Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Средства резервного фонда и ФНБ: особенности функционирования 5
1.1 Обязательное резервирование как инструмент фискальной политики 5
1.2 Сущность и цели создания Фонда национального благосостояния (ФНБ) РФ 8
1.3 Место резервных фондов органов государственного управления исполнительного характера в федеральном бюджете 11
Глава 2 Особенности управления средствами ФНБ 12
2.1 Источники формирования ФНБ РФ: общая характеристика 12
2.2 Анализ управления средствами ФНБ: 2008-2022 гг. 14
Глава 3 Управление средствами резервного фонда и ФНБ: перспективы 19
3.1 Опыт зарубежных стран в управлении средствами ФНБ 19
3.2 Перспективы управления средствами резервного фонда и ФНБ в России 21
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная экономика представляет из себя весьма гибкую и динамичную систему, а одним из главных признаков является денежный эквивалент, призванный адекватно реагировать на все время меняющуюся рыночную конъюнктуру . Цены на продукцию постоянно меняются, тем самым отражая реальную ситуацию на рынке: объем товаров, затраты на их производство, логистику и продажу, законодательство и налоги и многое другое.
С течением времени экономика лишь усложняется, в том числе и за счет новых технологий, повышающих производительность труда. В долгосрочной перспективе, вкупе с прочими особенностями вроде эффекта масштаба, это делает продукцию дешевле, однако рядовой обыватель нередко сталкивается с обратной картиной, когда цены на товары общего потребления лишь растут, чего нельзя сказать о заработной плате.
В обстоятельствах постоянно нарастающего социально-экономического кризиса в нашей стране обсуждаются способы и выходы из ситуации.
Выдвигается огромное количество идей: от бюджетных субсидий компаниям, прямых выплат зарплат и предоставления «каникул» работникам, сокращения от отмены налогов организациям из разных экономических сфер, до списания с предпринимательства ранее выполненных обязательств по кредитам и налогам, снижения ставок процентов по кредитам, введения налоговых каникул. Так или иначе, все перечисленные инструменты действуют только за счет резервов федерального бюджета, что власти накапливали долгое время.
Целью данной работы является рассмотрение темы управления средствами резервного фонда и фонда национального благосостояния.
Задачи:
- описать особенности функционирования средств резервного фонда и ФНБ;
- рассмотреть обязательное резервирование как инструмент фискальной политики;
- изучить сущность и цели создания Фонда национального благосостояния (ФНБ) РФ;
- изучить место резервных фондов органов государственного управления исполнительного характера в федеральном бюджете ;
- описать источники формирования ФНБ РФ;
- сделать анализ управления средствами ФНБ: 2008-2022 гг.;
- описать опыт зарубежных стран в управлении средствами ФНБ ;
- изучить перспективы управления средствами резервного фонда и ФНБ в России.
Объект исследования – средства резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ. Предмет исследования – особенности управления средствами резервного фонда и ФНБ РФ в современной ситуации.
Глава 1 Средства резервного фонда и ФНБ: особенности функционирования
1.1 Обязательное резервирование как инструмент фискальной политики
Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет, который имеет силу закона государственного финансового плана на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму расходов на образование и фонд средств, предназначенных для финансовой поддержки задач и функций государственного и местного самоуправления» . Таким образом, накапливая за счет средств федерального бюджета, государство через финансовые механизмы обеспечивает выполнение своей государственной политики, экономических и социальных функций, а именно государственного аппарата, правоохранительных органов, реализацию социальных программ, реализацию приоритетных задач экономической деятельности и т. д.
За счет полученных доходов финансируется народное хозяйство страны, в том числе:
- обороноспособность страны;
- содержание органов государственной власти;
- погашение государственного долга;
- социально-культурные мероприятия;
- поддержка территориальных бюджетов субъектов РФ.
