Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 5
1.1. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и форма общения 5
1.2. Виды чтения 15
Глава 2. Вопросы обучения поисковому чтению на уроках иностранного языка 19
2.1. Анализ УМК 19
2.2. Этапы обучения поисковому чтению и упражнения 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Необходимость знания, по крайней мере, одного иностранного языка в наши дни очевидна, внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
Большой объем информации, с которым обучающимся приходится сталкиваться во время обучения в школе, требует от них наличия умений быстро ориентироваться в текстовом материале, выбирать наиболее значимый или необходимый для дальнейшей учебной деятельности. Обучению различным видам чтения текстов на иностранном языке уделяется особое внимание.
Типология видов чтения в современной методике обучения иностранным языкам складывается в зависимости от характера деятельности читающего, целей чтения и ожидаемого результата. Цель поискового чтения – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных, фактов, характеристик, показателей, указаний и т.д. Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Такое чтение требует умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по конкретной проблеме.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение специфики поискового чтения как одного из механизмов повышения скорости понимания текста на среднем этапе обучения.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• Определить особенности чтения на иностранном языке как вида речевой деятельности и формы общения;
• Проанализировать виды чтения;
• Изучить вопросы обучения поисковому виду чтения на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является поисковое чтение как один из механизмов повышения скорости понимания текста.
Предмет исследования: методики повышения скорости чтения с целью углубления понимания текста и экономии времени на усвоение его.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и форма общения
Чтение, с одной стороны, – самый легкий вид речевой деятельности, так как раскрывает содержание готового сообщения. Запечатленность языковых единиц в памяти при чтении гораздо лучше, чем при говорении. С другой стороны, чтение – это самый сложный вид речевой деятельности, поскольку объем печатного текста намного больше, чем любого другого, присутствуют социокультурные особенности, стилевые различия; печатные тексты характеризуются высокой информационной плотностью и сложной структурой . Чтение как вид речевой деятельности состоит из побудительно-мотивационной, ориентировочно-исследовательской и исполнительной фаз деятельности .
В научной литературе отмечаются следующие возможности чтения:
• знакомство с культурой изучаемого языка;
• углубление своих знаний, повышение интереса к изучению иностранного языка;
• постижение иной ментальности;
• эмоциональное, духовное и эстетическое развитие;
• развитие критического мышления ;
В целом, тексты для чтения должны отражать реалии стран изучаемого языка, их историко-культурное развитие, иметь практическую или научную направленность.
Успешность работы с текстами для чтения зависит от критериев их отбора:
• актуальность изложенной информации;
• доступность текста (языковые средства, объем текста);
• соответствие тематики текста возрасту и интересам обучающихся;
• информационная значимость и новизна .
Систематическая работа с чтением на занятиях иностранного языка содействует формированию навыка преодоления информационного барьера, свободной ориентации в иноязычной среде .
Таким образом, чтение способствует интенсификации обучения иностранному языку, знакомству с культурой стран изучаемого языка, нравственно - эстетическому развитию личности, удовлетворению познавательного интереса обучающихся, мотивации и поддержанию интереса к изучению иностранного языка, формированию и развитию иноязычной компетенции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Володина О.В. Условия и особенности восприятия и понимания иноязычной литературы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3 - 1 (55). С. 169 - 172
2. Галактионова Т.Г. «Открытое чтение» - концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открытого образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 42. - С. 122-132.
3. Гальская Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя, 2-е издание. - Москва: АРКТИ. - 2003. - С.32-60.
4. Горюнова Е.С. Критерии отбора текстов для обучения студентов неязыковых вузов иноязычному профессионально ориентированному чтению // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 60 - 64
5. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. - 2005. - № 1. - С. 181-188.
6. Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. - С. 5-12.
7. Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. - М.: Школа рационального чтения, 2001.
8. Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. - М.: Эксмо, 2006.
9. Зиганов М.А. Скорочтение. - М.: Эксмо, 2007.
10. Зяблицева М.А. Мнемотехника. Секреты суперпамяти. - М.: Эксмо, 2009.
11. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
12. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков/ И.Л. Колесникова, О.А. Долгина, - Москва: Дрофа: Cambridge University Press, 2008. - 431 с.
13. Куимова М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2005
14. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Обучение чтению: Учебное пособие. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002
15. Резникова С.О., Предеина Е.В. к вопросу об организации процесса обучения поисковому чтению // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(58). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(58).pdf (дата обращения: 15.04.2018)
16. Риммер В. Exam Success. Подготовка к ЕГЭ по английскому языку / В. Риммер, О.С. Виноградова. – Издательство: Cambridge University Press, 2013. - 297с.
17. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку 1-4 классы. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Г.В Рогова, И.Н Верещагина, Н.В.Языкова. - Москва: Просвещение, 2008.- 243 с.
18. Савенкова О. Чтение аутентичных текстов. / «Просвещение» Иностранные языки. Интернет-издание для учителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/12/reading-authenti
19. Савко И.Э. Русский язык. От фонетики до текста. - М.: Харвест, Попурри, 2005.
20. Соловова Е.Н. State Exam Maximiser. Подготовка к экзаменам по английскому языку/ Е.Н. Соловова, И.Е. Солокова. - Издательство: Longman, 2007. – 224 с.
21. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. – М.: АСТ: Астрель, 2010
22. Фадеев В.М. «Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля», ИЯШ, № 6, 1979
23. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Москва, 1974. - 63 с.
24. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие/ С. К. Фоломкина; науч. ред. Н. И. Гез. - Изд. 2-е, испр. - Москва: Высшая школа, 2005. - 253с.
25. Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. - 2007. - № 2. - С. 49-53.
26. Willis J. A Framework for Task-Based Learning. Addison Wesley Longman Limited, 1996.