Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что на данном этапе экономического развития страны в условиях транзитивности экономики - правильное построение механизма налогового планирования оказывает существенное содействие в создании устойчивой позиции организации, что позволяет вы избежите материальных и финансовых потерь в процессе хозяйственной деятельности. Следует отметить, что механизм налогового планирования - это совокупность взаимосвязанных мероприятий по реализации элементов и этапов налогового планирования в рамках стратегического и текущего развития организации с учетом требований законодательства, одновременного использования. возможностей, предоставляемых в его рамках, а также тенденций изменения действующего законодательства и вероятности его изменения.
Важнейшей мерой по оптимизации налоговых платежей организации является разработка усовершенствованного механизма налогового планирования. Состояние экономики с учетом внешних факторов влияния требует создания механизма налогового планирования, который отвечал бы всем приоритетным направлениям оптимизации налоговых платежей в рамках законности, объективности и альтернатив.
Целью данной работы является проведение анализа налогового планирования и оптимизации налоговых отчислений организации.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
изучить сущность налогового планирования;
раскрыть налоговую нагрузку как фактор налогового планирования организации;
представить характеристику деятельности ООО «МАРТА» ;
дать оценку налогового планирования ООО «МАРТА»;
предложить пути оптимизации налоговых отчислений организации ООО «МАРТА»;
дать оценку эффективности предложенных рекомендаций.
Предметом исследования являются налоговое планирование и оптимизация налоговых отчислений.
Объектом исследования является ООО «МАРТА».
Проблемам налогообложения посвящены работы И.Ю. Тимофеевой, А.Д. Аюшиева, И.В. Горского, А.3. Дадашева, Е.Н. Евстигнеева, JI.А. Злобиной, М.С. Шальневой, В.П. Иваницкого, А.Ю. Казака, Н.И. Рязановой, Т.А. Печенегиной, Т.Ф. Юткиной и др.
Нормативно-правовая база исследования. В работе использовались законодательные и нормативные акты, инструктивный и методический 6 материал, а именно: законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации и т.д.
Методологической базой исследования стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, индуктивный и дедуктивный методы научного познания, позволяющие раскрывать взаимосвязи экономических процессов, методы обобщения, выборки, группировки и графические методы.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы налогового планирования и оптимизации налоговых отчислений
1.1. Сущность налогового планирования
В современных экономических условиях, усложненных рядом экономических ограничений и продолжающейся пандемией, практически перед каждым субъектом хозяйственной деятельности достаточно остро стоит вопрос оптимизации производственных расходов, а также иных издержек, включая налоговые платежи, объем которых, порой, занимает основное место в общей величине расходов организации.
Вместе с тем, слабая теоретическая и практическая подготовленность руководства к оптимизации издержек, связанных с уплатой налогов и сборов, влечет за собой общий упадок уровня эффективности финансово–экономической деятельности предприятия.
Налоговое планирование выступает одним из наиболее распространенных инструментов построения параметров ведения экономической деятельности, основанных на применении способов налогообложения, предусмотренных законодательством, способствующих оптимизации распределения внутренних ресурсов предприятия и его инвестиционной привлекательности.
Налоговое планирование находится в тесной взаимосвязи тесно с маркетингом, финансовым планированием, бухгалтерским учётом, а также управлением кадровым обеспечением.
Принято выделять два существенных аспекта проявления налогового планирования на уровне отдельных предприятий. Первый аспект представляет специфическую роль налогового планирования в процессе мобилизации внутренних резервов субъектов хозяйственной деятельности, тогда как второй выражается в получении дополнительных конкурентных преимуществ посредством определения оптимальных параметров ведения экономической деятельности посредством перераспределения налоговой нагрузки [1, с. 44].
