Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время средства массовой информации имеют немаловажное значение в жизни граждан нашей страны. Современные СМИ пытаются донести всю актуальную информацию о новостях в политике, культуре, науке, спорте и многих других аспектах жизни максимально быстро и качественно. Но такое положение дел было не всегда. Сделаем небольшой дискурс в сферу советских СМИ и цензуры.
С появлением советской власти цензурный пресс носил жесточайший характер. Например, в 1937-1938гг. редакторов, журналистов, писателей, подвергшихся цензуре за свободомыслие, - репрессировали.
Были арестованы известные публицисты и режиссеры, а их работы на долгое время положены «на полку» .
Жестокая цензура и преследование деятелей искусства, не вписывающихся в рамки партийной идеологии и «социального реализма», продолжались даже в период «Хрущевской оттепели». Вошли в историю две выставки, получившие всемирный резонанс и разгромленные властями. Это выставка художников-авангардистов в московском Манеже и «бульдозерная выставка» в Измайловском парке. При посещении их Никита Хрущев подверг экспонаты и самих художников жесткой критики, использовав нецензурные выражения. Следующим примером можно назвать вынужденный отказ Бориса Пастернака от Нобелевской премии, в результате массовой кампании давления. Были изгнаны из СССР Александр Солженицын и приютившие его на своей даче Мстислав Ростропович и Галина Вышневская, через непростые коллизии прошел автор «Тихого Дона», покончил самоубийством принуждаемый к роли идеологического цензора председатель Союза писателей СССР Александр Фадеев.
ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СМИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
1.1 «Золотой век» в российской журналистике и СМИ: 1990-е гг. Принятие «Кодекса профессиональной этики российского журналиста». СМИ в 1998-2008 гг.
Девяностые же годы можно считать «золотым веком» в российской журналистике и СМИ, поскольку в этот период была ослаблена цензура и произошло падение коммунистического режима. Самыми культовыми изданиями того времени считаются «Московские новости», «Огонек», «Век ХХ и мир». В этот период увеличились тиражи периодических изданий. Так, выпускалось в год газет: «Аргументы и факты» – 33,5 миллиона экземпляров; «Комсомольская правда» – 19 миллионов экземпляров; «Труд» – 15 миллионов экземпляров; «Известия» – 12 миллионов экземпляров. По каналам телевещания основными рейтинговыми передачами были «Взгляд», «До и после полуночи», «600 секунд» и «Пятое колесо» .
Особенностью тех лет стало появление новых СМИ, независимых от государственных учредителей, например «Российского телевидения и радио», учрежденного в 1991 году правительством Бориса Ельцина. Предшественником современных независимых СМИ считается информационная служба «Факт», основанная в 1987 году. Со временем эта газета стала холдингом, принесшим в отечественную журналистику западный стиль, а также коммерческую бизнес-схему, которая была основана на продажах рекламы и количестве тиража.
В девяностых годах двадцатого века наряду с государственным вещанием активно стали формироваться различные негосударственные вещательные корпорации, например разговорная станция «Эхо Москвы».
В крупных региональных центрах начали появляться журналистские авторитеты и лидеры вещательного рынка, что стало базой для образования различных независимых СМИ. Таким образом, в 1990 году был принят закон «О печати и других средствах массовой информации» , легализовавший право на учреждение СМИ не только государственными, но и общественными организациями и частными лицами.
1.2 СМИ и политическая структура страны в постсоветском пространстве
С распадом СССР в политической структуре страны произошли изменения, однако политический режим смог сохранить свои властные полномочия благодаря использованию информационных ресурсов. В то время у РСФСР не было собственного телеканала, Б. Ельцин, который занимал довольно радикальную позицию по сравнению с М. Горбачевым, был практически лишён информационной поддержки, поэтому его целью было создание собственных электронных СМИ: 21 августа 1991 года Ельцин издал указ «О средствах массовой информации в РСФСР», по которому Гостелерадио СССР перешло в ведение правительства России, а Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная корпорация (ВГТРК), созданная в июне 1990 года, получила право на вещание на втором общесоюзном канале. Затем «наследство» Гостелерадио поделили между ВГТРК и вновь образованные государственные телерадиокомпании «Останкино», «Петербург» и «Москва». Таким образом, после событий 1991 года Б. Ельцину удалось поставить под свой контроль СМИ, что дало возможность управлять информационными потоками и с помощью них воздействовать на общественное сознание.
Почему же журналистские коллективы поддерживали власть в то время? Дело в том, что они получили права соучредителей государственных телерадиокомпаний, к тому же большинство руководителей и сотрудников СМИ получили повышение в зарплате. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 1994 года глава государства констатировал, что отечественные СМИ находятся в стадии перехода к рынку, а потому испытывают в первую очередь финансовые трудности. Президент подчеркнул необходимость предоставления им государственных дотаций, а также перехода к разгосударствлению СМИ, то есть передачу в первую очередь газет и журналов журналистским коллективам. К тому же определяющими были мировоззренческие сходства, так как реформаторы с их стремлением к демократии, свободе и отсутствию цензуры были близки медиа-сообществу.
В начале правления Б. Ельцина особенно было выражено влияние СМИ, в частности телевидения, на власть, а также рост популярности у зрителей. Однако как таковая свобода слова отсутствовала в том понимании, что «общественная» составляющая не была учтена в полной мере: не все политические силы имели равный доступ к информации, плюрализм мнений, существующий в обществе, не был отражён.
