Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Неизменной тенденцией последних десятилетий и современного периода является цифровизация общественных отношений. Так как правоотношение - это форма общественного отношения, то и правовая сфера претерпевает серьезное влияние цифровых технологий.
Прежде всего это касается сферы охраны и защиты прав, свобод и законных интересов: в научном и практическом обороте появились термины "электронное правосудие", "онлайн-урегулирование споров", "цифровой нотариат" и т.д.
Вместе с тем цифровизация затрагивает и материально-правовые отрасли: появляются новые объекты гражданских прав (например, криптовалюты), в уголовно-правовой сфере внимание исследователей привлекают вопросы компьютерных преступлений и защиты информации .
Отмечается, что в настоящее время сформирована новая реальность, "особенности которой заключаются в использовании цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека" . Таким образом, можно говорить о правовом регулировании цифровой среды.
Профессиональная юридическая деятельность теперь неразрывно связана с цифровизацией, и подготовка обучающихся в юридических вузах должна быть построена с учетом этого обстоятельства.
В образовательный процесс в юридических вузах должны включаться новые дисциплины, посредством изучения которых у выпускников будут сформированы новые компетенции.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие применение новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы применение новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе.
Целью исследования является исследовать проблемы применение новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть общие понятия об информационных технологиях в юридической деятельности;
2.исследовать правила использования современных информационных технологий в деятельности юристов;
3.определить принципы использования современных информационных технологий в деятельности юристов;
4.выявить роль современных информационных технологий в юридической деятельности;
5.проанализировать задачи информационных технологий в юриспруденции.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство в сфере инфрмационного права; постановления Пленумов высших судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по уголовному праву, такие как: Аносов А.В., Арямов А.А., Буров В.В., Петров М.В., Грачев Г., Мельник И., Иванова С.А. , Кожевников О.А., Лепский В.Е., Малинова И.П. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки юристов в вузе.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы. Содержание работы изложено на 36 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 53 источников.
1 Правила и принципы использования современных информационных технологий в деятельности юристов
1.1 Общие понятия об информационных технологиях в юридической деятельности
Информационная технология -это процесс получения качественно новой информации о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) с использованием ряда средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации). Целью является производство продукции, удовлетворяющей требованиям человека и системы. Целью информационных технологий является производство информации для анализа человеком и принятия решений о выполнении определенных действий.
Известно, что применение различных технологий к одному и тому же материальному ресурсу приводит к получению различных продуктов. То же самое можно сказать и об информационных технологиях .
Роль информационных технологий стремительно возрастает, что можно объяснить рядом особенностей информационных технологий:
-информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества и экономить другие виды ресурсов (сырье, энергию, минералы, материалы и оборудование, человеческие ресурсы, время);
-информационные технологии сегодня становятся для компаний силой, позволяющей получить и сохранить конкурентные преимущества;
-информационные технологии реализуют наиболее важные и интеллектуальные функции социальных процессов;
-информационные технологии влияют на всю экономику, становится социальным явлением, определяющим состояние общества в глобальном масштабе;
-информационные технологии позволяют людям обмениваться информацией и способствуют распространению больших объемов информации; Они быстро ассимилируются в культуре общества, облегчают многие социальные, национальные и промышленные проблемы, расширяют национальные и международные экономические и культурные связи.
-информационные технологии играют центральную роль в процессе интеллектуализации общества, в развитии новых (экранных) форм систем образования, культуры и искусства, в распространении шедевров мировой культуры и в истории развития человечества;
-информационные технологии играют важную роль в процессе получения, накопления и распространения новых знаний;
-информационные технологии позволяют осуществлять информационное моделирование глобальных процессов и дают возможность прогнозировать многие природные явления, экологические катастрофы, крупные техногенные аварии и рост социальной и политической напряженности;
-экспертные знания включаются с помощью информационных технологий в наукоемкие продукты, которые затем продаются на мировом рынке. Невидимые продукты - знания и культура -становятся предметом торговли. Навязываются стереотипы поведения. Именно поэтому информация, знания и творчество являются стратегическими ресурсами винформационном обществе;
-информационные технологии оказывают большое влияние, например, в дистанционном обучении, компьютерных играх и компьютерных видеофильмах ;
-cоциальное влияние информационных технологий объединит западную и восточную мысль.
