Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В период системного реформирования и внедрения различных инноваций, обществу необходимы неординарно мыслящие люди. Необходим человек, который способен своевременно и эффективно находить выход из проблемных ситуаций. Он должен быть способен проектировать конечный результат своей деятельности и продуктивно преодолевать трудности, которые могут перед ним возникнуть. Человек должен быть способен адаптироваться в современных, быстро изменяющихся условиях. Именно творческий подход к делу и наличие эмоционального интеллекта может явиться предпосылкой к формированию у школьника активной жизненной позиции.
В современной образовательной среде стоит задача воспитания творческой эмоциональной личности. Положительные эмоции и творческая активность субъекта развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер. Этот процесс заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. В современной педагогической науке и практике идет непрерывный интенсивный поиск новых нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение сегодня получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе и др.
Цель работы: теоретически обосновать и рассмотреть эффективность создания организационно - педагогических условий для развития эмоционального отклика школьников в 5-6 классах на уроках литературы.
Объект исследования: процесс развития эмоционального отклика школьников в 5-6 классах на уроках литературы.
Предмет исследования: приёмы формирования эмоционального отклика обучающихся на уроках литературы в 5-6 классах.
Задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность понятий эмоциональный интеллект и эмоциональный отклик школьников.
2. Рассмотреть роль уроков литературы при формировании эмоционального отклика школьников.
3. Описать организационно - педагогические условия для развития эмоционального отклика школьников в 5-6 классах на уроках литературы.
4. Предложить методические рекомендации по использованию методов
и приёмов для развития эмоционального отклика школьников в 5-6 классах на уроках литературы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава1.Теоретические основы формирования эмоционального отклика обучающихся на уроках литературы в 5-6 классах
1.1. Психолого-педагогическая сущность понятий эмоциональный интеллект и эмоциональный отклик школьников
Проблема развития эмоционального интеллекта не является новой в научной литературе. Вопрос человеческих способностей всегда вызывал у людей большой интерес. Под эмоциональным интеллектом понимают сумму навыков и способностей человека распознавать эмоции и понимать собственные намерения. Это способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Эмоциональный интеллект субъекта относится к гибким навыкам [14].
В психологии понятие эмоционального, или социального интеллекта появилось, как реакция на частую неспособность традиционных психологических тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Это получило следующее объяснение. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях. Они способны эффективно управлять своими собственными эмоциями. При этом, принятое понятие интеллекта не включает эти аспекты. Тесты интеллекта не могут оценить эти способности субъекта.
С. Дж. Стейн и Говард Бук рассматривали эмоциональный интеллект, отлично от привычного всем понятия интеллекта. Они писали, что эмоциональный интеллект «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» [10, с.163].
По их мнению, именно эмоциональный интеллект в современном его понимании может являться ключевым для выживания человека. Он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде и уживаться с конкурентами. З. Фрейд много работал над проблемой эмоций и контроля над эмоциями. Профессор Э. Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми» [11].
Под эмоциональным откликом понимают оперативную эмоциональную реакцию на текущие изменения в предметной среде. Люди восхищаются увиденным красивым пейзажем, или произведениями искусства и др. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Психологи рассматривают синтонию как один из видов эмоционального отклика.
Синтония - это способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом на явления окружающего мира. Люди, имеющие такую способность, чувствуют себя в гармонии с природой, и с другими людьми. У них развита эмоционально-чувственная сфера. Данная сторона человека чрезвычайно важна в развитии воображения и образного мышления субъекта. Чаще всего она присутствует у творчески развитых людей. Особенности детской психики таковы, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ученика, которая заряжает и регулирует все остальные его функции [2] .
К данным функциям можно отнести память, мышление, воображение, восприятие, внимание и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.
Исследователи и учёные по-разному формулируют параметры и особенности творческого мышления, но при этом все они обосновывают вывод о важной роли эмоционально-чувственного компонента в творческом мышлении. Они пишут о том, что уровень эмоционально-чувственного развития субъекта дает импульс самореализации его творческих возможностей.
Способность человека к творческому мышлению обусловлена наличием у него, такого фактора, как развитая эмоционально-чувственная сфера.
Т. Рибо писал, что все формы творчества требуют включения эмоций, как побудителей этого процесса. Сами по себе эмоциональные порывы людей не порождают творческого результата. Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и интеллекта [12].
А В. Запорожец отмечал, что изучение и развитие эмоций у ребенка имеет большое психолого-педагогическое значение. Для полноценного развития личности необходимо развитие не только познавательных процессов. Знания и навыки – это безусловно важно, но формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности и людям чрезвычайно важны для формирования растущего человека.
Эффективность обучения во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему процессу. Учителю всегда важно понимать, какие именно чувства присутствуют у ученика в тот, или иной момент. Важны все переживания ученика, связанные с его успехами, или неудачами. Важным в вопросе развития эмоциональной сферы ребенка, является включение его в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми.