Некоторые изменения во взаимоотношениях СМИ и власти произошли во второй половине 1990-х гг., когда Россия вступила в затяжную полосу кризиса, авторитет Ельцина стал угасать, проявились «издержки демократии». Из-за перечисленных изменений СМИ стали отдаляться от власти, что выразилось в резкой критике экономического курса и действий правительства в Первой Чеченской войне. В итоге в Послании Федеральному собранию РФ 1995 года Ельцин отмечал возникшее противостояние масс-медиа и властных структур, когда, с одной стороны, государственные органы пытаются оказать давление на СМИ, а с другой, законодательство «в сфере регулирования СМИ не принимается журналистами концептуально» . Впоследствии СМИ вынуждены были объединиться с бизнес-элитой, то есть российскими предпринимателями, которые также в то время были лишены возможности участвовать в принятии политических решений, а потому видели в СМИ важный ресурс, который позволит им побороться за государственную собственность в ходе приватизации, поэтому вкладывали в них финансовые средства, что, в свою очередь, помогало журналистов спасти свои издания.
Этот союз породит так называемые «информационные войны» 1997-2000 гг. .
Манойло А. В. определяет информационную войну как процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня, путем воздействия на гражданское население, власти и (или) вооружённые силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранных информационных материалов, и, противодействия таким воздействиям на собственную сторону .
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
2.1 Актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа. Интернет-СМИ и повестка дня
Последние несколько лет развития медиа свидетельствуют о том, что в настоящее время коммуникации, информация претерпевают время глобальных изменений. Как результат – мы видим одноканальную структуру распространения информации, которая трансформируется в многомерную систему. Каждый элемент данной системы может пообщаться с любым другим элементом данной системы, а может и со всеми сразу. Распространены социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа
Данный вопрос становится актуальным для мирового сообщества и социальной, политической системы социума.
От масс-медиа зависит устройство общества, способы формирования в нем сообществ, их коммуникации с государственными институтами.
Масс-медиа также связаны с типами экономической организации, со спецификой занятости населения, образом жизни и установками самого общества, страны, населения в ней. Но основные формы социального существования, управление им, коммуникации, специфика их сохраняются.
Интерактивность также становится нормальным явлением. Нормой является общение автора статьи, блога со своей аудиторией, обсуждение с ней сложных тем и проблем. Актуальным является тема того, какая информация может располагается в открытом доступе (библиотеки, масштабные архивы).
Относительно профессионального контента, то в данном случае нет отличий в его аудитории. Есть отличие между типами данного контента и способами его доставки читателю. Реализуется усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. К примеру, пользователь читает вместо газеты одну статью, видит сюжет вместо целого новостного выпуска и т.д.
Как следствие – аудитория делится на сегменты, части.
Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка.
Следует сказать и об этическом компоненте. Часто в Интернете можно увидеть так называемые «заказные» статьи, где нет ссылок на авторов. Многие журналисты вторгаются в личную жизнь граждан. Через российские СМИ часто ведется пропаганда насилия и нарушаются элементарные правила приличия, нормы языка и др. Данные процессы происходят на фоне функционирования созданных в это время законодательных актов и законов («О средствах массовой информации» , «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу), «О рекламе» ), ряда деонтологических документов («Кодекс профессиональной этики российского журналиста» , «Хартия телерадиовещателей» , «Декларация гильдии судебных репортеров» и т. д.).
Созданы организации, объединяющие главных редакторов, работодателей, владельцев средств массовой информации. Появляются и общественные организации – Ассоциация парламентских журналистов, Лига журналистов-женщин, Финансовый пресс-клуб. Существует Союз журналистов России, в котором состоит более пятнадцати тысяч членов и 89 региональных организаций. Есть и Медиасоюз. Перечисленные организации нацелены не только на защиту журналистских интересов, но и на защиту слова, доступности информации. Эти организации содействуют и помогают улучшению статуса профессиональной деятельности российского журналиста. Этой темой занимается и Большое жюри Союза журналистов. В «Журналисте» есть рубрика «Этика профессии». В стандарт высшего журналистского образования как обязательный курс включен «Профессиональная этика журналиста». Но все перечисленные документы общественного, деонтологического и профессионального характера имеют низкую эффективность. Об этом говорят как российские журналисты, так и журналисты за рубежом. Эксперты Запада проводили исследования, которые говорят о нереалистичности и даже «романтичности» деонтологических документов России. Это относится, прежде всего, к «Кодексу профессиональной этики российского журналиста».
Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Поскольку онлайн-СМИ влияют на социум непосредственно, само общество начинает меняться. Это касается не только информационной области, но и экономики, политики – в них создаются сетевые структуры.
Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ также могут существовать только в постоянно изменяющихся обстоятельствах.
Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет.
Наступление 2020 года ознаменовали не самые радостные новости: пандемия COVID-19, официально объявленная ВОЗ 11 марта, серьезно повлияла на всю мировую медиаповестку. Теперь новости о количестве зараженных, вылечившихся и умерших стало ежедневной и чуть ли не обязательной практикой для всех изданий. Почти во всех крупных агрегаторах на первой полосе можно было увидеть новости об отмене крупных мероприятий и переносе ряда фестивалей (Евро-2020, Каннский фестиваль, «Евровидение», летние Олимпийские игры и др.). Однако, что еще важнее с точки зрения развития СМИ, коронавирус создал не просто свое информационное поле, а несколько антитрендов внутри очевидных трендов. И в первую очередь он сместил парадигму доступности информации.