Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В ФГОС приоритет отдается духовно-нравственному воспитанию школьников. Таким образом, общие положения стандарта гласят, что одним из основных принципов школьного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». В документе говорится о «важности объединения образования и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения на благо человека, семьи, общества» [26, с. 22].
В школьном возрасте проявляется такие качества, как чувствительность, чувство справедливости, сочувствие. Исследователи подчеркивают специфику поведения ребенка младшего школьного возраста как его отзывчивость, участие во всем ярком и необычном, быструю адаптацию к эмоциональным переживаниям других людей. Школьник обладает способностью испытывать серьезные переживания, сопереживать и реагировать на страдания других, к этому его подталкивают как разочарование, так и грусть, а также текущие переживания, которые являются его внутренними переживаниями. На основе всего этого можно эффективно формировать нравственные представления.
Степень разработанности темы исследования. Изучением вопросов формирования национального самосознания, любви к Отечеству у детей и молодежи, занимались корифеи отечественной педагогики К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения изучали также такие ученые как А.А. Аронов, Ю.С. Васютин, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.М. Конжиев, В.И. Лутовинов, В.А. Тишков и др.; проблемы формирования гражданственности рассматривали Г.А. Ковалев, Т.И. Тюляева и др.[14], [28].
Одним из мощных инструментов патриотического воспитания является национальная культура, приобщение младших школьников к истории и традициям родной земли, национальному наследию предыдущих поколений.
Первостепенная роль в формировании нравственных представлений у школьников принадлежит фольклору. Фольклор - это художественное народное творчество, художественная творческая деятельность трудящегося народа; поэзия, музыка, театр, танцы, архитектура, изобразительное и декоративное искусство создаются народом и распространяются в народных массах. В коллективном художественном творчестве народа отражается его профессиональная деятельность, его социальный и бытовой образ жизни, его знания о жизни и природе, его культы и верования [12].
Анализ форм и методов возрождения и развития фольклора в современных условиях показывает, что формирование национального самосознания, понимания ценности народной культуры невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые в значительной степени влияют на национальную культуру в русском языке.
В силу объективных и субъективных причин социального, духовного и экономического существования общества сегодня встал вопрос о радикальном изменении самой структуры духовного воспроизводства, прежде всего, в системе воспитания и развития подрастающего поколения.
Таким образом, существует взаимоисключающие условия между важностью воспитания детей школьного возраста и недостаточной проработкой содержания педагогических работ, основанных на народной педагогике в воспитательном процессе.
Проблема исследования: исследование теоретических основ и практических аспектов приобщения школьников к национальной культуре, традициям и ценностям.
Цель – теоретически обосновать проблему, раскрыть психолого-педагогический потенциал традиций русского народа и разработать проект по использованию традиций русского народа как средства приобщения школьников к к национальной культуре, традициям и ценностям.
Объект – процесс формирования интереса у школьников к национальной культуре, традициям и ценностям.
Ограничение исследование – работа по приобщение к национальной культуре, традициям и ценностям будет вестись с детьми младшего школьного возраста.
Предмет – является комплекс методов и приемов формирования интереса к национальной культуре у младших школьников.
Гипотеза – формирование интереса к национальной культуре у младших школьников будет более эффективным, если:
– формы занятий будут отражать особенности национальных праздников по народному календарю и различные стороны человеческой жизнедеятельности;
- создать условия для развития патриотического воспитания;
- в работе будет использована художественно-игровая деятельность.
Задачи:
1. Раскрыть особенности развития патриотического воспитания в младшем школьном возрасте;
2. Выявить педагогических потенциал традиционной культуры как средства приобщения младших школьников к национальной культуре;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по приобщению младших школьников к национальной культуре, традициям, ценностям.
Методы исследования, используемые в работе
- теоретические -сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
-эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап), педагогическое проектирование.
База исследования.
В исследовании приняло участие 25 учащихся 4 класса.
Практическая значимость результатов данного исследования рассматривается в возможности применения разработанного проекта патриотического воспитания посредством традиций русского народа в патриотическом воспитании младших школьников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадмаева, С.В. Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве / С.В. Бадмаева // Начальная школа.– 2006.- № 6.– С.109-110.
2. Бакланова, Т.И. Основные направления развития традиционной художественной культуры России / Т.И. Бакланова // Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции «Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях».– Белгород, 1995.– С. 9-18.
3. Басаргина, А.А. Народные праздники в школе / А.А. Басаргина. – Курск: КГУ, 2000. – 126 с.
4. Богословский, В.В. Общая психология / В.В. Богословский, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М.: Просвещение, 1981. – 364 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Москва - Воронеж, 1995. – 286 с.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
7. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И. Тюляева. – М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2003. – 605 с. – (Образование в документах и комментариях).
8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с.
9. Жуковская, Р.И. Родной край: Пособие для воспитателей / Р.И. Жуковская. - М.: Просвещение, 2005. – 246 с.
10. Забелин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. Забелин. - М.: Мысль, 1992. – 496 с.
11. Ильинская, И.П. Народная художественная культура: чему учить и как учить в начальной школе / И.П. Ильинская // Духовно-нравственное воспитание общества и роль духовно-просветительских центров: в рамках IV Международной научно-практической конференции «Иоасафовские чтения» / Материалы международной научно-практической конференции / Отв. редакторы Л.В. Бурая, А.В. Репринцев. – Белгород – Старый Оскол: Изд-во КПЦ «РОСА», 2009. – 466 с. – С. 293 – 297.
12. Ильинская, И.П. Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок / И.П. Ильинская // Начальная школа. - № 5. - 2008. – С. 118– 124.
13. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 1997. – 217 с.
14. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа /О.А. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.:Детство-Пресс, 2008. – 348 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования
. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
16. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов// Педагогика. - 1997. - №3. - С. 52-57.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
18. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопеда-гогической культуры будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 277 с.
19. Новицкая, М. Добро пожаловать в фольклорную школу / М. Новицкая // Дошкольное воспитание. - 1993. - №9. - С. 11.
20. Петров, В.М. Осенние праздники, игры и забавы для детей / В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. - М.: ТЦ Сфера 1999. - 128 с.
21. Подгорнова, С.В. Культуро-ориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие [Текст] / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
22. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО С, 2014. –574 с.
23. Стручаева, Т.М. Региональный опыт раннего знакомства детей с историей, культурой, краеведением / Т.М. Стручаева // Юдинские чтения 2002. Слово и образ. - Курск: КГПУ, 2002. - с. 165-170.
24. Сысоева Н. А. Воспитание патриотизма будущего учителя средствами народной педагогики: допрофессиональный этап образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Волгоград, 2006. -174 с.
25. Ушинский, К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании / К.Д. Ушинский //Дошкольное воспитание. - 1993. - №3. - С. 58.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
27. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М.: Гардарики, 1999.- 520 с.
28. Элиасберг, Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги / Н. Элиасберг // Народное образование. - 2001. - №4. - С. 26-30.