и гуманистического
образования: приоритет воспитания школьников; качественные показатели и
результаты образовательной деятельности педагога, образовательного
учреждения как государственно общественного. [16, с. 48]
Педагогическая деятельность – это работа, цель которой заключается в
передаче своего накопленного опыта, культурных ценностей от старших
поколений младшим, обеспечение благоприятных условий для их роста и
развития, подготавливает к исполнению, в будущем, определенных
социальных ролей. Педагогическая деятельность бывает:
- не профессиональная, например, родители или другие родственники
воспитывают ребенка.
-профессиональная, которая осуществляется квалифицированными
педагогами и воспитателями в учебных учреждениях (детских дошкольных
учреждениях, школах, ПТУ и других).
Функции педагогической деятельности:
-обучение,
-развитие,
-психологическая подготовка.
Субъекты педагогической деятельности — это люди и группы людей,
которые ее осуществляют. Это могут быть:
-Общество, в котором происходит педагогическое воздействие на человека.
Например, государство, национальная диаспора.
4
-Группа людей, внутри которой происходит педагогический процесс.
Например, классный коллектив.
-Педагог – человек, который организует и руководит педагогической
деятельностью.
Кратко, структура педагогической деятельности состоит из разных, но тесно
связанных между собой, видов деятельности:
-Конструктивной;
-Организаторской;
-Коммуникативной;
-Проектировочной.
Конструктивная деятельность подразделяется: [14, с. 101]
-на конструктивно-содержательную (отбор материала и планирование
учебно-воспитательного процесса);
-на конструктивно-оперативную (планируются действия педагога и
учащихся);
-на конструктивно-материальную (планируется создание необходимой
материально-технической базы, обеспечение оборудованием и другими
средствами обучения).
1.2. Профессиональный рост и личностные качества педагога
Описание феномена профессионального роста педагога необходимо начать с
определения сущности понятия «рост» как категории философии,
психологии и педагогики.
В общенаучном плане рост понимается как постепенное прогрессивное
увеличение. В биологии - увеличение массы и линейных размеров
индивидуума (особи) и его отдельных органов за счет увеличения числа и
массы клеток, а также неклеточных преобразований в результате
преобладания процесса анаболизма над процессами катаболизма. В
психологии - это естественное разворачивание того, что в живом организме
5
заложено как его потенциал; процесс количественных изменений в ходе
совершенствования той или иной психической функции. [19, с. 147]
Таким образом, категории рост и развитие находятся в диалектической
взаимосвязи, где рост может рассматриваться как изменение структуры
(внутренне изменение) и или количественный рост (внешнее изменение),
являющейся формой проявления процесса развития.
В связи с этим, важно отметить, что данное понятие характеризует
внутренние (реализация потенциала) и внешние (увеличение количества или
свойств) изменения, происходящие под воздействием внешних и внутренних
факторов.
Понятие «профессиональный рост» в самом общем плане является научной
категорией, входящей проблемное поле профессионализма. Можно
придерживаться позиций концепции профессионального развития личности,
в соответствии с которой профессионализм - это совокупность
психологических, психических и личностных изменений, происходящих в
человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности,
обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения
сложных профессиональных задач в новых условиях. [21, с. 139]
Таким образом, в контексте современных концепций профессионализма -
профессиональный рост направлен на изменение личностного стиля,
профессионального мировоззрения и профессиональной культуры
профессионала.
Обращаясь к анализу встречающихся в научных исследованиях подходов к
понятию «профессиональный рост педагога», можно констатировать
отсутствие единого взгляда на данную категорию. Для понимания всех
аспектов в понимании данного понятия целесообразно обратиться к мнению
авторов, изучавших данный процесс.
М. М. Поташник рассматривает «профессиональный рост педагога» как цель
и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности,
6
позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать
свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению,
воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников.
