Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной системе образования главной целью становится подготовка молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, заканчивая школу выпускник должен обладать хорошим запасом творческих способностей, оригинальностью мышления, быть самостоятельным, уметь получать и анализировать собственные знания в ходе творческой деятельности. Помогать в этом ребенку, в первую очередь, будет образовательное учреждение, то есть школа, в которой организуются классные занятия и осуществляется внеклассная деятельность учащихся в различных формах (кружки, научные общества и т. д.).
В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.).
Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин.
В современных условиях становления информационно цифрового общества увеличивается объем доступной информации, скорость ее распространения и генерации, а также растет потребность в ее упорядочивании, подаче и дифференциации. Формируются новые принципы как передачи, так и усвоения многообразной информации. В данном процессе особенно востребованным становится иллюстрирование как дополнительный, специфический художественно образный источник информации.
Целью данной работы является рассмотрение иллюстрации как способа развития творческих способностей у обучающегося.
Задачи:
- рассмотреть роль творчества в жизнедеятельности личности;
- изучить искусство и художественно-творческую деятельность в развитии детей, сущность иллюстрации;
- рассмотреть иллюстрацию в работе с дошкольниками;
- проанализировать иллюстрирование в работе с младшими школьниками;
- описать иллюстрацию как вид изобразительного искусства в работе с подростками;
- рассмотреть иллюстрация в профессиональном образовании студентов.
Объект исследования – иллюстрация. Предмет исследования – иллюстрация как инструмент развития творческих способностей у обучающегося.
Глава 1 Теоретические аспекты роли творчества в жизни личности. Сущность иллюстрации
1.1 Роль творчества в жизнедеятельности личности
Человеку присуща способность творить. На сегодня различными сторонами темы творчества заняты такие науки, как психология, педагогика, социология и пр. Даже создан раздел науки – теория творчества. С темой творчества связано с искусство. Философия объединяет знания о творчестве, обеспечивает методологию коллективной работы в разных сферах культуры.
Благодаря творчеству появляется оригинальное, развиваются человеческие силы, способности людей.
Творчество представляет собой самореализацию. В творчестве свобода становится объективной. Несмотря на то, что творчество все-таки бессознательно, оно не противопоставляется рациональному. Творчество – это естественное дополнение рационального.
Творчество представляет собой специфический вид деятельности людей, который можно также понимать как созидание, которое противостоит разрушительной деятельности. Творчество выделяет необычные признаки предметов, обеспечивает получение новых результатов. Такое противопоставление – не абсолютно. Творчество соединяет в себе также и деструктивные моменты в той мере, в какой нужно ликвидировать тормозящие факторы .
Когда мы противопоставляет друг другу творчество не «нетворчество», то мы имеем в виду категории продуктивности и непродуктивности. Творчество – это деятельность продуктивная, творчество производит качественное новое. Репродуктивная деятельность воспроизводит уже известное. Различие между творчеством и нетворчеством относительно, поскольку нет такой полностью оригинальной деятельности.
Творчество обладает такими признаками, как полезность и новизна, или оригинальность.
При чем полезность не является специфическим признаком творчества. Полезность характерна и для репродуктивной деятельности. Но недооценка полезности может ликвидировать и творчество в том числе.
Новизна, или оригинальность, является специфическим признаком творчества. Но новизна – это не цель творчества .
Итак, творчество представляет собой деятельность людей, которая порождает новые ценности в материальном и духовном мире.
Сам термин «творчество» содержит существенный момент специфики человеческого отношения к действительности. Творчество – это социальная форма отражения. Творчество представляет собой социальное явление, которое немыслимо без социума. Человек способен проявлять творческое отношение во всех сферах своей жизни, всегда. Творчество есть существенная часть качественной определенности индивида.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения. - В кн. Обучение чтению младших школьников. Пособие для учителей. - Сост. Гаркунова И.П. - М. - 2011. - С.75-76.
2) Абрамова В.В., Мещеряков Н.А. Творческое развитие студентов в процессе изучения основ книжной иллюстрации//ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. 2021. № 5. С. 114-118
3) Богоявленская Д. Б., Теория творчества Я. А. Пономарева // Вопросы философии. — 2020. — № 5. — С. 129-135
4) Дорошук Л.А. Развитие творческих художественных способностей детей дошкольного возраста//СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА. Сборник статей. Том Выпуск 12. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова; Ответственные редакторы: М.С. Соколова, М.В. Соколов. 2015. С. 167-170
5) Котлова В.В. Иллюстрирование как средство развития творческих способностей младших школьников//НАУЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ: ИДЕИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НАПРАВЛЕНИЯ. Материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Армавир, 2019. С. 136-139
6) Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. - 2012.- No 1.-С.29.
7) Миронова Ю. П., Организация исследовательской и творческой деятельности для учителей и учеников начальной школы // Начальная школа. — 2021. — № 9. — С. 13-20
8) Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию в 5 классе - Литература в школе. - 2014.- No2.- С.77
9) Мун, Л. Импровизация в истории искусств [Текст]: / Л. Мун // газ. «Искусство» изд. Дома «Первое сентября». – 2002. – No6 (246) – С.З-7.
10) Пономарев П. А., Человек и общество в идейном наследии русских, религиозных философов // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2017. — № 3. — С. 23-30
11) Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. − М.: Просвещение, 2009.
12) Сыромицкая В.П. Работа с букварной иллюстрацией на уроках обучения грамоте. – Начальная школа. - 2016. - No6. - С. 18
13) Чаплаева, Л.Г. Особенности эстетического воспитания подростков / Л.Г. Чаплаева // Гуманитарные науки. – 2019. – No 4(48). – С. 84-87.
14) Чеканова В.О., Шешукова Е.И. Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами иллюстрации//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2022. № 5. С. 382-386
15) Щербаков Р. Н., Творческая личность учителя на уроке // Физика в школе. — 2021. — № 3. — С. 3-5