Фрагмент для ознакомления
2
В последнее время стратегическое развитие не только становится основой для других типов планирования, которые являются наиболее важным элементом пространственного развития, но также фокусируется на глобальном учете четких социально-экономических проблем. Реализация текущих и перспективных планов комплексно реализующегося социально-экономического развития для конкретной муниципальной единицы происходит по отдельным направлениям.
Актуальность проблемы социально-экономического развития муниципальных образований как первичных звеньев территориальной структуры хозяйства страны определяется той ролью, которую муниципальные образования выполняют в решении первоочередных задач сбережения населения и повышения качества жизни населения страны, а также теми негативными тенденциями, которые имеются в развитии муниципальных образований (особенно малых городов и сельских поселений), а именно: сокращение численности жителей, миграционный отток населения в крупные города и столицы, усиление дифференциации муниципальных образований по уровню доходов населения и благоустройству территорий и т. п.
На уровне муниципальных образований протекают непосредственные процессы производства и воспроизводства самого человека в единстве его физической, производственной и социокультурной сторон. Качество жизни каждого человека зависит не только от размера семейного бюджета, дохода и имущества семьи, но и от уровня развития производственной и социальной инфраструктуры данного муниципального образования, которая влияет на состояние здоровья, занятости, образования, обеспеченности жильем и социальными гарантиями, предоставляемыми региональной властью.
Объект работы – Курганская область.
Предмет работы - стратегическое планирование.
Цель работы – изучить стратегическое планирование: разработку и реализацию территориальных стратегий.
Задачи работы:
изучить сущность, содержание, специфику территориальных стратегий;
представить характеристику процесса разработки территориальных стратегий;
раскрыть характеристику Курганской области;
дать оценку уровня социально-экономического развития территориальных стратегий;
рассмотреть современные тенденции развития территориальных стратегий Курганской области;
выявить перспективы развития территориальных стратегий Курганской области.
В качестве методов исследования использовались следующие: контент – анализ, общелогический метод, структурно – функциональный метод, системный.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Сущность, содержание, специфика территориальных стратегий
Важность муниципальных образований в удовлетворении потребностей жителей территории определяется также тем, что объектами муниципального хозяйства и муниципальной собственности являются, прежде всего, такие системы жизнеобеспечения населения, как водопроводные и канализационные сети, газовые объекты, электроснабжение, транспорт, жилье и т.д. И качество жизни населения, проживающего на этой территории, зависит от того, насколько хорошо функционируют все эти системы.
Следовательно, целью местного социально-экономического развития является создание высококачественной среды, набора условий жизни для населения на территории данного муниципального образования. Реализация целевых функций социально-экономического развития муниципальных образований позволяет обеспечить устойчивое воспроизводство человеческого, социально-экономического, ресурсного и экологического потенциалов территории, положительную динамику параметров уровня и качества жизни населения при сохранении и улучшении среды обитания [5].
Развитие муниципального образования невозможно без определения целей и приоритетов, соответствующих приоритетам и задачам социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что подразумевает разработку соответствующей стратегии.
Процесс разработки стратегии - это сложный, многоступенчатый процесс анализа результатов развития муниципального образования, разработки и обоснования долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с национальными тенденциями и целями и задачами развития муниципального образования.
В современной России процесс разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования обусловлен рядом проблем. Такие проблемы включают:
территориальная разбросанность регионов и муниципалитетов;
огромные различия в населении регионов и муниципалитетов;
огромные различия в научно-техническом потенциале муниципалитета;
огромные различия в плотности населения и других факторах.
Каждый муниципалитет должен функционировать в своей собственной экономической среде и обладать целым набором особенностей социально-экономического развития, влияющих на организацию и эффективность процессов построения механизмов стратегического управленческого планирования.
Поэтому, несмотря на схожесть целевых стратегических задач, общие принципы построения организационных структур органов муниципального управления и единую нормативную базу на федеральном уровне, каждый муниципалитет должен иметь свой индивидуальный набор механизмов разработки Стратегии социально-экономического развития [4].
Основная целевая направленность стратегии муниципального развития, заключающаяся в повышении уровня и качества жизни населения, в оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, также отражена в стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 207-р от 13 февраля 2019 года. В качестве цели устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года определены сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны [11].
Разработка, утверждение и реализация документов стратегического планирования, а именно стратегии социально–экономического развития муниципальных образований, относится к полномочиям органов местного самоуправления [12].
