Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование и развитие «универсальных учебных действий» (УУД), которые обеспечивают способность к обучению, способность личности к самосовершенствованию и саморазвитию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основным принципом дидактики, распространенным сегодня, является принцип воспитывающего обучения. Цель обучения на уроке иностранного языка – воспитание личности. Прежде всего, нравственное воспитание. Употребление алкоголя, наркотиков, переедание, компьютерная зависимость (азартные игры) препятствуют нравственному воспитанию личности.
Специфика предмета изучения «Иностранный язык» заключается в том, что общение на иностранном языке является одновременно целью и средством обучения. И если это так, то в процесс общения может быть введен любое содержание, в том числе пропагандирующее ценностные ориентации здорового образа жизни (ЗОЖ). Ведь сегодня при обучении иностранному языку знание языка (лексика, грамматика, фонетика) имеет второстепенное значение и не должно доминировать в процессе иноязычного общения.
На уроках иностранного языка учащиеся овладевают четырьмя видами речевой деятельности: чтением, речью, аудированием и письмом, которые позволяют осуществлять общение. Все четыре типа речевой деятельности также могут быть использованы для формирования знаний о здоровом образе жизни [23].
Исходя из вышесказанного, можно делать вывод, что использование потенциала учебного предмета «иностранный язык» для воспитания здорового образа жизни учащихся неоспоримо и велико и соответствует государственной стратегии «Здоровые дети – здоровая нация».
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей и подростков нашла отражение в многочисленных исследованиях ряда ученых:
- обоснование связи психического и физического состояния человека исследовалось в работах И.С. Бериташвили, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера;
- проблема психологического здоровья подростков изучалась в трудах Л.А. Абрамян, A.B. Запорожца, А.Н. Леонтьева, ТА. Репиной;
- принцип взаимосвязи психического и физиологического развития был отражен в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна;
- важность проблемы формирования представлений у школьников о здоровом образе жизни определена в трудах АЛ. Венгера, В.Д. Давыдова, A.B. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сласте-нина.
Несмотря на проведенные исследования, проблема недостаточно развита в практике учреждений образования. Большинство руководителей образовательных учреждений не направляют образовательную деятельность школы на формирование здорового образа жизни учащихся, что определяет выбор темы исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования установок ЗОЖ на уроках иностранного языка в средней школе
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся средней школы
В среднюю школу входят учащиеся в возрасте от 11 до 15 лет, и, согласно общепринятой периодизации, это период подросткового возраста. Это сложный переходный период от детства к взрослой жизни. Именно в это время возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослой жизни». А чтобы правильно подобрать необходимую методику обучения, нужно знать психологические особенности учащихся на данном этапе обучения.
Средний школьный возраст - это возраст бурной социализации человека. В этом возрасте круг общения расширяется, общественное признание его личности и деятельности приобретает большое значение, раскрываются его интересы и увлечения. Однако развитие воли, умение ставить цель и достигать ее [2].
Учащиеся начинают понимать необходимость самостоятельного выбора последующей образовательной программы, а это означает формирование у них устойчивых интересов и предпочтений, а также ориентации в различных сферах обучения.
В отличие от младшего школьного возраста, ведущая деятельность старшеклассника становится социально полезной в различных формах, и общение со сверстниками также очень важно. В данном случае учебная деятельность - это выполняемая деятельность, способствующая индивидуализации подростка [12].
Воображение ученика этого возраста также хорошо развито и приходит в школу вместе со способностью действовать по правилам. Воображение помогает спланировать перспективу будущих действий, а способность действовать в соответствии с правилами определяет справедливое содержание этой перспективы. Такие психические особенности ребенка необходимы для последующего школьного обучения. Школьник активно работает с книгой. Это одно из основных действий по овладению навыками самообразования. С помощью учителя ученик учится работать с текстом, с его помощью он учится понимать учебную задачу, контролировать свою работу на предложенном примере, а также учиться правильно ее оценивать. Диалог происходит не только с учителем, но и с текстом.
Обучающийся овладевает понятием труда, таким как рабочий труд. Он самостоятельно ставит перед собой цели, выбирает способ их достижения и оценивает свою работу. Так возникает новое свойство человеческой психики - рефлексия [13].