Таким образом, под информационными технологиями в юридической деятельности понимаются процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения правовой информации, а также методы реализации таких процессов и методов в юридической деятельности.
1.2 Правила использования современных информационных технологий в деятельности юристов
Информационные технологии в деятельности юристов -это ответ на изменения в системе образования, касающиеся оптимизации управления познавательной деятельностью студентов. Одним из современных подходов к организации учебного процесса является создание специальной образовательной среды. Это означает создание условий, способствующих развитию активной, независимой и творческой личности, способной свободно манипулировать окружающим информационным пространством. Современные информационные технологии предлагают большие возможности для организации такой образовательной среды. Содержание педагогического образования, обогащенное использованием информационных технологий в отношении приобретения ключевых компетенций, таких как социальные, коммуникативные, информационные, когнитивные и специальные компетенции, может быть углублено и сделано более значимым при соблюдении следующих условий :
-создание реальных условий для подготовки учителей к участию в реализации программ информатизации образования;
-значительное повышение уровня профессионального обмена между учителями и учениками благодаря возможности реализации совместных проектов, в том числе телекоммуникационных;
-появление качественно новых условий для реализации творческого потенциала учащихся.
Использование традиционных ресурсов и электронных эффективность самостоятельной работы учащихся с ресурсами - постоянное внедрение образов открытого типа.
Цифровизация сферы образования регламентируется целым рядом правовых актов.
В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в качестве основной национальной цели развития Российской Федерации предусмотрена цифровая трансформация, для чего необходимо достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе образования, до 95%.
В Постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 "О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда" поставлена задача создать государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда" на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу "одного окна" к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" .
Указанным Постановлением утверждено Положение о государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда", согласно которому вводится понятие "образовательная платформа" - информационная площадка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой образовательными организациями размещаются онлайн-курсы, освоение которых осуществляется обучающимися путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Министерством науки и высшего образования в целях достижения уровня цифровой зрелости при реализации полномочий по развитию отрасли науки и образования в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № ДЧ-П10-1369 была разработана Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, которая определяет основные подходы достижения цифровой зрелости отрасли науки и высшего образования в России.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования" определены приоритеты цифровой трансформации, к которым отнесено и регуляторное обеспечение внедрения цифровых технологий в образовательных организациях высшего образования и научных организациях; увеличение экспорта науки и высшего образования.
Целью цифровой трансформации сферы науки и высшего образования является достижение высокого уровня цифровой зрелости образовательными организациями высшего образования, научными организациями и ответственным отраслевым федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации .
Таким образом, Российским государством на самом высоком уровне реализуется идея цифровизации сферы высшего образования, в том числе юридического.
1.3 Принципы использования современных информационных технологий в деятельности юристов
Выделим три основных принципа современных информационных технологий в деятельности юристов:
-интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
-интеграция с другими программными продуктами (стыковка, взаимосвязь);
-гибкость при изменении как данных, так и задач.
Более точным представляется терминновая информационная технология, а не компьютерная информационная технология, поскольку в ее структуре отражается не только компьютерная информационная технология, но и технология, основанная на других технологических средствах, особенно средствах коммуникации.
При этом существует несколько принципиально важных аспектов рассматриваемого вопроса.
Во-первых, следует отметить, что цифровизация не должна подменять собой содержание традиционного, классического российского юридического образования. Цифровизация образования - не альтернатива традиционной форме образовательного процесса, основанной на непосредственном контакте преподавателя и обучающегося, а цифровая образовательная платформа - не преподаватель .
Конституция Российской Федерации закрепила, что каждый имеет право на образование. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 Конституции РФ).
С точки зрения классической юридической науки с правом одного лица обязательно корреспондирует обязанность другого. Соответственно, с правом на получение высшего юридического образования корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этого права в рамках обучения в образовательном учреждении. Несомненно, это связано с необходимостью обеспечить тесный контакт обучающегося с преподавателем - в противном случае было бы достаточно создания электронного ресурса с содержащимися на нем образовательными курсами.