Именно это позволяет ученику почувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Развитие творческих способностей тесно связано с развитием эмоциональных образов, и с развитием эмоциональной сферы в целом. У человека постепенно формируются высшие социальные чувства.
В ходе развития творческого потенциала субъекта, у него появляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов. Развиваясь, эмоции – интеллектуализируются. Они становятся обобщенными и предвосхищающими.
Познавательные процессы приобретают аффективный характер и начинают выполнять роль смыслоразличения и смыслообразования [10]. В процессе эмоционально-познавательной деятельности школьник имеет возможность занять определенную позицию. Он в состоянии совершить воображаемое действие, продумывая и проигрывая различные варианты своих действий.
Деятельность, которая первоначально складывается как внешняя, предполагает соучастие в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. После этого подобная деятельность приобретает внутренний характер. Она осуществляется в плане эмоционального воображения. При этом эмоции проходят путь прогрессивного развития, на протяжении всего развития субъекта.
В.С. Мухина отмечала, что эмоции играют ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. В дошкольном возрасте дети сильно эмоциональны. Их чувства всегда преобладают над всеми остальными сторонами их жизни. В период начального обучения в школе у детей появляется произвольность [7].
Они могут контролировать не только свои действия, но и эмоции. В основной школе всё это частично сохраняется. У школьников сохраняется непосредственность, и иногда бурно проявляются чувства и эмоции. Особенно это проявляется на уроках, где есть элементы творческой деятельности. Обсуждение картин, или художественных произведений не оставляют детей равнодушными.
А.Н. Леонтьев отмечал, что развитие эмоций тесно связано с развитием мотивов поведения. Также это связано с появлением у ученика новых потребностей и интересов. При этом, все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты.
Л.С. Выготский вывел два закона:
1. «Закон общего эмоционального знака».
2. «Закон эмоциональной реальности воображения».
Закон общего эмоционального знака он разъяснил следующим образом.
Всякое чувство и всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, которые соответствуют этому чувству. В законе эмоциональной реальности воображения говорится о том, что всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства. Вызываемое чувство является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева, Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.В. Агеева // Молодой ученый.-2017. - Педагогика сегодня: проблемы и решения. - Часть II.- с.79-84.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И.Н.Андреева // Новополоцк: Полоцкий государственный университет. – 2011ю – 112 с.
3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена [Текст] / И.Н. Андреева. - Вопросы психологии. - 2006. - № 3 – С.15-17.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб. пособие [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: СПГУТД, 2019. – 268 с.
5. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы [Текст] / О.Ю. Богданова. - Москва: Академ-А, 2002. - 131 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
7. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. – М.: Центр гуманитар. лит. «РОН». - Секачев, 2010. – 52 с.
8. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Н.К. Винокурова. - Москва: Педагогический поиск. - 2004. - 144 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя [Текст] / Л.С. Выготский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 93 с.
10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. - М.: АСТ, 2008 – 250 с.
11. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ? — Режим доступа: https://smartreading.ru/summary-by-alias/emotsionalnyy-intellekt-pochemu-on-mozhet-znachit-bolshe-chem-iq (Дата обращения: 26.01.2023).
12. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 2012. – 345 с.
13. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
14. Клевцова, Л.Е. Развитие творческих способностей школьников [Текст] / Л.Е. Клевцова. - Начальная школа. - 2009.- № 10.- с. 80-83.
15. Кондратьева, Н.В. Структура творческих способностей младших школьников [Текст] / Н.В. Кондратьева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С.165-172.
16. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А.М. Матюшкин. - Под ред. А.М. Матюшкина (и др.). Москва: Педагогика, 2002. - 155 с.
17. Методические рекомендации «Технология развития эмоционального интеллекта в урочной и внеурочной деятельности учителя русского языка и литературы». – режим доступа: https://урок.рф/library/tehnologiya_razvitiya_emotcionalnogo_intellekta_v_ur_135627.html?ysclid=ldd9pgl6rz239035779 (Дата обращения: 26.01.2023).
18. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е.И. Николаева. - Учебное пособие-Санкт-Петербург: Питер,2016.-256 с.
19. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. – М.: Знание, 2012. – 155 с.
20. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема [Текст] / А.И. Савенков // Педагогика. – 2013. – № 10. – С. 87-94.
21. Санжаева, Х.Т. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Х.Т. Санжаева // Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2013. – №5. – С. 25-28.
22. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
23. Формирование эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия прочитанного учащимися 5–6-х классов на уроках литературы. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/580079?ysclid=ldd9tpekt4802911533 (Дата обращения: 26.01.2023).
24. Формирование эмоционального интеллекта на уроках литературы. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-formirovanie-emocionalnogo-intellekta-na-urokah-literatury-5775685.html?ysclid=ldd9utuhnh759738731 (Дата обращения: 26.01.2023).
25. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 320 с.
26. Яцкова, О.Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века [Текст] / О.Ю. Яцкова // Теория и практика образования в современном мире. – 2012. - №2 – С. 73-76.