Налоговое планирование представляет собой правой институт, позволяющий налогоплательщикам законным образом обходить налоги посредством использования разных приемов и льгот, которые представляются государством на основании закона. Другими словами, налогоплательщики имеют законное право использовать все допустимые законодателем средства, чтобы уменьшить и сократить свои налоговые обязательства. И нет ничего удивительного и неестественного в том, что налогоплательщики зачастую используют не только допустимые законом средства, но и коллизии отечественного законодательства. Стоит разобрать процесс налогового планирования. Его многие ученые условно разделяют на несколько взаимосвязанных между собой этапов:
1) идея организации бизнеса, формулировка определенных целей, а также рассмотрение возможности использования предоставленных государством льгот;
2) выбор выгодного места производства и расположения конторских помещений организации, ее филиалов и т. д.;
3) выбор организационно-правовой формы юридического лица.
Последующие этапы можно условно отнести к текущему налоговому планированию, которое пронизывает всю систему управления хозяйствующего субъекта. К ним можно отнести, разработку системы договорных отношений организации, формирование «налогового поля» организации для анализа налоговых льгот, планирование налогового учета [1].
Стоит упомянуть и об одном из самых главных факторов, влияющих на эффективность налогового планирования, — первичном контроле. Его осуществление происходит на уровне работников бухгалтерии или финансовых служб организации. Осуществление такого контроля дает возможность проводить достоверный учет налогооблагаемых объектов и позволяет соблюдать своевременную уплату налогов в государственный бюджет. В налоговом администрировании Российской Федерации сложилась тенденция предоставления в налоговые органы по месту жительства налогоплательщика информации о прогнозах налоговых платежей на предстоящий год, квартал (налоговый период). Это и объясняет тот факт, что значение налогового планирования в организациях увеличивается. Хоть данная практика запросов такого рода не урегулирована в налоговом законодательстве, она распространяется все больше и больше.
Институт налогового администрирования не стоит на месте и постоянно развивается, что способствует увеличению и распространению практики применения организациями налогового планирования. На сегодняшний день у налогоплательщиков есть возможность самостоятельно дать оценку всем своим возможным рискам. Также они могут своевременно исправлять допускаемые ошибки при исчислении налогов. Ранее они не имели такой возможности, однако после принятия законодателем новой Концепции системы планирования выездных проверок она появилась. Ею были установлены общие критерии оценки риска налоговых правонарушений [2].
Сейчас их успешно используют органы при отборе налогоплательщиков для выездных проверок. И важно то, чтобы налогоплательщик вел прогнозирование наступления налоговых рисков в рамках налогового планирования, а не только по итогам отчетного либо налогового периода. Следует указать и правоприменительный аспект налогового планирования. Его сущность заключается в правильном и полном использовании всех предусмотренных налоговым законодательством льгот и приемов налогоплательщиком при оценке позиций налоговых органов по вопросам, касающимся применения и толкования актов о налогах и сборах [3].
Одним из самых главных инструментов налогового планирования являются льготы, а также их применение, которое напрямую зависит от регионального законодательства. При развитии методов налогового планирования со временем появляются новые приемы налоговой оптимизации, например использование в налоговом планировании механизма тонкой капитализации. Однако как показывает практика, более выгодным способом финансирования организации является увеличение уставного капитала за счет кредитов и займов. А вот многонациональные группы компаний обладают наибольшими возможностями использования механизма тонкой капитализации для получения каких-либо налоговых выгод, чем иные организации [4].
Примером может быть группа, которая состоит из дочерней компании в одной стране и материнской в другой. При наличии других одинаковых условий организация такого рода заплатит меньше налогов, если она будет переводить прибыль дочерней компании в материнскую в форме процентов [5].
Анализируемый метод управления налогами следует анализировать посредством призмы противопоставления, с одной стороны, налогоплательщиков, и, с другой стороны, государственных органов, уполномоченных в сфере фискальной политики.
Вместе с тем, грамотное налоговое планирование оно не только способствует снижению фискального бремени, однако, выступает также и регулятором управленческих процессов организации, так как минимизация налоговых издержек и их оптимизация далеко не во всех случаях соответствуют стратегии хозяйствующего субъекта.
В практике налогового планирования используются следующие методы:
ситуационный,
численные балансовые методы,
метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения [3, с. 28] .