Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Завлечь ребенка творчеством или играми в наше время достаточно сложно. Они проводить свободное время за компьютером, или телефоном. Тем не менее, изобразительная деятельность была и остаётся для ребёнка серьёзной творческой деятельностью. Из всех иных видов деятельности для детей дошкольного возраста изобразительное искусство продолжает занимать одно из ведущих мест, что отмечено практически во всех нормативных документах. Именно этот вид деятельности способствует развитию личности ребенка. Благодаря изобразительному искусству ребёнок познаёт окружающий мир.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует реализацию в ДОУ образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». При этом основной задачей здесь является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. К творческой деятельности относят изобразительную, конструктивно – модельную, музыкальную и другие виды деятельности.
В художественно-эстетической деятельности выделяют три основных вида художественной деятельности, изобразительное, декоративное и конструктивное. При этом развитие творческих способностей дошкольников осуществляется в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. На занятиях рисования, лепки, аппликации, у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности.
Цель работы: выявить эффективность способов формирования технических навыков рисования у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс, направленный на формирование технических навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования технических навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия технические навыки и их значение в развитии дошкольников.
2. Описать особенности развития технических навыков у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать организационно – педагогические условия развития технических навыков у детей дошкольного возраста.
4. Предложить методические рекомендации по формированию технических навыков у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования технических навыков рисования у детей дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия технические навыки и их значение в развитии дошкольников
Изобразительные и технические навыки имеют большое значение для развития детей. Каждый ребенок, создавая изображение и передавая какой-либо сюжет, включает свои чувства. При этом он хорошо понимает, как должно выглядеть то, что он пытается изобразить. В этом заключается суть детского изобразительного творчества. Изобразительное творчество проявляется не только тогда, когда ребенок придумывает тему своего рисунка, лепки, или аппликации. Это происходит и в том момент, когда ребёнок создает изображение по заданию педагога. Он определяет композицию и продумывает цветовое решение. Он размышляет над тем, какие можно использовать выразительные средства и самостоятельно вносит интересные дополнения. Взрослый ждёт от каждого ребёнка результата, а детям важен и интересен сам процесс творения [5].
Педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают, что можно проследить связь между эстетическим и умственным развитием детей дошкольного возраста и изобразительной деятельностью. В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др., отмечали, что дошкольники могут видеть связь между явлениями, распознавать их свойства и свойства предметов. У них существует потребность отражать всё это в форме образа. Если эту деятельность направляет педагог, дети учатся понимать и выполнять задачу, следовать рекомендациям, анализировать, сравнивать и др.
Педагоги практики отмечают, что эффективное освоение технических умений детьми возможно лишь при установлении последовательности овладения техникой рисования. При этом необходимо учитывать возрастных особенностей детей при развитии изобразительной деятельности. Важно помнить, что рука ребёнка лишь начинает развиваться, соответственно, только начинают развиваться и движения руки ребенка. Очевидно, что этому процессу необходимо уделять особое внимание. При формировании техники рисования у дошкольников необходимо учитывать, всё то полезное, что есть в детской естественной технике. Именно это проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом. Очень важно при этом понимать особенности психического развития ребёнка в данном возрастном периоде. Это важно для описания особенностей технических умений в рисовании у детей, поскольку их чувства постоянно изменяются. Чем старше ребёнок, тем устойчивей его чувства [19].
Дошкольник мало знаком с окружающим миром и можно говорить о том. что дошкольное детство - это период познания. Это познание направлено не только во внешнюю среду, но и во внутреннюю среду ребёнка. Ребенок уже способен рассказать о своих переживаниях и контролировать свои чувства. Это есть начало сознательного управления собственным поведением. Воля уже присутствует в поведении и действиях дошкольника. Психологи отмечают, что воля развивается под действием мотивов, а мотивы начинают изменяться с возрастом. Именно мотивы, которые являются для ребёнка наиболее важными, толкают его на совершение сознательных действий в достижении имеющейся цели.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астафьева, Н.С. Тематическое и перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» [Текст] / Н.С. Астафьева, С.Н. Петрова. – Москва: Центр дополнительного образования «Восхождение»,2012. – С. 47-50.
2. Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования [Текст] / Ю.С. Балашова // диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва, 2013. - 205 с.
3. Бревнова, Ю.А. Художественный труд в детском саду [Текст] / Ю.А. Бревнова // М. - Издательство Сфера, 2013. – С. 64-67.
4. Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Бутенко // диссертация ... док. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Бутенко; Юж.-Ур. гос. гуманитар.-пед. ун-т. - Челябинск, 2016. - 444 с.
5. Гоманов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности [Текст] / А.С. Гоманов, С.Н. Корнилова // Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 133с.
6. Глушкова, Г.В. Игра или упражнение [Текст] / Г.В. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2008. - No 12. – С.29-34.
7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева // учебное пособие для студентов высших пед. учеб.заведений. – Москва: Инфра, 2006 - 344с.
8. Гризлик, Т.И. Маленький помощник: пособие для подготовки руки к письму [Текст] / Т.И. Гризлик – Москва: Просвещение, 2008. – 47с.
9. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - Москва: Академия, 2000. - 344 с. - Библиогр.: с 214-216.
10. Давидчук, А.Н. Обучение и игра [Текст] / А.Н. Давидчук // Методическое пособие. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 168 с.- Библиогр.: с 115-117.
11. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова // Часть 1. – Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 88 с.
12. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова // Часть 2. – Москва: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 78 с.
13. Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре [Текст] / Т.Н. Доронова // Мл.разновозраст. группа пособие для педагогов дошк. учреждений / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон; - Москва: Владос, 2004. – 134 с.
14. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова // учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов и групп кратковрем. пребывания / Т. Н. Доронова. - СПб.: Детство-пресс, 2003.- 86 с.
15. Дрезнина, М.Г. Навстречу друг другу [Текст] / М.Г. Дрезнина, О. А.Куревина; – Москва: «Линка – Пресс», 2007. – 240 с.
16. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. — Электрон.текстовые данные. — Москва: Академический Проект, 2017. — 161 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71801.html (дата обращения 18.01.2023).
17. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа [Текст] / Авт. сост. И. В. Гуреева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 112 с.
18. Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры [Текст] / Авт.-сост. М. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
19. Кайдошко, Н.Н. Малышева. Занятия по рисованию и художественному труду для дошкольников [Текст] / Н.Н. Кайдошко // Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72 с.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2007. – 416 с.
21. Комарова, Т.С. Диагностика изодеятельности детей 6-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова // Обруч. 2007. - No1. - 24-27 с.
22. Комарова, Т.С. Сказочные образы в детских рисунках [Текст] / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. - 2006. - No2. - с.54-59.
23. Крылова, Н.М. Детский сад - дом радости [Текст] / Н.М. Крылова // Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. - Пермь: Книжный мир: Пермский гос. пед. ун-т, 2005. - 447 с.
24. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Лобанова // учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова; —Балашов: Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, 2005.- 71с.– Библиогр.: с. 35-38.
25. Львова, Н.В. Развитие цветовосприятия [Текст] / Н.В. Львова // Ребёнок в детском саду. -2008. - No 5. – с. 40-43.
26. Незнаева, Ю.Ю. Формирование духовно-нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности [Текст] / Ю.Ю. Незнаева // диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.Ю. Незнаева; Челябенский гос. пед. ун-т. - Тюмень, 2015. - 214 с.
27. Новосёлова, Т.И. Духовный мир пейзажа [Текст] / Т.И. Новосёлова // Воспитатель ДОУ. 2007.- No 4. – с. 79-82.
28. Пшеничных, Л.А. Изобразительная игра как педагогический инструментарий в работе педагога дошкольного учреждения [Текст] / Л.А. Пшеничных. - Белгород, 2005.-357 с.
29. Розова, И.Н. Эмоциональное развитие детей 5 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении посредством художественной импровизации [Текст] / И.Н. Розова // диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Н. Розова; Калужский гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского. - Череповец, 2015. - 231 с.
30. Силаева, Е.А. Учимся составлять цветовые гармонии [Текст] / Е.А. Силаева // Ребёнок в детском саду. 2007. - No 3. - С. 64-66.
31. Соломенникова, О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / О.А. Соломенникова. - ГУП Чехов.полигр. комб. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с.
32. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко // Подгот. к шк. группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Москва: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС.- 2002. - С. 174-177.
33. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко // Старшая группа: Программа, конспекты. -Пособие для педагогов дошк. учреждений. – Москва: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС. - 2008. - С. 159-163.
34. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rg.ru/2018/03/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 18.01.2023).