На современном этапе экономического развития централизованные финансовые ресурсы, позволяющие государству обеспечивать необходимые ставки и пропорции общественного производства и стремиться улучшить его секторальную и территориальную структуру, формировать необходимый объем средств для приоритетных программ развития экономических секторов, проводить крупные социальные преобразования. В связи с централизацией финансовых средств основное внимание уделяется ключевым секторам экономического и социального развития, подготовке условий для успешного осуществления экономической и социальной политики.
Особая часть федерального бюджета по распределению стоимости выполняет конкретную социальную цель - служит для удовлетворения национальных потребностей .
В целом разнообразие концепции «федерального бюджета» сводилось к пересмотру следующих компонентов: относительно самостоятельной экономической категории; как денежный централизованный фонд государства; как инструмент воздействия на экономику (с помощью бюджетной базы); в качестве основного финансового плана для государства; как юридическое право, положения которого являются обязательными для всех сторон и представителей общественных отношений.
Инструментом фискальной политики является обязательное резервирование. С августа 2016 годы нормативы резервов были установлены новые нормативы резервов на уровне: по обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в рублях - 5 %, в иностранной валюте - 7 %; по обязательствам перед гражданами в российской валюте - 5 %, в иностранной валюте - 6 %; по прочим обязательствам в рублях - 5 %, в иностранной валюте - 7 %. Увеличение размера отчислений в резерв связывается с важностью финансирования образовавшегося на тот момент времени дефицита госбюджета из средств резервного фонда. Это увеличение являлось необходимым с целью дестимуляции роста обязательств в иностранной валюте в структуре пассивов банков
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 13.01.2023)
2) Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01.05.2017 N 92-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216074/ (дата обращения 13.01.2023)
3) Балахонцев С. В., Шурчанова И. И. Фонд национального благосостояния Российской Федерации: проблемы и тенденции развития//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 36. С. 1845-1847
4) Быков А. Ю., Инфляция как феномен экономики // Наш современник. — 2022. — № 1. — С. 189-200
5) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-50
6) Дорофеев М.Л. Актуальные проблемы управления средствами Фонда национального благосостояния РФ и пути их решения. // Научные ведомости. — 2019. —No 4. — С. 652-668
7) Ершов М., Некоторые противоречия федерального бюджета на 2019-2021 гг. // Экономист. — 2019. — № 5. — С. 38-40
8) Земсков В. В., Роль и определение финансовых резервов для обеспечения федерального бюджета // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 3. — С. 150-160
9) Кислова Елена Геннадьевна РОЛЬ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Вестник экспертного совета. 2020. No2-3 (21-22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fonda-natsionalnogo-blagosostoyaniya-v-sovremennoy-ekonomike-rossii (дата обращения: 13.01.2023)
10) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 13.01.2023)
11) Манукян А. Л., Роль долларизации в экономике Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2021. — Т. 32, № 4. — С. 77-80
12) Международные резервы Российской Федерации// https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/ (дата обращения 13.01.2023)
13) Объем Фонда национального благосостояния. – Министерство финансов Российской Федерации: офиц. сайт. – URL: https ://www.m infin. ru/ru/document /?id_4=27068-obem_ fonda_ nats iona lnogo_blagosost oyan iya / (дата обращения 13.01.2023).
14) Пашихина Е. В. Совершенствование управления средствами ФНБ России на основе зарубежного опыта//В МИРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 91-95
15) Потребительские настроения снова ухудшились. Дефицит федерального бюджета превысил 4 трлн рублей. Трансграничный туризм сократился вчетверо // Эксперт. — 2021. — № 5. — С. 72-80
16) Хамир Б. О., Буданок А. Р. Фонд национального благосостояния РФ//СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022. С. 35-39
17) Ярахмедова Р.Н., Морозов Д.А. Правовые и экономические основания формирования и функционирования ФНБ в России//ПРАВО И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Том Выпуск 9. Под редакцией В.В. Бехер, Н.Н. Лайченковой. Саратов, 2021. С. 310-312
18) Яруллин Р.Р., Синявская К.В. Перспективы использования средств Фонда национального благосостояния для экономического развития России // Наука через призму времени. 2018. No 6 (15). С. 94-100