В подростковом возрасте операции, приобретенные в младшем школьном возрасте, становятся формально логичными. Абстрагируясь от определенного визуального материала, подросток мыслит только устно. Он формирует гипотезы на основе общих основ и проверяет их, то есть гипотетически говорит дедуктивно. Столкнувшись с новой проблемой, подросток пытается найти разные приемлемые подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждой из них. Развиваются следующие процессы: классификация, аналогия, обобщение и другие.
Благодаря особенностям теоретического рефлексивного мышления школьники могут анализировать абстрактные идеи, находить ошибки и логические противоречия в суждениях. Подростки размышляют о будущем, идеалах, иногда формируют собственные теории, приобретают непривычный для себя, более серьезный и обобщенный взгляд на мир. Формирование основы мировоззрения, начавшееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием [15].
Значительные изменения связаны с мотивацией обучающихся средних классов. Управление мотивацией обучения иностранным языкам считается одной из основных проблем методики преподавания в школе. Важным фактором, определяющим процесс говорения на иностранном языке, является мотивация усвоения иностранного языка. Ученик средней школы вносит в генеральный план мотивацию, связанную с формирующимся мировоззрением и планами на будущее. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и принятого намерения [12].
1.2. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе
Под «целью» понимается идеальный образ планируемого результата, закодированный в мозгу «образ необходимого будущего» [6, с.43]; «пусковой механизм каждой деятельности» [14, с.42]. Цель определяет форму и характер деятельности человека.
Цели среднего школьного образования определяются программой базового образования базового общего образования, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом базового общего образования.
В качестве цели обучения в средней школе базовая образовательная программа базового общего образования подчеркивает: достижение учащимися запланированных результатов: знаний, навыков, умений, компетенций; появление и развитие личности учащегося в его идентичности, уникальности и уникальности.
Цель обучения иностранному языку в средних классах определена следующим образом: развитие личности учащегося, его способностей и желания участвовать в межкультурном общении на иностранном языке, а также его самостоятельное развитие на родном языке в иноязычно-речевой деятельности [16].
Обучение школьников иностранному языку в соответствии с программой включает в себя: формирование уважения и интереса к культуре и народу изучаемой страны, языку; воспитание культуры общения; формирование познавательной активности и поддержание интереса к обучению; воспитание потребностей в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.
В программе подчеркивается, что процесс изучения иностранным языкам в целом предназначен для формирования способности участвовать в прямом и косвенном диалоге культур [24].
Согласно ФГОС ООО, основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативных компетенций учащихся. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает лингвистическую, социолингвистическую, социальную, дискурсивную и социокультурную компетенции [21].
Соответственно, для достижения общей цели учитель должен развивать в своих учениках каждый ее компонент. Способность и готовность учащихся к межкультурному общению и межличностному общению с носителями языка зависят не только от знания языковых единиц, способности логически выстраивать речь и решать речевые проблемы, но и от культуры, быта, обычаев и т. д. [24].
Владение языком без знания культурной составляющей приведет к тому, что человек не сможет объяснить свою речь намерения собеседника и контекст высказывания, то есть он поймет только значения слов, но ни в коем случае не психологические, социальный и культурный подтекст.
Глава 2. Методическая организация урока по английскому языку в средней школе
2.1 Основы построения урока в рамках здоровьесберегающих технологий
Урок английского языка, как и любой другой, требует предварительной подготовки и должен следовать логике и принципам обучения. Если учитель поставил перед собой задачу разработать и провести урок английского языка, используя технологии ЗОЖ, то он должен соответствовать ряду требований. При построении урока учителю следует придерживаться следующих требований:
1) плотность урока, определяется количеством времени, которое тратят школьники на учебный материал (норма не менее 65% и не более 80%);
2) плавный темп и спокойное, размеренное завершение урока. Тогда у школьников будет возможность задавать вопросы, а учитель может более подробно прокомментировать их;
3) рациональность и дифференциация задания, то есть его соответствие возрастным характеристикам и уровню знаний школьников [8].
Прежде всего, учитель должен позаботиться о комфортной обстановке и соблюдении санитарно-гигиенических условий в работе, а именно температуру воздуха, правильное освещение, наличие / отсутствие звуковых стимулов и т. д.