При разработке и реализации стратегии социально-экономического развития каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать разнообразие организационных форм и различные условия развития муниципальных образований, которые определяют специфику каждого муниципального образования. В то же время все муниципалитеты имеют общие черты, учет которых составляет фундаментальную основу для разработки стратегии развития. Существенные характеристики, присущие каждому муниципальному образованию, независимо от их организационно-правовых форм, включают:
муниципальное образование является относительно самостоятельным и экономически обособленным звеном единого социально-экономического комплекса страны, что проявляется в наличии органов местного самоуправления, избираемых населением муниципального образования и управляющих подведомственными территориями, в формировании и использовании местных бюджетов как отдельных финансовых структур, в средства которого направляются на удовлетворение потребностей населения и развитие муниципальных образований;
каждый муниципалитет имеет в своем распоряжении определенные ресурсы, это земельные, природные, материальные и трудовые ресурсы, человеческий потенциал, именно от того, насколько эффективно используется ресурсный потенциал муниципалитетов, как идет развитие промышленной и социальной инфраструктуры данной территории, зависит решение широкого круга проблем которые определяют уровень и качество жизни населения, проживающего в пределах его границ;
все стадии жизненного цикла человека (предродовой, трудовой и послетрудовой периоды) происходят в границах муниципальных образований, и это ставит задачу как создания определенной социальной инфраструктуры для жизнеобеспечения населения в границах муниципального образования (детские сады, школы, коммунальные услуги, социальная защита услуги) и условия для осуществления трудовых функций населения;
любой муниципалитет - это среда обитания человека, которая должна соответствовать современным требованиям цивилизованного мира, представлениям о комфорте проживания (это хорошие дороги, доступность здравоохранения, образования и культуры, обустройство мест проживания и отдыха и т.д.).
Итак, как показывает российская и мировая практика, в современных условиях стратегическое управление становится наиболее эффективным и гибким инструментом, который мог бы объединить усилия городских властей и его сообщества для выстраивания единого вектора развития, привлечения инвесторов, усиления конкурентных преимуществ, а также применения современных механизмов коммуникации с населением для удовлетворяйте его потребности.
Именно стратегическое управление позволяет городским властям принимать необходимые управленческие решения для развития местной экономики, достижения долгосрочных целей социально-экономического развития и быть готовыми быстро адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды [3].
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования должна основываться на его долгосрочных приоритетах в экономической, социальной и других сферах и соответствовать интересам городского сообщества. Только при конструктивном диалоге между правительством, обществом и бизнесом стратегия будет эффективной [6].
Неучастие местного сообщества в разработке и принятии стратегии влечет за собой «формальность» стратегии, т.е. ее нереализуемость на практике, соответственно, снижение качества управления городским развитием. Активность местного сообщества в обсуждении и принятии стратегии является признаком демократизации общества и наличия гражданского сознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. – 19 октября.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании Российской Федерации» // Российская газета. – 2014. – 10 июля.
3. Бабич, Т. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Т. Н. Бабич. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 336 c.
4. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л. Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 260 c.
5. Белокрылова, О. С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
6. Божко, Ю. Н. Современные подходы к управлению региональным развитием / Ю. Н. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. - № 9. – С. 36
7. Буреш, О. В. Управление региональным развитием / О. В. Буреш // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. - № 13. – С. 19
8. Василенко, Н. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
9. Вдовин, С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: монография / С. М. Вдовин. – М.: Инфра-М, 2021. – 154 с.
10. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление. учебное пособие / А. И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 239 с.
11. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2022. – 630 с.
12. Голикова, Г. В. Управленческая экономика: учебное пособие / Г. В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2022. – 216 с.
13. Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я. Я. Кайль. – М.: Феникс, 2021. – 364 с.
14. Калинникова, И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учебное пособие / И. О. Калинникова. – СПб: Питер, 2020. – 240 с.
15. Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие для бакалавров / Э. Н. Кузьбожев. – М.: Юрайт, 2020. – 537 с.
16. Кузнецов, А. В. Системная диагностика экономики региона / А. В. Кузнецов. – М.: Либроком, 2020. – 232 с.
17. Рукина, И. М. Региональная экономика и управление: учебное пособие / И. М. Рукина. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2022. – 250 с.
18. Сажина, М. А. Управленческая экономика: учебник / М. А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2022. – 208 с.
19. Чертков, А. Н. Правовое обеспечение стратегического планирования территориального развития Российской Федерации / А. Н. Чертков // Журнал российского права. – 2021. – № 11. – С. 41-50.
20. Штульберг, Б. М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б. М. Штульберг – М.: Гелиос АРВ, 2020. – 206 с.
21. Департамент экономического развития Курганской области. Официальный портал // http://www.economic.kurganobl.ru.