[17, с. 36]
1.3. Требования к индивидуальным качествам педагога
Анализируя процесс профессионального становления личности, Е. Ф. Зеер
ведущим фактором данного процесса считает систему объективных
требований к ней (личности), детерминированных профессиональной
деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства
и качества. [8, с. 33]
Наличие гуманистической среды в общеобразовательной организации как
фактора профессионального развития обозначено в исследованиях Н. В.
Пановой, которая подчеркивает, что «создание в образовательных
учреждениях принципиально новой, гуманистической, психотерапевтической
среды, призванной оптимизировать взаимодействие личности и социума,
обеспечить их наиболее эффективное развитие». [16, с. 48]
Наряду с гуманистической средой организации отдельное внимание
исследователи уделяют характеру взаимоотношений, складывающихся в
системе общения и деятельности с воспитанниками. Фактором,
определяющим процесс профессионального развития, и даже определяющим
выбор профессии педагога, является профессиональный идеал учителя
(педагога-воспитателя). Как отмечает К. М. Левитан, противоречие между
идеалом человека и его реальным положением в мире является движущей
силой развития и совершенствования его личности. [12, с. 43]
В отличие от воспитания, природа преподавания имеет более логичный
характер. Как правило, оно производится в специально организованных
пространственных и временных рамках. Поддается преподавание (обучение)
и планированию, алгоритмизации и проработке. Оно имеет четкие цели и
7
соответствующие им задачи, а также определенные критерии оценки их
достижения. Однако первичной в педагогической деятельности является
именно воспитательная работа, в связи, с чем при подготовке педагогов
необходима забота о формировании у них готовности к грамотной
организации воспитательного и учебного процессов в совокупности с
предметными знаниями.
Глава 2. Анализ профессиональной позиции педагога
2.1. Организация и методики исследования
Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она
предполагает собой сохранение и передачу культуры как опыта
деятельности. Не секрет что педагогическая деятельность сопровождается
сильным эмоциональным напряжением, в связи, с чем снижается
работоспособность, ухудшается самочувствие вплоть до соматических и
нервно-психических болезней, ослабляется устойчивость психических
функций, нарушается психологическая адаптивность, что влияет на личность
педагога. [9, с. 40]
Педагогическая деятельность имеет специфический ряд особенностей, а так
же осложнена разными негативными факторами, одним из которых является
синдром «эмоционального выгорания». [7, с. 8]
Исследования личности педагогов проводились в соответствии с
поставленной целью и ранее обозначенными задачами.
Испытуемыми стали 20 педагогов женского пола государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения города Санкт - Петербурга
«Школа № 579». У 100% респондентов высшее образование.
В группе респонденты имеют: I квалификационную категорию – 5% (1
человек), II квалификационную категорию – 25% (5 человек), высшую
категорию – 45% (9 человек), ученую степень кандидата наук – 15% (3
человека), ученую степень доктора наук – 10% (2 человека).
8
2.2. Анализ и обсуждение результатов педагогической позиции личности
педагога
Рассмотрим исследование стилей педагогического общения по методике
Фетискина Н.Г, Козлова В.В, Мануйлова Г.М.
Анализ результатов позволил выявить стойкую склонность у большинства
респондентов к стилю активного взаимодействия «Союз» 75% (15 человек),
15% (3 человека) респондентов используют неконтактный стиль общения
«Китайская стена», 10% (2 человека) респондентов используют
авторитарный стиль «Я – сам (а)».
Выводы. Большинство респондентов используют стиль активного
взаимодействия, который, несомненно, благоприятно влияет на успешность
педагогической деятельности. Полученные результаты говорят о том, что у
превалирующей части респондентов хорошо развиты коммуникативные
способности, являющиеся одними из основных профессионально значимых
качеств преподавателя.
Далее рассмотрим исследование коммуникативных и организаторских
склонностей (КОС-2) по методике Фетискина Н.Г, Козлова В.В, Мануйлова
Г.М.
Анализ результатов исследования показал, что 60% респондентов (12
человек) имеют высокий уровень коммуникативных склонностей.
