Фрагмент для ознакомления
2
Уровень развития мелкой и артикуляционной моторики обучающегося играет немаловажную роль в процессе обследований и рассматривается как основополагающий критерий психического развития ребенка и интеллектуальной готовности к обучению в школе. Как правило, ребенок с нарушениями интеллекта не в состоянии верно определить последовательность действий, совершаемые руками, при выполнении какого-либо нового задания. Препятствием для развития навыков самообслуживания, выполнения разнообразных бытовых и учебных действий становится моторная неловкость.
Проблемой исследования является то, что недостаточно развитая мелкая моторика у детей с умственной отсталостью препятствует развитию графомоторных навыков, зрительно-моторной координации, точности движений, и это впоследствии, становится проблемой для успешной социальной коммуникации и адаптации (А. В. Антакова-Фомина [1], Е. И. Исенина [9] , М. М. Кольцова [16], Г.И. Жаренкова [13]). Актуальность исследования обусловлена тем, что настоящее время с каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Ввиду этого необходимо как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок у ребенка не возникало проблем в обучении и в общении со сверстниками.
Проблема развития мелкой моторики и артикуляционной моторики у детей с нарушениями интеллекта - одна из актуальных тем в специальной педагогике и психологии. Специалисты выделяют необходимость развития мелкой моторики пальцев рук и её значимость для развития личности, например, В. А. Сухомлинский считал, что мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка [33, 56].
Исследованию особенностей развития мелкой моторики посветили свои работы такие ученые, как: А. А. Леонтьев [20], А. Р. Лурия [22], И. П. Пинский [25].
Целью данного исследования является: изучение особенностей развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушениями интеллекта. Исходя из поставленной цели исследования, выделены следующие задачи:
1. Выделить черты, характеризующие детей с нарушением интеллекта;
2. Выделить особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушением интеллекта;
3. Предложить инновационные способы развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушением интеллекта;
4. Сформулировать рекомендации по организации и проведению диагностики по выявлению уровней развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушением интеллекта
5. Охарактеризовать уровни развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушением интеллекта
Объектом исследования является мелкая и артикуляционная моторика у детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования – процесс развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушениями интеллекта
Гипотеза исследования: эффективность коррекционной работы зависит от правильно подобранного комплекса диагностики по выявлению уровней развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушением интеллекта.
Методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость исследования: представленные методики могут применяться специальными психологами и учителями-дефектологами в контексте занятий по развитию мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушениями интеллекта.
Структура работы предполагает наличие введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Характеристика детей с нарушением интеллекта
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) определяется как стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, которое вызвано органическим поражением головного мозга. При диагностике умственной отсталости главным признаком является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Также могут рассматриваться и отдельные (локальные) поражения, которые становятся причиной нарушения в развитии психических, в частности, высших познавательных процессов, таких как: восприятии, памяти, словесно-логического мышления, речи и др. и их эмоциональной сфере, которая выражается в повышенной возбудимости или, наоборот, инертности, вялости [3, 34]. Зачастую у детей с нарушениями интеллекта наблюдаются дефекты в физическом развитии, например: дисплазия, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики. В педагогике параметром для диагностики детей с нарушениями интеллекта является их низкий уровень обучаемости. Если говорить о формах нарушения интеллекта, олигофрения или общее психическое недоразвитие, встречается часто. [6, 46].
В российской психиатрии сформировался подход к олигофрении как к необратимому состоянию недоразвития и искаженного развития психики с ведущими показателями недостаточности высших познавательных функций. В научном понимании дефектологии термин «нарушение интеллекта» означает стойко выраженное снижение познавательной возможности ребенка, которое проявляется по причине органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Изучением психолого-педагогических особенностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) занимались Л. С. Выготский [7], А. Р. Лурия [22]. Определено несколько подходов к разъяснению понятия интеллектуальных нарушений. Авторы выделяют разные критерии для объяснения данного термина. Так, например, Н. М. Назарова считает, что нарушения интеллекта– это «стойкое, необратимое нарушение в большей степени познавательной сферы, которое возникло вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер» [23, 14]. Журба Л.Т. формулирует свою позицию следующим образом: «Нарушения интеллекта – это совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких стабильных синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта» [14,19]. Нарушения интеллекта в МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра), рассматриваются, как, состояние задержанного или неполного умственного развития, характеризующееся снижением навыков, которые возникают в процессе развития, и навыков, определяющих общий уровень интеллекта (включая моторику, язык, познавательные способности, социальную дееспособность).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). – М.: Просвещение, 1974. – С. 12-25.
2. Биктагирова, З.А., Сиразутдинова А.Р. Особенности обучения леворукого ребенка на уроках иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13840 (дата обращения: 12.01.2023
3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / – М.: Аграф, 1997. – 128с.
4. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973г. – 175с.
5. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство / А.Л. Венгер. – часть 1. – 3 – изд. М.: Генезис, 2005. – 160с.
6. Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М., 1988.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Академический проект, 2010. – 474 с.
8. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
9. Гончарова Н. В. Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста / Н. В. Гончарова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295). – С. 306-308. – URL: https://moluch.ru/archive/295/66959/ (дата обращения: 12.01.2023).
10. Губанихина Е. В. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений / Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2 (103.2). – С. 3-5. – URL: https://moluch.ru/archive/103/24314/ (дата обращения: 12.01.2023)
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: научное издание / Н.И. Гуткина. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 207 с. – (Детскому психологу) (Учебное пособие). – Библиогр.: с.194-205
12. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию / – М.: Новая школа, 1998.
13. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции//Дефектология. 1972. № 4.
14. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. – М.: Педагогика, 1981.
15. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2014г. – 224с.
16. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973. – 160 с
17. Крупенчук И.О., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
18. Лапшин В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Пузанов Б. П. – М. : Просвещение, 1991. – 143с.
19. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. – М.: Академический проект, 2010. – 453 с.
20. Леонтьев А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
21. Кирпичникова Н. Статья. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - № 2. С. 76–78
22. Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. – М.: Академия, 2012. – 346 с
23. Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под редакцией Назаровой Н.М. –М.: "AKADEMA", 2000.
24. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г
25. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталого ребенка / Пинский Б.И. – М. : АПН РСФСР, 1962. – 319с.
26. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. – М. : АСТ, 1999. – 48 с.
27. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: «Олма-Пресс», 2001
28. Сеченов И.М., Павлов, И.П., Введенский, Н.Е. Физиология нервной системы. — М., 1952. - 238с.
29. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. //Логопед. Научно-методический журнал. – 2019. – № 3. – С. 63-67.
30. Специальная психология: / под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2017. – 464с.
31. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. № 5. - С. 86-96; 2001, № 1. С. 80-86.
32. Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей // Альманах ИКП РАО, 2000, - № 2.
33. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978. - 96с.
34. Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: Астрель, 2008. – 154 с.
35. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2005. – 183 с.
36. Щелованов Н.М., Кистяковская, М.Ю. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М.: Просвещение, 1996. – 256 с.
37. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М.: Академия, 2011. – 452 с