Но основное правоотношение по реализации конституционного права на получение высшего образования складывается не между заинтересованным лицом и государством, а между обучающимся и вузом. В зависимости от формы обучения, источника его финансирования (личные средства обучающегося или бюджетные средства) права и обязанности сторон регулируются либо законом, либо договором. При этом в любом случае обязанности по формированию
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448
4. Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 10. - Ст. 1468
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ.- 2021. - № 27 (часть II). - Ст. 5351
Специальная литература:
6. Аносов А.В. Информационно-правовые вопросы формирования электронного правосудия в Российской Федерации: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.В. Аносов. Москва, 2016. 25 с.
7. Арямов А.А. Цифровизация: уголовно-правовые риски в сфере экономики / А.А. Арямов, Ю.В. Грачева // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6(103). С. 108 - 116.
8. Брянцева О.В. Электронное правосудие в России: проблемы и пути решения / О.В. Брянцева, О.Л. Солдаткина // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 12. С. 97 - 104.
9. Буров В.В., Петров М.В., Шклярук М.С., Шаров А.В. "Государство-как-платформа": подход к реализации высокотехнологичной системы государственного управления // Государственная служба. 2018. Т. 20. № 3. С. 6 - 17.
10. Василькова С.В. Электронное правосудие в цивилистическом процессе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / С.В. Василькова. Саратов, 2018. 25 с.
11. Гандалоев Р.Б. Цифровизация и право / Р.Б. Гандалоев, Л.Ю. Грудцына // Образование и право. 2020. № 11. С. 36 - 41.
12. Гончаров И.В. Гражданский контроль за деятельностью правоохранительных органов в условиях информатизации общественных отношений // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 21 - 26.
13. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. URL: http://www.gebesh.ru/Knigi/grachev.pdf (дата обращения: 19.01.2023).
14. Гройсберг А.И. Электронные доказательства в системе правосудия по гражданским делам // Вестник гражданского процесса. 2019. № 2. С. 55 - 75.
15. Давудов Д.А. Перспективы применения цифрового нотариата как способа защиты прав хозяйствующих субъектов / Д.А. Давудов, А.О. Троицкий // Закон и право. 2021. № 2. С. 50 - 54.
16. Денисов И.С. Развитие электронного правосудия в России / И.С. Денисов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1(77). С. 101 - 104.
17. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/psihologia_manipulacii.pdf (дата обращения: 19.01.2023).
18. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивидов и масс. URL: http://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_1eaef80e566efbfa041bafd712f9b13c (дата обращения: 19.01.2023).
19. Зубарев С.М. Новые технологии общественного контроля: реальность или иллюзия? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 43. С. 72 - 93.
20. Иванова С.А. Проблемы развития системы электронного правосудия / С.А. Иванова, В.А. Мирошникова // Образование и право. 2020. № 4. С. 234 - 239.
21. Информационные системы финансового управления - 25 лет опыта Всемирного банка, что работает, а что нет. Исследование Всемирного банка / C. Dener, J.A. Watrins, William L. Dorotinsky. Washington DC: The World Bank, 2011. 208 с.
22. Информационные технологии: учебник / Л.Н. Демидов, В.Б. Терновсков, С.М. Григорьев, Д.В. Крахмалев. М.: Кнорус, 2017. 222 с.
23. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / под ред. В.Д. Элькина. М.: Проспект, 2013. 352 с.
24. Исаев А.Э. Подходы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере / А.Э. Исаев // Бюджет. 2019. № 5 (197). С. 48 - 50.
25. Закиров Р.Ф. Использование современных IT-технологий как средство достижения основных задач судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2018. № 1. С. 211 - 219.
26. Карцхия А.А. Цифровизация в праве и правоприменении / А.А. Карцхия // Мониторинг правоприменения. 2018. № 1(26). С. 36 - 40.
27. Киселев А.С. Формирование идеи электронного государства и особенности ее реализации: теоретико-правовое исследование: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.С. Киселев. Белгород, 2018. 22 с.
28. Кожевников О.А., Остапович И.Ю., Нечкин А.В. Современное состояние институтов прямой демократии в России: понятие, классификация и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 456. С. 225 - 233.
29. Кокотова Е.И. Правовое регулирование применения информационных технологий в судах общей юрисдикции: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е.И. Кокотова. Москва, 2009. 25 с.
