Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Память - это комплекс когнитивных способностей и высших психических функций, используемых для накопления, сохранения и воспроизведения знаний и навыков. Сегодня проблемы развития памяти у младших школьников взаимосвязаны и имеют социальную значимость.
Человеку нужно многое знать и запоминать, и объем информации увеличивается с каждым годом. Книги, записи и компьютеры помогают человеку запоминать, но главное - это его собственная память, потому что без нее нормальное функционирование личности и ее развитие невозможно. Память - это основа способностей человека. Это условие для обучения, приобретения знаний и формирования навыков и умений. Благодаря памяти и ее совершенству человечество выделилось из животного царства и достигло своего нынешнего расцвета. Без постоянного совершенствования этой высшей психической функции дальнейший прогресс человечества был бы невообразим.
Низкая успеваемость учащихся всегда причиняет боль родителям и учителям. Трудность усвоения большого количества информации в равной степени может не усваиваться. Поэтому сегодня соблюдение законов человеческой памяти является эффективной основой для осмысленной памяти.
Память можно определить как ментальные, физические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, хранения и воспроизведения информации в жизни. Эти функции являются основой памяти. В частности, память включает в себя способность человека запоминать математические объекты, концепции, отношения, рассуждения, действия и воспроизводить их в необходимое время. Без достаточно развитой памяти невозможно проводить успешные математические исследования.
В процессе обучения одной из важных задач учителей является систематическая и целенаправленная работа по развитию памяти учащихся. Кроме того, целью этой работы является не только запоминание определенного количества фактов, но и обучение навыкам рациональной памяти с разумной мотивацией. Различные творческие занятия, в том числе, обучение танцам, способствуют развитию памяти.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие памяти является важной задачей в воспитании младших школьников, и ее успешное выполнение может происходить на уроках танцев.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное развития российского образования характеризуется формированием личностно-ориентированного направления для развития потенциальных способностей и умений детей.
Проблема данного исследования заключается в противоречии между необходимостью развития памяти у детей младшего школьного возраста и недостаточной реализацией занятий творческими занятиями в виде танцев в этом направлении.
Степень научной разработанности. Проблемой развития памяти занимались с древних времен: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П.Павлов, советский психолог Н.Ф.Добрынина, А.А.Смирнова, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев. Современным проблемам памяти посвящены труды и исследования многих ученых: М.И.Сеченова, Р.Шифрина, Д.Карнеги, А.А.Смирнова и многих других.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей младшего школьного.
Предмет исследования: развитие памяти у детей младшего школьного возраста на занятиях классического танца.
Цель исследования: проанализировать способы и особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста на занятиях классического танца в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть понятие «память» в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить особенности развития памяти детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть способы развития памяти младших школьников на занятиях танца;
4. Провести диагностику исходного уровня развития памяти у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента;
5. Осуществить разработку и внедрение упражнений классического танца, которые помогут развить память младших школьников;
6. Проанализировать динамику уровня развития памяти у младших школьников.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты развития памяти младших школьников
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведено эмпирическое исследование изучения уровня памяти учащихся посредством классического танца.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «память» в психолого-педагогической литературе
Память - это основа умственной деятельности. Без памяти невозможно понять базовые знания о мышлении, сознании и формировании подсознания [20]. Память считается одной из наиболее развитых частей психологии. Однако дальнейшие исследования паттернов памяти в наше время вновь превратили это в одну из главных проблем науки. У ученых нет четкого и единообразного определения памяти.
В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о стимулах после прекращения их действия [13].
Поскольку ни одно из существующих в памяти определений не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить несколько взаимодополняющих формул.
Согласно определению, данному в Словаре психологии, «память - это система мнемонических процессов, используемая для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения этих знаний в форме устных отчетов и моделей поведения, которые были в предыдущем опыте».
Согласно определению А.В.Петровского, «память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуального опыта» [16].
Ж.Пиаже считал, что «память - это набор информации, которую мозг получает и управляет поведением человека» [12].
Согласно определению В.Г.Крысько, «память - это процесс захвата, сохранения и воспроизведения того, что человек отражает, делает или переживает» [11].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2018. – 157 с.
2. Волков, Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 250 с.
3. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. М. : Владос, 2019. – 365 с.
4 Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головина. Минск: АСТ, 2021. – 452 с.
5. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / В. В. Давывод. – М., Педагогика, 2020. – 250 с.
6. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников на уроках танца / И. В. Дубровина. – М. : Знание, 2020. – 204 с.
7. Дубровинова, И.В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Знание, 2020. – 316 с.
8. Джеймс, У. Память / У. Джеймс. – М.: Психология, 2017. – 415 с.
9. Иванов, М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни / М.М. Иванов. М. : АО «МЕНАТЕП – ИНФОРМ», 2016. – 364 с.
10. Истомина, З.М. Развитие памяти на уроках танца / З. М. Истомина. - М. : Просвещение, 2020. – 194 с.
11. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В. Н. Крысько. М. : Владос - пресс, 2021. – 160 с.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М. : ТЦ «Сфера», 2021. – 412 с.
13. Куприянович, Л.И. Резервы улучшения памяти / Л. И. Куприянович. -М. : Наука, 2018. – 415 с.
14. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2019. – 203 с.
15. Мещерякова, Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2018. – 266 с.
16. Нартова, С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова, А.В. Потапова. М. : Флинта: МПСИ, 2016. – 365 с.
17. Никитина, Т.Б. Как развить хорошую память / Т. Б. Никитина. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 195 с.
18. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М. : Российское педагогическое агентство, 2020. – 405 с.
19. Петрова, Н.М. Нервная система и органы чувств / Н. М. Петрова. – И.: Изд-во Удм. Ун-та, 2019. – 257 с.
20. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М : Просвещение, 2019. – 415 с.