Респонденты с таким уровнем коммуникативных способностей не теряются в
новой обстановке, быстро находят друзей, способны к взаимопомощи.
Средний уровень коммуникативных способностей выявлен у 35% (7 человек)
респондентов, им свойственно отстаивать свое мнение, стремление к
контактам с людьми. Низкий уровень коммуникативных склонностей
обнаружен у 5% (1 человек) респондентов.
Так же анализ результатов позволил определить, что 50% (10 человек)
респондентов присущ высокий уровень организаторских склонностей. Такие
9
люди способны принимать решения в трудных ситуациях, проявляют
инициативу.
2.3. Роль курсов повышения квалификации в профессиональном росте
педагога
От качества образования во многом зависит успешность не только
отдельного человека, но и всего государства. Прежде всего, качество
образования зависит от носителя знаний. В качестве таковых в
образовательной системе выступает педагогический состав, и повышение
квалификации является фактором развития и повышения качества системы
общего образования. [21, с. 13]
Педагог должен стремиться к переменам, порождать их, принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность, чтобы повышая
свой профессиональный уровень, помнить: обучение-это процесс,
продолжающийся всю жизнь. Совершенствование качества обучения и
воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. И
факт, что этот уровень должен постоянно расти.
От педагогов требуется систематические занятия проектной деятельностью,
умения разрабатывать новые подходы к содержанию образования, используя
новейшие педагогические технологии. Участвуя в школьных и
муниципальных конкурсах профессионального мастерства, очных и
дистанционных курсах повышения квалификации педагоги повышают свой
уровень компетентности и профессионального образования.
Но и в этом случае эффективность различных курсов повышения
квалификации, семинаров, конференций будет невелика без процесса
самообразования. Как показывает практика, большую роль в развитии
профессионализма играет самообразование. Самообразование – есть
потребность творческого и ответственного человека любой профессии. Это
10
возможность получения квалифицированной помощи от опытных коллег, от
обмена опытом. [20, с. 149]
Необходимость самосовершенствования должна стать для педагога
ежедневной потребностью. Для обучения, воспитания и развития ребенка
ему необходимо знать педагогические и психологические основы обучения,
быть всесторонне информированным и профессионально компетентным.
В декабре 2011 г. была принята Стратегия инновационного развития
Российской Федерации на период до 2020 года, которая разработана в
соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научнотехнической политике» от 23.08.1996 № 127- ФЗ (последняя редакция от
21.07.2011 № 254-ФЗ). Основной задачей данной Стратегии является
становление кадрового потенциала в научной, образовательной и
инновационной сфере.
Решение этой задачи предполагает в первую очередь создание эффективных
стимулов, как материальных, так и моральных, для набора наиболее
квалифицированных специалистов, творческой молодежи. В рамках
Стратегии инновационного развития еще одной задачей признается создание
необходимых условий для формирования у граждан способности и
мотивации к непрерывному образованию, систематическому
совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной
мобильности, стремлению к новому.
Заключение
Итак, сделаем выводы. Для решения первой задачи - сущность
педагогической деятельности, было выявлено, что профессиональная
направленность педагогической деятельности неразрывно связана с
образовательными учреждениями начального, среднего или высшего уровня,
такими как: дошкольные заведения, школы, профессионально-технические
училища, средние специальные и высшие учебные заведения, а также
11
учреждения дополнительного образования, повышения квалификации или
переподготовки.
Педагогическая деятельность – это работа, цель которой заключается в
передаче своего накопленного опыта, культурных ценностей от старших
поколений младшим, обеспечение благоприятных условий для их роста и
развития, подготавливает к исполнению, в будущем, определенных
социальных ролей.
При решении второй задачи - профессиональный рост и личностные качества
педагога мы пришли к пониманию важности и приоритетности процесса
воспитания в системе образования России является не только
законодательной нормой, оно является отражением педагогического
менталитета, проявления которого мы видим в работах педагогов практиков,
ученых, политических деятелей.