Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена требованиями современного Федерального государственного учебного стандарта по русскому (родному) языку для начального образовательного учреждения, который ориентирован на коммуникативно-деятельностную направленность учебного процесса. Рус-ский (родной) язык неразрывно связан со всеми предметами базовый обра-зовательного учреждения, что влияет на качество их усвоения, а в дальней-шем и на качество овладения профессиональными навыками. Мы считаем, что освоение русского (родного) языка должно быть одним из приоритетов школьного преподавания. Как известно, за последние двадцать лет качество владения учащимися русским (родным) языком неуклонно снижается. С од-ной стороны, этот факт можно объяснить все возрастающим объемом теоре-тической информации по школьным предметам и нехваткой времени на ее усвоение. С другой стороны, современные образовательные системы ориен-тируют школьников на чрезмерно углубленное освоение иностранных язы-ков [1]. Поэтому считаем необходимым внедрение иных подходов к методи-ческому оснащению учебного процесса в сфере русского (родного) языка.
Объектом исследования является блочная программа обучения. Пред-метом исследования является подача материала по русскому языку.
Целью исследования является анализ практических аспектов примене-ния блочной подачи материала по русскому языку на примере общеобразо-вательного учреждения.
1. Методики блочной подачи материала по русскому языку
1.1 Теоретические особенности блочной подачи материала
Теоретическая основа данного исследования основана на достижениях известного донецкого математика советского периода (а с 1987 г. - заведую-щего лабораторией проблем интенсификации учебного процесса НИИ) В.Ф. Шаталова, который утверждал, что «неподготовленных детей не бывает, есть непрофессиональные педагоги. Все дети способны успешно освоить школь-ную программу» [1]. По его инициативе по филологическому направлению Пантелеев А.Ф. выступает учителем русского языка высшей категории [7].
Многие педагоги обращали внимание на систему интенсификации пре-подавания, но, на наш взгляд, значительных успехов в этой области достигли в основном педагоги-практики, такие как Шутан М.И., Ихинова С., В. [5], [9]
Следует отметить, что современные педагоги (Н.В. Беляева, Т.А. Зво-нова, И.С. Лобышева, Л.А. Колесникова и др.) также используют блочно-модульные системы доставки информации, но лишь фрагментарно, не меняя всего потенциала, к тому же подавляющее большинство педагогов, работа-ющих с этой системой остаются учителя математики и информатики. Следует отметить, что, стремясь расширить подачу материала, преподаватели упус-кают такую деталь, как ясность, лаконичность текстов таблиц, вспомогатель-ные примечания: написано красиво и много, но сложно в реализации практи-ки [4]
На данный момент новая система находится в активной разработке в рамках школьного курса русского языка. Следует отметить, что он уже за-рекомендовал себя как рабочий метод, не имеющий себе равных по соотно-шению «скорость – качество» преподавания.
Главной особенностью такой системы выступает то, что она рассчитана не только на возможность учителя следовать советам методического пособия и пользоваться раздаточными материалами, но и на совершенствование навыков эффективного моделирования уроков с применением данной мето-дики; не бойтесь изменять их структуру в соответствии с личными предпо-чтениями и удобством обучающихся.
Начинать внедрение модульного преподавания предмету необходимо с первого этапа, так как все этапы последовательны и взаимосвязаны. Именно ее реализацию мы и рассмотрим на примере создания блочной системы вы-бора по русскому языку для обучающихся девятого класса базовый обще-образовательной образовательного учреждения. Одной из составляющих комплексной цели системы выступает формирование учебно-методического обеспечения блочной системы на основе разработки специально структури-рованных учебно-методических средств преподавания - учебных блоков, предназначенных для достижения конкретных целей преподавания и само-развития, обучающихся [5].
Заключение
Использование модульного учебного плана при изучении русского языка позволит обеспечить построение учебного процесса с учетом принци-пов формирования адекватной мотивации самоконтроля: воспитание крити-ческого мышления, потребности в совершенствовании своей речи. высказы-вания, в оценке выбора слов, разнообразия, знания морфологических форм и синтаксических конструкций, аккуратности, логики и др. Преимущества связной письменной речи позволят более эффективно обучать письменной речевой деятельности с помощью модульной технологии.
Использование компетентностной модели в образовании, основанной на высоком уровне самомотивации обучающихся субъектов и их самостоя-тельной деятельности, способствует развитию личностных компетенций, предполагает кардинальные изменения в организации образовательного процесса, в управлении им, в способах оценки образовательных результатов, обучающихся в сравнении с образовательным процессом на основе концеп-ции «освоение знаний», что в максимальной степени может обеспечить мо-дульное обучение.
Разработанная программа предполагает включение четырех блоков в течение года и рассчитана для учащихся девятых классов общеобразова-тельной школы. Основные блоки следующие: освоение орфографии, изложе-ние, сочинение, речевое высказывание. Программа разделена на два полуго-дия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (началь-ные классы): Учебник / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Academia, 2018. - 64 c.
2. Бикбаева Р.К. Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи//nsportal. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/07/blochnaya-podacha-materiala-na-urokakh-po-razvitiyu (Дата обращения: 17.12.2022)
3. Буркова Е.М. Блочная программа формирования ключевых ком-петенций учащихся на уроках русского языка//Международный научно-исследовательский журнал – 2018 - № 22(3) С.22-29.
4. Джумаев Д. C. Блочно-модульная подача материала как способ интенсификации обучения школьников русскому языку//Вестник ФГАО ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского – 2019 – С.22-30.
5. Ихинова С.В. Доклад на методсовете на тему "Технология мо-дульного обучения на уроках русского языка" //nsportal. [Электронный ре-сурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2022/02/03/doklad-na-metodsovete-na-temu-tehnologiya-modulnogo (Дата обращения: 17.12.2022)
6. Кузнецова О.В. таксономия планируемых результатов, разрабо-танная для московской электронной школы (на примере отдельных тем по русскому языку)//Русский язык в школе – 2022 – Т 83. №3. С. 25-33.
7. Пантелеев Ф.А., Боронило И.С. Средства интенсификации про-цесса обучения русскому языку как иностранному (на материале раздела «глаголы движения) в преподавании русского языка инофо-нам//Гуманоидные и социальные науки – 2021 – Т.89. № 6. С.151-158.
8. Тошбоев Р. Среди методов обучения русскому языку выделяют дидактико-методические и предметно ориентированные. Методика обучения русскому языку//International Conference on Developments in Education – 2022 – С. 1-18.
9. Шутан М.И. О междисциплинарном подходе к изучению концеп-тов в школе//Русский язык в школе – 2022 – Т 83. № 6. С. 25-34.
10. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык». МБОУ «Северодвинская гимназия № 14». 2019. [Электронный ресурс] – Ре-жим доступа: https://sevgym14.ru/Rabochie_programmy/RP_po_russkomu_yazyku_11_kl_I_V_Gusarova.docx.pdf (Дата обращения: 17.12.2022)