30. Конева Н.С., Вязовцева В.Е., Миронов А.А. Правовые аспекты внедрения и использования технологии блокчейн в государственном управлении в России // Вестник ЮУрГУ. Серия "Право". 2021. Т. 21. № 2. С. 28 - 33.
31. Корсик К.А. Значение нотариата для правовой системы общества / К.А. Корсик // Lex russica. 2021. Т. 74. № 3(172). С. 9 - 15.
32. Крайнова Н.А. Электронные весы правосудия: цифровизация процессов или оцифровка задач? / Н.А. Крайнова // Криминология вчера, сегодня, завтра. 2019. № 1(52). С. 35 - 38.
33. Кузнецов П.У. Основы информационного права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. 312 с.
34. Латышев Д. С. Краткий обзор информационных технологий, используемых в юридической деятельности // Инновационная наука. - 2017. - № 10. - С.14 -17.
35. Лепский В.Е. Технологии управления в информационных войнах (от классики к постклассике). М.: Когнито-Центр, 2016. 160 с.
36. Лисина Н.С. Цифровая трансформация и общественный контроль: перспективы влияния // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 6. С. 32 - 40.
37. Лысенко В.В. Финансирование НПО: российский, международный и региональный опыт // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 63 - 71.
38. Максимова И.М. Цифровизация юридического образования: теоретический аспект / И.М. Максимова // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 244 - 252.
39. Малинова И.П. Синергетика: кодовая теория самоорганизации сложных систем // Российский юридический журнал. 2016. № 5. С. 16 - 29.
40. Михайлова Е.В. Цифровизация профессиональной юридической деятельности и образовательного процесса: понятие и тенденции развития // Хозяйство и право. 2022. № 7. С. 96 - 111.
41. Нечкин А.В., Истомин М.А. Теоретико-правовые основы борьбы с манипулированием массовым сознанием в сети Интернет на примере Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С. 90 - 104.
42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и образование, 2018. 1376 с.
43. Петрова И.В. Информационные системы - цифровой инструментарий осуществления бюджетного мониторинга при управлении публичными финансами // Финансовое право. 2022. № 7. С. 13 - 16.
44. Приженникова А.Н. Цифровизация правосудия: теоретические и практические аспекты / А.Н. Приженникова, Г.Ю. Коляда // Образование и право. 2020. № 2. С. 240 - 250.
45. Пфаненштиль И.А., Борисенко И.Г. Роль информационных технологий в преодолении трансформационных процессов в российском образовании//Философия образования. 2012. № 4 (43). С. 57-59
46. Русскевич Е.А. О цифровизации Особенной части УК РФ / Е.А. Русскевич // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 146 - 151.
47. Сарпеков Р.К. Цифровизация правового пространства / Р.К. Сарпеков // Вестник Института законодательства и правовой информации РК. 2020. № 3(61). С. 12 - 24.
48. Солдаткина О.Л. На пути к цифровому правосудию: проблемы и варианты решения / О.Л. Солдаткина // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 51 - 56.
49. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: монография / Н.А. Голованова, А.А. Гравина, О.А. Зайцев и др. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. 212 с.
50. Чучаев А.И. Цифровизация и ее уголовно-правовые риски / А.И. Чучаев, Ю.В. Грачева, С.В. Маликов // Правосудие. 2019. Т. 1. № 2. С. 133 - 155.
51. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие / М.О. Дьяконова, А.А. Ефремов, О.А. Зайцев и др.; под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. Москва: ИЗиСП, НОРМА, 2022. 376 с.
52. Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы / М.В. Самсонова, Е.Г. Стрельцова, А.В. Чайкина и др.; отв. ред. Е.Г. Стрельцова. М.: Инфотропик Медиа, 2022. 336 с.
53. Шуликов А.О., Санаков И.К. Применение блокчейна в системе государственного и муниципального управления // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: материалы Восьмой Междунар. научно-практ. конференции (23 - 25 апреля 2019 г.) / отв. за вып. Н.Г. Клочкова. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2019. 226 с.
54. Ярошенко Т.В. Сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке: проблемные вопросы / Т.В. Ярошенко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия "Гуманитарные и общественные науки". 2020. № 2. С. 13 - 20.