Следующее требование - рациональное количество образовательных мероприятий и их последовательность; норма - 4-6 занятий за урок. Следует помнить, что частая перемена деятельности требует от учащихся дополнительных усилий. Средняя продолжительность деятельности - 7-10 минут [4].
Урок английского языка должен быть ориентирован на стимулирование творческого потенциала учащихся. Следует использовать активные методы (деловая игра, обсуждение), метод свободного выбора, самопознание и методы, направленные на развитие интеллекта. Такие методы, как разговор, обсуждение, ролевые игры, наилучшим образом способствуют самовыражению детей.
Одним из важнейших условий здорового и экономичного урока английского языка является наличие двигательной активности. Федеральный закон №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подробно регламентирует, в чем заключается охрана здоровья учащихся и какие условия должны быть созданы в рамках деятельности образовательных организаций. В СанПиНе есть свод санитарно-эпидемиологических правил и стандартов, которые устанавливают требования к организации учебного процесса и даже рекомендуют набор физкультурно-оздоровительных минут [1].
2.3 План –конспект урока английского языка, направленного на формирование установок ЗОЖ у учащихся
Тема: “Здоровый образ жизни. ”( Healthy Life).
Цели: - актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни - формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации - воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи:
Образовательные: - совершенствовать речевые навыки в устной речи - развивать умение читать с целью понимания содержания.
Развивающие: - формировать умение выделить главное - стимулировать развитие способностей и потребностей в личной активной творческой деятельности - развивать целостность и осмысленность восприятия.
Воспитательные - повышать мотивацию учащихся к здоровому образу жизни.
Предполагаемые результаты:
Личностные УУД: формировать положительное отношение к процессу познания, развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» // Российская газета. 2011. Федеральный выпуск № 5430(54). URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 15.09.2019).
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
3. Адаева, О.М. РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ / О.М. Адаева, П.Н. Шишкина // Поволжский педагогический вестник. 2020. №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-na-uroke-angliyskogo-yazyka-v-shkole (дата обращения: 23.12.2022).
4. Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций [Текст] / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – 7-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2016. – 164 с.
5. Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений культуры шк. с углублённым изучением англ. яз. [Текст] / [К. М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова и др.]. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. – 112 с.
6. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с.
7. Горбунова О.В. Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка // Schoola28.ru : интернет-портал школы № 28 г. Мытищи. 2018. URL: http://www.schoola28.ru/index.php/deyatelnost/metodicheskaya-kopilka/411 -2012-11-19-10-13-36 (дата обращения: 01.11.2019).
8. Гретченко О.А. Методические рекомендации по проведению уроков английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий // Uchitelya.com : учительский портал. 2013— 2018. URL: http://uchitelya.com/angliyskiy-yazyk/10399-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-urokov-angliyskogo.html (дата обращения: 02.11.2019).
9. Гуляева, О.В. Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках английского языка / О.В. В. Гуляева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2017. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-uchaschihsya-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 23.12.2022).
10. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. – ISBN 5-09-001716-6.
11. Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе // KopilkaUrokov.ru : сайт для учителей. 2013-2018. URL: http://www.openclass.ru/node/47746 (дата обращения: 01.11.2019).
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-акад.образования – 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
13. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2014. – № 1. – С. 70–74.
14. Лукина Н.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // «Общество. Культура. Наука. Образование». - 2012. - №2. - С.40 - 43.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
16. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Русский язык, 1991. – 356 с.
17. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И, В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2012. – 140 с.
18. Романова, Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н.Л. Романова // Педагогика высшей школы. - 2018. -№ 2. - С. 5-8.
19. Петров О.В. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. 2005. № 2. С. 19-22.
20. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М. : АПК и ПРО, 2002. 121с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
23. Dudeney, G. How to teach English with technology / G.Dudeney ,N.Hockly // Pearson Education Limited, 2008. - 292 с.
24. Stanley, G. Language Learning with Technology: Ideas for Integrating Technology in the Classroom / G. Stanley. - Cambridge: Cambridge Handbooks for Language Teachers, 2013. - 264 с.